Навык письма - трудности обучения
статья по русскому языку (1 класс) по теме

Хворост Алла Валентиновна

     Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_navyk_pisma_-_trudnosti_obucheniya.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Навык письма – трудности обучения

     Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечается при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучению.

     Естественно, что дети с затруднениями в обучении письму осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребёнок не удовлетворены результатами учёбы. Кроме того, ребёнок постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей. И как следствие – у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые ещё сильнее ухудшают их состояние, ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.

     Какие же критерии плохого усвоения письма (трудности письма) может использовать учитель? Как проявляются трудности усвоения навыка письма у разных групп обучающихся? Из комплекса характеристик письма можно выделить следующие (наиболее существенные и часто встречающиеся):

  1. Нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности (нарушении) определенной высоты, протяжённости (ширины) и наклона букв. Назовём эти нарушения почерка:
  1. Неусвоение написания букв, неправильное написание букв;
  2. Несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних букв другими (вместо б – п, д – т, г – к - х, ё - ю и т.д.);
  3. Пропуск букв, недописывание букв, слогов;
  4. Очень медленный темп письма;
  5. Тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах (дрожащих линиях), а при сильном треморе и в «бисеринках» утолщений на линиях письма.

     Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно, а в комплексе, например, одновременно может отмечаться искажение почерка, неправильное написание букв, тремор, очень медленный темп.

     Какие же дети относятся к «контингенту риска»? может ли сам учитель выделить детей с трудностями обучения письму и помочь ребёнку преодолеть их?

     По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН РФ, трудности обучения письму в большинстве случаев  отмечаются у следующих групп детей:

  1. Детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения типа дислалии, косноязычия в школьном возрасте (часто эти дети посещали логопедический детский сад);
  2. Детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха;
  3. Детей, у которых отмечается или развиваются в течение первого года обучения функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы (астеническое состояние);
  4. Леворуких детей при переучивании;
  5. Детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

     В традиционной методике каллиграфии имеется большое количество упражнений для развития двигательных и зрительных анализаторов. Особый интерес представляют упражнения, рекомендованные в пособии Д.А. Писаревской «Почерк. Исправление почерка» (1928). В брошюре дан курс лекций по исправлению почерка. Автор считает, что правильным письмом строчных букв называется такое письмо, которое соответствует следующим требованиям:

  1. Все буквы строчного алфавита должны занимать по своей вышине одинаковое расстояние;
  2. Расстояние между элементами должно быть одинаковым;
  3. Наклон каждого из элементов должен быть абсолютно одинаковым, соединительные линии между элементами и буквами должны быть параллельными друг другу;
  4. Прямая палочка должна быть абсолютно прямой, с равной толщиной от начала до конца;
  5. Закругление палочки должно совершаться в самом прямом углу.

Трудности обучения письму

№ п.п.

Трудности, с которыми сталкиваются ученики

Причины затруднений

1.

Плохая каллиграфия

  1. Нарушение гигиенических требований (положение ручки, тетради, руки).
  2. Леворукость.
  3. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев.
  4. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Навык письма - трудности обучения"

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение....

навык письма - трудности обучения

информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста...

Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.      Русское письмо основано на звукобуквенном ...

Навык письма -трудности обучения

Данный материал поможет учителю начальных классов при обучению детей письму. Раскрываются трудности, с которыми дети сталкиваются при обучению письму, а также раскрываются причины затруднений. Учитель...

Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...

Родительское собрание "Навык письма - трудности обучения"

Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям, методистам. Родительское собрание содержит различные упражения, которые помогут обучающимся успешнее овладеть  нав...

Тема: "Навык письма — трудности обучения"

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо явля...