Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Заглавная буква в именах (обобщение)».
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Псарева Светлана Викторовна

      Закрепление умения употреблять заглавную букву при написании имен;       вызвать эмоциональное стремление к поисковой, исследовательской работе над происхождением и расшифровкой имен друзей, родителей, близких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_imeni.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тайна имени.

Урок русского языка во 2-ом классе по теме «Заглавная буква в именах (обобщение)».

Цели:

  • закрепить умение употреблять заглавную букву при написании имен;
  • пробудить интерес к происхождению своего имени:
  • вызвать эмоциональное стремление к поисковой, исследовательской работе над происхождением и расшифровкой имен друзей, родителей, близких;
  • помочь осознать высокий нравственный смысл имени.

Оборудование:

  • презентация урока;
  • карточки с именами детей (см. Приложение № 2);
  • карточки со стихотворениями (см. Приложение № 1).

Ход урока.

1. Постановка задач урока.

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие в страну Заглавных Букв.

         Вспомните, когда вы впервые познакомились с заглавной буквой и что о ней узнали.

(Ответы учеников).

   Тема нашего урока «Заглавная буква в именах».

         Наше путешествие будет проходить в историческом музее, название которого зашифровано в буквах и значках, записанных на доске.

(Запись на доске: КАКВАСЗОВУТ?)  

2. Минутка чистописания.

Учитель. Какие слова составляют предложение – название исторического музея? (Как Вас зовут?)

         Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

         Как обозначается на письме начало и конец предложения?  

(Ответы учеников).

(Ученики записывают предложение в тетрадях).

3. Зал «Почему нас так зовут?»

Учитель. Прочитайте название зала.

       Пожалуйста, подумайте и ответьте: кто может вам задать такой вопрос?

       А сейчас вспомним имена некоторых сказочных героев.

Задания:

  1. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка).
  2. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая. Как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…(Снегурочка).
  3. Как зовут доброго доктора из сказки К.И.Чуковского? (Айболит).
  4. Вспомните имена малышей-коротышек из произведения Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка, Тюбик, Знайка, Пулька и др.)

Учитель. Как мы запишем имена героев сказки?

(Ученики записывают имена на доске и в тетрадях).

          Почему нас так зовут?

          Посмотрите, какие выразительные имена авторы дали своим персонажам. И не нужно долго гадать, что они означают. Снегурочка названа так потому, что сделана из снега. Дюймовочка получила такое имя за свой маленький рост (дюйм – мера длины, равная 2,5 см), Знайка – за свою любознательность, Айболит – за то, что лечит больных.

         То же самое мы можем наблюдать и у людских имен, но подробнее на эту тему поговорим в следующем зале.

4. Зал «Так было».

Учитель. Какие же имена были раньше?

         Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников.

         Часто, когда в семье рождался первый ребенок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк.

 Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост.

Имя могло отражать черту характера или поведения человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка).

Давались имена, связанные с животными и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям –святцам. В этом случае давали ребенку имя святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

 (М.Владимиров)

(Ученики читают стихотворения из Приложения № 1).

Сегодня день Святого…

Ребенок, родившийся в этот день пару веков назад, был бы назван …

Современные родители свободно выбирали своим детям имена, независимо от календаря.

Теперь переходим в следующий зал.

5. Зал «Ты и твое имя».

Учитель. «Между живущих людей безымянно никто не бывает вовсе, в минуту рождения каждый, и низкий и знатный, имя свое от родителей в сладостный дар получает…» Это слова Гомера – древнегреческого поэта.

У каждого из нас есть имя.

Запишите в тетрадях свое имя.

Как вы напишите его, с какой буквы? Почему?

(Ученики записывают свои имена по-разному:

кто-то пишет полное имя, кто-то – сокращенное).

Учитель (обращаясь к одному из учеников). Какое имя ты записал? (Сережа).

Кто так тебя зовет?

Это полное имя или сокращенное? (Сокращенное).

Когда ты станешь взрослым, как тебя будут звать? (Сергей)

Ребята, почти каждый из вас записал сокращенное имя. Теперь запишите свое полное имя.

Однако не все имена могут иметь и полную и сокращенную форму. Например, имя Нина употребляется только в одной форме, которая хотя и короткая на первый взглад, но считается полной. Или наоборот.

И у нас в классе у ребят тоже есть такие имена: Андрей, Руслан, Лариса, Зоя…

Игра «Не ошибись». Учитель называет полное имя, дети должны назвать сокращенное и наоборот. Примеры: Василий – Вася, Николай – Коля, Виктор – Витя, Татьяна – Таня, Светлана – Света, Оля – Ольга, Петя – Петр, Валя – Валентина, Вова – Владимир, Лена – Елена и т.д.

Учитель. А теперь скажите, как ласково вы называете своего братика или сестричку? 

Прочитайте ласковые формы имен из стихотворения К.И.Чуковского.

(Текст стихотворения у каждого ученика на парте).

 Наталья, Наточка, Наташенька, Наталенька, Натуленька, Натусенька,

Екатерина, Катенька, Катюша, Катерина, Касенька,

Любовь, Любонька, Любаня, Любаша, Любушка,

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

Учитель. Что сделало имена ласковыми? (Суффикс)

Назовите и выделите суффиксы в именах.

А что общего в именах. (Корень).

Что такое «корень»?

Назовите корни в именах из стихотворения.

(Ученики выделяют корни и знакомые суффиксы в тексте).

Учитель. Запишите в тетрадях имена двоих друзей или родственников, а рядом – ласковые формы их имен.

Как вы их запишите?

В словах-именах выделите суффикс и корень.

Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако нередко мы обращаемся  друг к другу грубо: Васька, Димон, Светка, Серый, Танюха…  Такая форма имени сродни кличке животного. Обращаясь подобным образом к своим друзьям и знакомым, вы показываете им свое пренебрежение и неуважение.

6. Зал «Что значит твое имя?»

Учитель. Прочитайте название зала. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя? Многие имена пришли к нам из других языков.

Посмотрите: у каждого из вас на парте лежит конверт, в котором на карточке написано ваше имя, откуда оно пришло в наш язык и что обозначает. Прочитайте о своем имени.

(Приложение № 2. Карточки с именами).

(Обсуждение впечатлений).

Учитель. Все вы когда-то станете родителями, и вам придется выбирать имя своему ребенку. К этому надо относиться осторожно и обдуманно, чтобы не получилось, как в стихотворении С.Я.Маршака «В защиту детей».

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям.

(см. Приложение № 1).

7. Зал «Тёзки».

Учитель. Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?

Послушайте стихотворение З.Александровой «Восемь Тань», которое нам прочитает ……

(Ученик читает стихотворение из Приложения № 1).

Учитель. А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации? (По фамилии).

О фамилиях наш другой урок. А сейчас назовите в нашем классе тёзок.

8. Итог урока.

Учитель. Для чего же нужно имя?

Человек проносит имя через всю свою жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени.

Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Что же такое имя?

Давайте запишем определение в тетрадях.

(Учитель диктует и пишет на доске, дети – в своих тетрадях).

Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении.

Объясните пословицы: «С именем Иван, без имени – болван», «Без имени ребенок – чертенок».

Что значит «гордиться своим именем»?

9. Заключение.

Учитель. Что интересного вы узнали об именах?

Чем запомнился сегодняшний урок?

В заключение нашего урока я хочу прочитать небольшое стихотворение «Есть четыре начальных слова…»

Есть четыре начальных слова, и каждый народ

Их вручает ребенку навечно беречь и любить:

Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,

Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,

Слово РОДИНА, потому что продавать на базаре нельзя,

ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –

Вот наследство, которое всем дается, друзья,

И отчета от нас будет требовать вечно народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

Презентация по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  Заг...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

Сценарный план урока русского языка в 3-м классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией

Сценарный план  урока русского языка  в 3-м классе  по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих в корне» с презентацией...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: " Заглавная буква в именах собственных"

Представлена разработка урока русского языка во 2 классе по УМК " Гармония"...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных" (обобщение)

Представлена разработка  урока, презентация и раздаточный материал....

Урок русского языка во 2-ом классе по теме "ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА"

Тип урока: Знакомство с новой орфограммой.Цель:  – развитие умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова и аргументировать свой выбор, графически обозначать её и писать слова с...