Русский язык "Обстоятельство" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Несина Оксана Викторовна

Цель данного урока совместно с ребятами закрепить знание об обстоятельстве, как второстепенном члене предложения.Ознакомить с фразеологизмами, выстпающими в рои обстоятельства   в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obstoyatelstvo.docx26.93 КБ
Office presentation icon obstoyatelstvo.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:

16 апреля 2013 г.                                                Учитель: Несина О.В.

Тема урока: Обстоятельство.

Цели:

  • Закрепление знаний об обстоятельстве, как второстепенном члене предложения, связанном со сказуемым.
  • Ознакомление с фразеологизмами, выступающими в предложении в роли обстоятельств.

Задачи:

  1. Развивать орфографическую зоркость, речь.
  2. Отрабатывать умения находить в предложении грамматическую основу и обстоятельства.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, расширять словарный запас обучающихся.

Оборудование:  

Карточи для работы в группах

учебник «Русский  язык» (изд. Алматыкiтап),

Смайлики, капельки для оценки свей работы на уроке

Презентация по ходу урока

Карточки с основными понятиями о предложении и обстоятельстве для доски

Ход урока

Слайд №1

I. Организационный момент (1-2 мин)

Слайд №2

а) приветствие:

- Здравствуйте!

- В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”: 
- Независимо, как вы произнесёте эти слова, мы желаем здоровья всем окружающим и себе.

2. Повторение

Слайд №3

- Сегодня наш урок мы начнём с того, что вспомним, что мы знаем о предложении.

- Что такое предложение?

- По каким признакам мы даём характеристику предложения?

( По цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения)

- А какие они бывают? (нераспространённые и распространённые)

- Что такое нераспространенное предложение? (Предложения,  имеющие только главные члены предложения)

- Какие главные члены предложения вы знаете? (подлежащее и сказуемое)

- Что такое распространенное предложение? (предложения, включающие в себя главные и второстепенные члены предложения)

- Для чего необходимы (нужны) второстепенные члены предложения? (они  поясняют  главные  и  другие  члены  предложения)

- О каких второстепенных членах предложения мы с вами говорили на прошлых уроках?

- Что мы о них знаем?

Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой, какая, какое, какие, чья, чьё, чьи, и выражен именем прилагательным, подчёркивается  волнистой линией.

Дополнение – это  второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. 

- Кто догадался, о  каком второстепенном члене предложения мы будем говорить сегодня? (обстоятельство)

Какие задачи сегодня на уроке мы должны с вами решить?

ЗНАТЬ                                    УМЕТЬ

(определение)                        (находить обстоятельства, задавать вопросы)

3.  Оформление работы в тетради + минутка чистописания и словарная работа

Слайд №4

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока мы запишем в минутке чистописания ……..

Шестнадцатое апреля

Классная работа

- Какие орфограммы встретились при записи числа и слов классная работа?

Слайд №5

- Минута чистописания

Обстоятельство

- На каждом уроке мы с вами проводим словарную работу  и это урок не исключение.

Внимание на экран.

Слайд №6

- Посмотрите на экран и догадайтесь какое слово записано? (библиотека)

Слайд №7

- Что такое библиотека? (книгохранилище)

Слайд №8

- Подберите однокоренные слова (библиотекарь, библиотечный)

- Поставьте во всех записанных словах ударение.

- Для чего нужны библиотеки? (Чтобы мы могли читать и узнавать что-то новое)

- Внимание на экран:

Слайд №9-10

- Прочитайте пословицу:

Испокон века книга растит человека. (издавна, с давних времён)

- Объясните её смысл

- Запишите себе в тетрадь

- Назовите и подчеркните грамматическую основу (подлежащее и сказуемое)

- Какие второстепенные члены предложения встретились в ней?

- Зададим вопрос к ним. Как подчеркнём?  

- А как бы вы подчеркнули испокон века?

- Так как мнения разделились ответим на этот вопрос позже.

  1. Работа над новой темой.

- Прежде чем мы приступим к работе хочу спросить, а что вы знаете об обстоятельствах?

Фиксация ответов детей на доске

- Сегодня в конце урока мы проверим расширились ли наши понятия об этом второстепенном члене предложения.

- Внимание на экран:

Слайд №11-13

Охотник  шёл (как? каким образом?) пешком.

- Прочитайте предложение, запишите его себе в тетрадь.

- Обозначьте, подчеркните грамматическую основу.

- Зададим вопрос к оставшемуся второстепенному члену предложения.

- Какой вопрос вы поставили?

- Обратите  внимание на смысловую нагрузку этого слова. Что она обозначает? ( то каким образ шёл охотник. Это обстоятельство называется  обстоятельством образа действия)

 Работа в группах

Задание каждой группе:

Слайд №14-29

На ваших партах на листах напечатаны предложения.

- Спишите. Выполните разбор предложения.

-Поставьте вопрос к второстепенному члену.

- Постарайтесь определить, что он  обозначают в предложении.

- Какой частью речи является

1. группа: обстоятельство время действия

Весной (когда?) возвращаются птицы.

С осени (с каких пор?) стояла тишина.

2 группа: место действия

Выползают из-под земли (откуда?) жуки.

В чащу (куда?) спрятался медведь.

3 группа: причины

Серёжа молчал из вежливости (почему?)

4 группа: цель

Туристы остановились на ночлег (зачем?для чего? с какой целью?)

По аналогии все остальные.

-Расширились ли ваши представления об обстоятельстве?

- Что вы узнали ещё?

- Кто сможет сформулировать правило?

- Сравним его с правилом учебника на странице120

- Справились ли мы с одной из задач,  поставленных в начале на урока?  

- Вернёмся к пословице в минутке чистописания

- Прочитайте их.

- Что это такое? (фразеологизм)

- Что такое ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Устойчивое  словосочетание, имеющее определ. лексич. значение

При выполнении синтаксического разбора фразеологизмы подчёркиваются  как единое целое.

Физминутка

Слайд №32

Упражнение по учебнику

Упражнение№ 282, с. 121

- Составить предложения, определить часть речи обстоятельства.

Слайд №33-35

Составить предложение, употребив обстоятельство времени.

6. Итог урока

Слайд №36

- Что такое обстоятельство?  (второстепенный член предложения)

- Что обозначает?

место действия (где, куда, откуда)

причину действия (почему)

цель действия (зачем)

каким образом совершается действие (как)

время действия (когда)

- На какие вопросы отвечает?

- Как подчёркивается?

- На партах у вас смайлики. Поднимите тот смайлик, который соответствует насколько хорошо вам понятно всё что касается пройденной темы на уроке.

7. Домашнее задание

Слайд №37

С. 120, правило. Упражнение№280


ГЛАВНЫЕ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СКАЗУЕМОЕ

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗНАТЬ                                        УМЕТЬ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МЕСТО  ДЕЙСТВИЯ

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВРЕМЯ  ДЕЙСТВИЯ

ОБРАЗ  ДЕЙСТВИЯ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ

-__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ

-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАК?

КАКИМ  ОБРАЗОМ?

КАКИМ СПОСОБОМ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГДЕ?  КУДА?

ОТКУДА?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОГДА?

С КАКИХ ПОР?

ДО КАКИХ ПОР?

КАК ДОЛГО?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПОЧЕМУ?


ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАЧЕМ?

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык в 3 «Г» классе

Слайд 2

ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ! HELLO ! GOOD MORNING! АМАНСЫҢ БА? МАЛ ЖАНЫҢ АМАН БА? ПУСТЬ БУДЕТ МИР! Я ТЕБЯ ВИЖУ! ЗДРАВСТВУЙ!

Слайд 3

?

Слайд 4

Тема урока:: Обстоятельство

Слайд 5

Шес т надцатое апреля Кла сс ная р а бота

Слайд 6

Минутка чистописания

Слайд 7

Б И БЛ ИО ТЕКА

Слайд 9

Библиоте́ка (греч « библос » - « книга » и « теке » - « место хранения ») — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. Старинная библиотека монастыря в Австрии Одна из библиотек Франции

Слайд 10

Подберите однокоренные слова:

Слайд 11

библиотекарь библиотечный

Слайд 12

Испокон века книга растит человека

Слайд 13

Испокон века книга растит человека Проверь себя: сущ. гл. сущ.

Слайд 14

Охотник шёл пешком.

Слайд 15

сущ. гл. нар. Охотник шёл пешком. . .

Слайд 16

сущ. гл. нар. Охотник шёл пешком. . . обстоятельство образа действия

Слайд 17

Обсудим с товарищем: 1. на какой вопрос отвечает 2. что обозначает 3. какой частью речи выражено

Слайд 18

Весной возвращаются птицы. С осени стояла тишина.

Слайд 19

Весной (когда?) возвращаются птицы. С осени (с каких пор?) стояла тишина.

Слайд 20

Обстоятельство времени действия

Слайд 21

Выползают из-под земли жуки. В чащу спрятался медведь.

Слайд 22

Выползают (откуда?) из-под земли жуки. В чащу (куда?) спрятался медведь.

Слайд 23

Обстоятельство места действия

Слайд 24

Серёжа молчал из вежливости.

Слайд 25

Серёжа молчал (почему?) из вежливости.

Слайд 26

Обстоятельство причины

Слайд 27

Туристы остановились на ночлег.

Слайд 28

Туристы остановились (зачем?) на ночлег.

Слайд 29

Обстоятельство причины

Слайд 30

?

Слайд 31

Физминутка

Слайд 32

Упражнение № 282, с. 121

Слайд 33

Обстоятельство времени

Слайд 34

Обстоятельство места действия

Слайд 35

Обстоятельство образа действия

Слайд 36

?

Слайд 37

Д.з.(уч.) с.120пр, №281


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по русскому языку2 класс по учебнику Рамзаева

планирование содержит основные требования к уровню обученности учащихся...

Урок "За землю Русскую" 3 класс "Школа 2100"

Урок окружающего мира в 3 классе по учебнику Данилова "Моё Отечество" по программе "Школа 2100"...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким  знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....