Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи". Обобщение по разделу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Шакенова Лариса Елемановна

Заключительный урок по разделу "Части речи". Дети работают в парах, наблюдают, сравнивают, самостоятельно делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chasti_rechi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Учитель: Шакенова Лариса Елемановна.

Тема: Части речи. Обобщение.

Цели:

 1) Создать условия

  • для обобщения знаний по теме «Части речи»;
  • для совершенствования навыков определения частей речи, их грамматических признаков.

2) Способствовать развитию мыслительных операций, орфографической зоркости.

3) Создать условия для развития коммуникативных способностей, чувства коллективизма, ответственности.

  1. Оргмомент.

- Сегодня у нас необычный урок, у нас в гостях учителя и руководители школ города.

  • Я желаю вам быть внимательными, собранными, дружной и плодотворной вам работы.
  • Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

  1. Повторение.
  • Какой большой раздел русского языка мы изучили?

  • Что такое “Морфология”?

  • На какие две большие группы делятся все части речи?

  • Какие самостоятельные части речи мы изучили?

  • Назовите служебные части речи.

  • Почему предлог называется служебной частью речи?

III. Практическая часть.

  • И сегодня на уроке мы продолжим работу по теме “Части речи”.
  • Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Заяц, ледяное, черный, растет, тетрадь, девочка, жужжит, желтый, сверкают.

  • Знакомы ли вам эти слова?
  • Назовите, какие орфограммы мы должны запомнить?
  • Подумайте, а какое слово здесь лишнее?
  • Кто согласен с …?

  • Проговорите это слово и объясните, почему оно лишнее?

  • А теперь подумайте, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
  • Что нужно знать, чтобы определить части речи?

  • Запишите эти слова в столбики:

Сущ.                прил.              Глаг.

-  Проверьте друг друга в паре, правильно ли вы записали соответствующие части речи.

  • Вначале вспомним, как нужно проверить работу товарища?

Сущ.                     прил.                Глаг.

Заяц                      ледяное           растет

Тетрадь              черный             сверкают

Девочка              желтый            жужжит.

  • Поднимите руку те, у кого не было ошибок.
  • Поднимите руку те, кто помог товарищу исправить ошибку.
  • Прочитайте слова, которые записали в первый столбик.
  • Докажите, что это существительные.
  • Внимательно посмотрите на эти слова, что в них общего?
  • Чем они отличаются?
  • Прочитайте слова из 2 столбика.
  • Докажите, что это прилагательные.

- Что общего в этих словах?

- Чем они отличаются?

  • А как вы определили род прилагательных?
  • Что может быть ледяное?
  • Прочитайте слова 3 столбика.
  • Докажите, что это глаголы.

- Чем отличаются эти слова?

- Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь в эти столбики нужно дописать свои примеры, но при этом нужно выполнить мои условия:

сущ. ср. рода в ед. числе.

Прилаг. во множ. Числе

Глагол в ед. числе.

- Обсудите в паре правильность записанных вами слов.

- Итак, проверяем. Какое слово вы записали в 1 столбик? Во 2? В 3?

- Хорошо справились. Скажите, какие знания вам пригодились, чтобы правильно определить части речи?

  • Эти знания вам будут необходимы при выполнении следующего задания.
  • Посмотрите на доску:

       …                 какой?               что делает?

 Свет,                      …,                       …

  • Придумайте родственные слова, чтобы они отвечали на эти вопросы.

- Какие части речи записали?

  • Докажите, что эти слова родственные.

- А теперь нужно придумать родственные слова к слову –друг (1 вариант), шум (2 вариант)

  • Проверьте себя, правильно ли вы выполнили задание?
  • Поднимите руку, у кого задание выполнено так же.
  • Докажите, что это родственные слова.
  • С любым из этих слов придумайте предложение по данной схеме.

- Запишите одно предложение, которое вам понравилось.

- Определите, какой частью речи выражено каждое слово в предложении.

  • Проверьте  работу  друг друга в паре.
  • Прочитайте свое предложение и назовите части речи.

V. Итог урока.

- Хорошо, вы много знаете о частях речи, умеете отличать части речи друг от друга, знаете вопросы и их лексические значения.

- Возьмите  таблицу одну на двоих, вспомните все, что вы знаете о частях речи, попробуйте заполнить таблицу.

- Теперь поработайте в группе, обсудите вместе все, что вы знаете о частях речи, заполните одну общую таблицу от группы.

- Я прошла по классу и проверила, как вы работали. Теперь посмотрите на мою таблицу и сравните, все ли вы написали в своей таблице.

  • Поднимите руки, какая группа составила такую же таблицу.

- От группы выберите представителя, который расскажет все, что вы знаете о частях речи.

  • Кто согласен с …?
  • Какие неточности?

- Посмотрите: эта таблица – итог нашей работы по теме “Морфология”. Эта тема очень большая и нам еще предстоит изучать другие части речи. Кто слышал о других частях речи?

 V. Оценка. Пусть каждый возьмет “Лист самооценки” и оценит свои знания.

Ответьте на вопросы:

  1. Знаю ли я определение частей речи  /да, нет/
  2. Умею ли я в тексте находить части речи /да, нет/
  3. В определении какой части речи я затрудняюсь

а) имя существительное         б) имя прилагательное

в) глагол                                   г) предлог

Записывают в тетрадях дату, классная работа.

-Морфология.

- Морфология это раздел грамматики, наука о частях речи, об их категориях и формах.

-На самостоятельные и служебные.

  • Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
  • Предлог.

- Он служит для связи слов в предложении, не имеет лексического значения и вопроса.

  • это слова из словаря.

Заяц, ледяное, черный, растет, тетрадь, девочка, жужжит, желтый, сверкают.

Жужжит

- Во всех словах нужно запомнить гласные, а в слове жужжит – двойная согласная.

  • По частям речи.

- Знать лексическое значение слова и правильно поставить вопрос к слову.

Дети работают самостоятельно.

Взаимопроверка, дети обмениваются тетрадочками с соседом по парте.

- Если согласен - на полях ставим знак +, не согласен -  Объяснить ошибку товарищу.

Дети поднимают руку.

-Эти слова отвечают на вопросы Кто? Что? Называют предмет.

  • Все они в ед. числе.

Девочка и тетрадь в женском роде, а заяц в мужском роде;

заяц и девочка – одушевленные имена существительные, тетрадь – неодушевленное.

- Все слова обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какое?

  • они в ед. числе.

-Черный и желтый в мужском роде, ледяное – в ср. роде.

- Подобрали по смыслу существительное, какого рода сущ. – такого рода и прилагательное.

  • поле

-Все они обозначают действие, отвечают на вопросы: что делает? что делают?

-растет и жужжит в ед. числе, сверкают – во мн. числе.

Показывает карточки с заданием.

Работа в паре.

Несколько детей читают свои примеры.

Ставить правильно вопрос, знать лексическое значение.

Свет – светлый – светит

Свет – сущ., отвечает на вопрос что?

Светлый – прилаг., отвечает на вопрос какой?

Светит – глагол, отвечает на вопрос что делает.

- У них один корень, они близки по смыслу.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Самопроверка по образцу на доске:

Друг – дружный - дружит

Шум – шумный - шумит

Дети устно приводят свои примеры.

Дети записывают в тетрадях.

Взаимопроверка.

Дети читают свои предложения, все слушают и проверяют.

Работают в паре, заполняют вместе.

Работают в группе, заполняют общую таблицу. Учитель подходит к каждой группе и проверяет, как они справляются с заданием.

Учитель вывешивает свою таблицу.

От группы выбирают представителя. Остальные слушают и дополняют ответ.

Дети могут назвать наречие и местоимение.

Подчеркивают нужный ответ для себя, оценивают свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема:"Части речи. Обобщение."

Данный урок имеет интегрированную направленность. Тема по русскому языку переплетается с темой по ознакомлению с окружающим миром "Жизнь диких животных"....

Урок русского языка 4 класс Тема: "Части речи. Закрепление пройденного материала".

Эта презентация поможет учителям, родителям и детям закрепить свои знания по теме: "Части речи"....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Части речи"

Конспект урока по теме "Части речи"...

Русский язык. 4 класс. Тема: « Части речи (обобщение)».

На уроке  используются интерактивные формы организации учебного процесса. Работа детей организуется в статичных парах и  группах, в парах сменного состава с использованием игры "Карусель"....

Урок русского языка. 4 класс Повторение. Части речи

УМК "Школа России" Повторение в конце учебного  года. Предусмотренна работа в группах, парах, индивидуальная, фронтальная. При помощи интерактивной приставки Mimio вносятся все записи на доску....

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи. Обобщение"

Цель урока: обобщение  и систематизация знаний по теме: «Имя существительное».Знания, полученные по теме “Имя...

Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять  форму  глагола;  закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...