План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Зинаида Васильевна Блохина

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ   «Узуновская средняя общеобразовательная школа»

Московская область

План – конспект

открытого  урок  русского языка

во   2   А  классе

по теме:

«Предлоги.

Роль предлогов  в  нашей речи»

Блохина  Зинаида  Васильевна

высшая квалификационная категория,

учитель начальных классов

13.03.2013

Цели:

Образовательная  цель  урока, формирование  представлений  о  предлоге, как  части  речи  и  его  роли  в  предложении,  решалась  на  протяжении  всего  урока: дети  находили предлоги, доказывали, что  это, именно,   предлоги.

Воспитательная  цель: воспитание  интереса  к  обучению, чувства  коллективного  сопереживания  и  сотрудничества, сплоченности, культуры  общения. Это  наблюдается в работе  в  парах, в  группах.

 

Развивающая  цель: формирование  умения  принимать  участие  в  обсуждении  поставленных  вопросов, развитие  мышления, внимания, памяти, наблюдательности, письменной  и  устной  речи  учащихся  через  построение  собственных  высказываний.

Планируемые  результаты: 

учащиеся научатся  осознавать  предлог  как часть речи; употреблять  предлог  только  с  именем  существительным  или  местоимением;  устанавливать  связь  слов  в  предложении  с  помощью  предлога;  применять  правила  правописания.

Ход урока:

І. Организационный момент.

Слышите, звенит звонок,

Говорит: «Начнём урок!»

--Садитесь дети.

- Нам предстоит большая, интересная работа.

Звучит  музыка  и  актёр  читает  стихотворение А.  Плещеева «Сельская  песенка»

- На  этом  уроке  мы  в  царстве  весны.

ІІ. Актуализация  знаний.

 Минутка чистописания.

- Откройте рабочие тетради и запишите дату и «Классная работа».

-Чтобы работа наша была чистая, аккуратная, разомнём ручки и проведём минутку чистописания.

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

- Эти красивые строки написал Афанасий Фет.

Несколько птиц залетели к нам на урок и принесли задание для чистописания.

На доске появляются силуэты птиц с написанными соединениями и словами.

Нн    на   не   при    пла

птицы   весну   принесли   тёплую   на  крыльях

(Дети делают упражнение

для кисти руки «птичка пьёт воду»,

 далее записывают соединение букв и слова.)

- Птички совершили длинный перелёт, устали, дадим им напиться.( правая рука держит ручку и стоит на локте, под счет «раз-два» рука сгибается в запястье так, как будто птичка наклоняет головку и пьет)

-А теперь запишите красиво соединения букв.

- Составьте из слов предложение о птицах. Запишем  его.  (Птицы  принесли  тёплую  весну  на  крыльях. )  1  человек записывает  на доске и выполняет дополнительные задания.

-  Назовите главные члены предложения.

- Какие знакомые части речи встретились в словах? Назовите и докажите.

- Какое слово здесь  самое короткое?  (на)

- Как мы называли такие слова? («маленькое словечко»)  Предлог.

ІІІ. Постановка цели и темы урока.

- Как вы думаете, о чём  мы  будем  сегодня говорить на уроке? ( о  предлоге)

Будем  учиться  находить  их  в  предложениях.

ІV.Словарно-орфографическая работа.

- Но прежде, вспомним то, что уже знаем – словарные слова и некоторые орфограммы.

Повторяем то, что знаем.

Что умеем – вспоминаем.

  1. «Игра «Ты- мне, я – тебе». Работа в парах.

Дети пишут на листочках по 3 слова из словаря, пропустив орфограмму, и обмениваются. Вставляют буквы в карточке и отдают на проверку соседу.

Проверка: Что  написал ты?

2. - Молодцы, ребята! А я вам тоже приготовила слово из словаря, только сначала отгадайте его.

В  белом  сарафане

Встала на  п.ляне ,

Л.тели   птицы,

Сели  на  к.сицы .

                  (  …………)

- Что это? (берёза) Какие слова помогли вам об этом догадаться? (белый сарафан, косицы)

Запишите загадку, отгадку, выделите орфограммы.

Дети самостоятельно выполняют.

Проверка: сигналят карточками. Какую  букву  вставили в  слове

«на поляне»

«косицы»

V. Работа по теме урока.

Найдите  в стихотворении  предлоги, докажите.  (в, на)

- Перед какой  частью  речи  не бывает  предлогов?  (Перед глаголами)

- На доске появляется таблица с предлогами  (предлоги из правила учебника)

у

через

из

без

в

при

с

перед

для

между

к

о

на

над

по

до

за

под

про

около

- Предлог – с греческого языка означает «перед словом». Обратите внимание, предлоги стоят перед словами. Всего в русском языке около 200 предлогов. Но пока нам нужно запомнить написание этих предлогов.  

VІ. Закрепление. 

Работа в группах.

-Вставить предлоги и выразительно загадайте загадки гостям.

1-я группа:

Бегу я как … лесенке,

… камушкам звеня.

Издалека …  песенке,

Узнайте вы меня.  (Ручей)

2-я группа:

Что … звездочки сквозные

… пальто и … платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода … руке?  (Снежинки)

3– я группа:

Что … чудо красота!

Расписные ворота.

Показались … пути!

… них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Проверка: представители групп зачитывают  загадки  и отгадки.

Физминутка.

VІІ. Выяснение роли предлогов в речи.

Учитель:  

  1. Открываем учебники  на  стр.109

упражнение 186 (устно), по заданию

- Зачем нужны были предлоги? ( Без них непонятен смысл предложений.   Нет связи между словами.)

- Для чего же служат в речи  предлоги? Как  доказать, что это предлог? (Между предлогом и словом  можно  поставить  другое слово)

Задание: списать 5 и 6 предложение.

Карточки  для  Ипполитова, Гилёвой

  1. Зарядка для  глаз:

 Найдите  птиц  над  доской. Не  поворачивайте  голову, только  глазами найдите  СНЕГИРЯ, ГРАЧА, СТРИЖА, ЛАСТОЧКУ, СОЛОВЬЯ.

ВСЕ  эти  птицы  называются  перелётными.  Почему?  Какая из них лишняя? Почему?

(СНЕГИРЬ прилетает  к  нам   зимой)  

Учитель:  а  теперь  отгадайте  мою  загадку.

В  домик свой скворец вернулся,

А  в   лесу медведь проснулся.

В   небе  жаворонка трель.

Кто же  к  нам пришел? ( Апрель)

Работа  по  учебнику. Стр.109

-Обратите внимание на слово  «АПРЕЛЬ» .  Что вы знаете об этом слове?

Что оно  обозначает?

(Второй месяц  весны)  Назовите  весенние месяцы. (март, апрель, май)

Справка:  родина  слова  «АПРЕЛЬ» - древний Рим.  Оно  означает «тёплый, солнечный»

На  Руси этот месяц  называли снегогоном,  водолеем.

Апрель – месяц  живой  воды, бурного  пробуждения  и  расцвета  природы.

-Как вы думаете, почему это слово мы будем  относить к словарным словам?

Запишем это  слово  в  тетрадь.

Поставим ударение.

Определим количество  слогов, букв, звуков.

Апрель – 2 слога (ап-рель), 6 букв, 5 звуков.

VІІІ. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

ІХ. Закрепление.

1. Нахождение предлогов в потоке речи.    (Запись пение птиц)

Е.Н.Косарева

Весна, весна, весна везде!

В звериной норке и в гнезде!

-Птицы прилетели из тёплых стран. Где же им жить? Давайте повесим на нашу берёзу скворечник. Кто в нём поселится? (скворец) .

Познавательная минутка.

А  знаете ли вы, что  Обыкновенный скворец - птица небольшая. Длина тела до 21сантиметра. Размах крыльев  около  39 сантиметров. Вес примерно равен 75 граммам. Семейство скворцовых включает в себя более 100 видов. Скворцы являются всеядными птицами, то есть эти птицы употребляют как пищу растительного, так и животного происхождения. За гнездовой период семья ,только одного скворца,  уничтожает около 8 тыс. майских жуков и их личинок.

В первое время после появления птенцов самка и самец кормят их мягкой пищей. Более жесткую пищу (например, улиток, жуков, кузнечиков, крупных гусениц и т. п.) родители начинают давать своим птенцам по мере их роста. Спустя двадцать один-двадцать три дня птенцы уже в состоянии покинуть гнездо. Правда, еще примерно два дня они находятся на обеспечении у своих родителей. Интересен тот факт, что родители используют всякие ухищрения, чтобы выманить свое весьма перепуганное потомство из гнезда. К таким ухищрениям можно отнести, к примеру, то обстоятельство, что самка с самцом крутятся в непосредственной близости от гнезда с кормом, стараясь выманить птенцов наружу.

Они  могут подражать жаворонкам, перепелам, варакушкам, ласточкам, иволгам, дроздам, сойкам камышовкам и др. птицам. Обыкновенные скворцы способны даже воспроизводить кваканье лягушки. Нередки случаи, когда возвращающиеся с юга в весеннее время шпаки неожиданно начинают петь голосами субтропических птиц.

На берёзу прикрепляем скворечник со скворцом.

-Скворец и скворечник – как называются эти слова? (родственные или однокоренные)Докажите это.        (Плакат)

Е.Н.Косарева  читает стихотворение целиком.  (Текс на доске, но предлоги записаны слитно!) 

Задание: найдите слова с предлогами. Как их написать со словами.

Новосёла дом сосновый встретил раннею весной.

Поселился в доме скоро скворушка наш дорогой.

У скворечника скворец, первый житель-удалец.

За скворечник залетел, под скворечник подлетел.

На скворечнике сидел, всю округу оглядел.

«Дом на славу удался, долго жить в нём буду я».

Учитель:   А  «Я» - это маленькое  слово тоже  ПРЕДЛОГ?  

2. Познавательная минутка.

- Вот и остался скворушка жить на нашей берёзе.

Ни в одной стране нет столько берёз, сколько у нас. Мила она русскому человеку.

Берёза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. Любит наш народ свою зелёную красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.

- Какую пользу приносит берёза?

*Из почек приготовляют лекарства.

*Из ветвей делают мётла и веники.

*Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.

*Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.

*Из древесины берёзы изготовляют фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, скипидар.

-Ребята, а мы ещё не сказали о берёзовом соке. Издавна люди употребляют этот природный напиток. Но добывать берёзовый сок нужно осторожно. Народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь»( на доске открывается   пословица) Раненое дерево истощается, а запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку в стволе попадают микробы и вызывают болезни дерева. Вот как важно беречь берёзы.

- Какие предлоги встретились в пословице?(на) Какое «маленькое слово» не является предлогом?  (а)

3. Рефлексия.

Посмотрите на доску. Перед вами словосочетания со словом берёза. Выберите из первых двух заданий одно и выполните его.

Задания по выбору.

Спрятался … берёзу

Забрался … берёзу

Сидел … берёзой

Упал … берёзы

1)Вставить подходящие предлоги, используя таблицу.

2)Распределить уже имеющиеся предлоги в словосочетания.

3)Задание для всех: Составить предложение с любым словосочетанием и записать его. Помни: предложение красивее, если в нём есть имя прилагательное.

Взаимопроверка.

- Прочитайте последнее словосочетание.

- Какой предлог слышится?(з) А какой написали?(с)

-Почему написали предлог «с» ?  Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Х. Итог урока.

-Подведём итог нашего урока. О какой части речи мы сегодня говорили?(о предлогах)

- Что вы о них узнали? Для чего нужны предлоги в речи?

Поднимите  кружок  красного цвета, если вам на уроке было  скучно, неинтересно  и непонятно.

Желтый, если было  интересно, но ты  уже  и  так  много  знал  по теме

Зелёный, было  интересно, узнал  много  нового.

Оценки за  урок: ………………………………………………………………..

Выставляем в дневники.

Записываем домашнее задание: стр.110 упр.188. Прочитайте задание в учебнике.

- И в завершение послушайте стихотворение.

Читает наизусть 1 ученик.

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги!

Учитель:  урок  закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Имя существительное как часть речи"

План-конспект урока русского языка в 3 «В» классе школы №12 г. Самара по теме: «Имя существительное как часть речи». «Давайте порадуем зиму». Учитель: Каримова Ольга КеримовнаЦели: дать более глубокое...

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"

·         пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 - го лица;·         формировать навык раздельного написан...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Открытый урок русского языка во 2 классе на тему " Имя прилагательное как часть речи"

Урок проводится в малокомплектных классах. На уроке проводится работа с двумя классами (2-3)одновременно....

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку русского языка для 2 класса на тему "Роль имен прилагательных в речи"

Цели деятельности учителя : совершенствовать представление об имени прилагательном как части речи, совершенствовать навыки письменной речи.Планируемые результаты:-Предметные:знать:роль имен прилагател...

Открытый урок русский язык в 4 классе "Роль глаголов в речи, предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Роль глаголов в речи, предложении"...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Употребление предлогов в речи"

Урок открытия новых знаний. Поможет лать представление о роли предлога в речи, сформировать умение писать предлог  отдельно от других частей речи....