"Мягкий знак"
методическая разработка (русский язык) по теме

Акулова Оксана Александровна

Урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак»

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Уточнить знания учащихся о правописании в словах   раздели-

                                 тельного мягкого знака, его функциональной роли.

                              2. Закрепить навыки правописания парных согласных;

                                  обозначения мягкости согласных звуков на письме.

                              3. Способствовать формированию экологической культуры

                                  учащихся.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ УРОКА.

-Сегодня на уроке вспомним правило написания разделительного мягкого знака в словах; закрепим правописание парных согласных.

Говорить будем о времени года, которое стоит сейчас за окном…..(об осени)

  1. ЧИСТОПИСАНИЕ

*(Во время минутки чистописания два учащихся работают за доской самостоятельно)

Гвоз..ь, холо.., пры..ки, зага..ка,                 Вставить пропущенные буквы,

 Хлопу..ка, кре..кий, восхо..,                        вспомнить правила правописания                          Каме..ки, рассве..                                               парных согласных

      * аоуыэ                   юяеёи

-Сравните группы букв. Что между ними общего? (Обозначают гласные звуки, строчные, по 5 букв в группе)

-В чем различие? (Вторая группа букв обозначает мягкость согласных звуков)

* Пожелтели солны..ка ре..кие лучи.

       Запись предложения с комментированием.

-Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

-Выделите грамматическую основу предложения.

-Какое это предложение по наличию главных членов?

                                           по наличию второстепенных членов?

                                           по цели высказывания?

                                           по интонации?

-Какая орфограмма в словах солнышка и редкие? (парная согласная)

 *Проверка учащихся у доски.

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

                         Л..гушка                          прекрасный

                         Леб..дь                             сильный

                          М..дведь                          зеленая

-Определите часть речи в словах каждого столбика.

-Составьте словосочетания существительное +прилагательное.

             Запись в тетрадях с комментированием.

-Расскажите, как названные животные готовятся к зиме.

  1. УТОЧНЕНИЕ ЗАДАЧИ УРОКА.

  Учитель обращается к чистописанию.

-Чем еще особенны буквы   юяеёи  ? (Перед ними пишется разделительный Ь)

            Учитель ставит перед буквами карточку с ь

-Сформулируйте тему урока   (Слова с разделительным ь)

  1. Упражнения в написании слов с разделительным ь.
  1. РОЛЬ Ь В СЛОВЕ,

-Нам предстоит ответить на вопрос: Зачем нужен в слове разделительный Ь?

На доске:    полет

-Прочитайте слово. Определите часть речи. (существительное)

-Закройте глаза. (Ставлю Ь)

-Что изменилось? (Смысл слова. Существительное стало глаголом)

-Почему произошли эти изменения? (Разделительный Ь отделил согласный Л от гласного Ё)

-После каких букв пишется разделительный Ь?  (После согласных)

  1. МЕСТО РАЗДЕЛИТЕЛЬНОГО Ь В СЛОВЕ.

- Мы должны ответить на вопрос: перед какими гласными пишется  ь.

Отгадайте загадки:

                                        Весной вырастают, а осенью опадают. (листья)

                                        Мы- лесные жители, мудрые строители.

                                        Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.

                                                                                                              (муравьи)

                                        Гуляет в поле, да не конь,

                                        Летает на воле, да не птица. (вьюга)

         

                                        Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренных

                                        в сахаре. (варенье)

         Учитель вывешивает таблицу со словами:

                                        Пол..ет               муравьи

                                        Лист..я              в..юга

                                                    Варен..е

-Вставьте пропущенные буквы, спишите слова.

  1. ФОРМУЛИРОВКА ПРАВИЛА:

-Зачем нужен в слове разделительный Ь?

-После каких букв он пишется?

-Перед какими гласными?

Вывод: Разделительный мягкий знак нужен, чтобы отделит в слове согласную от гласной. Он  пишется после согласных перед гласными ЁЕИЮЯ.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
  1. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.

-Поставьте имена существительные во множественное число: ( 1 группа выполняет задание самостоятельно; 2 группа работает на доске под руководством учителя).

1 группа                                                                           2 группа

Воробей                                                                          соловей

Крыло                                                                             перо

Кол                                                                                 ручей

Улей                                                                              друг

               Проверка работы 1 группы.

  1. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

-Дополните текст необходимыми словами.

Ветер сорвал с …    (деревьев) последние……(листья). Целый день…..(льет) дождь. Скоро наступит пора метелей и ….(вьюг)

  Запись самостоятельно после предварительного разбора.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

   Работа по учебнику. Выписать слова с разделительным мягким  знаком.

               1 вариант – упражнение 94 с. 48;

               2 вариант – упражнение 96 с. 49

     Два учащихся работают за доской.

                              Проверка работы.

  1. Итог урока.

 -Над какой орфограммой работали сегодня на уроке?

-Вспомните правило о разделительном мягком знаке.

-О чем беседовали на уроке? (Об осени)

-Какое настроение вызывает у вас это время года?

Дети приходят к выводу, что любое время года прекрасно, нужно только уметь видеть эту красоту в окружающей природе.

                           

                                       

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».

Конспект урока обучения грамоте  по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...