Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного проверочного слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кириллова Раиса Георгиевна

Урок закрепления 2 класс. Учебник Т. Г. Рамзаева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по русскому языку 2 класс20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку №2.Урок закрепления.

Тема: Распознавание проверочных слов и слов, которые нужно проверять. Подбор однокоренного проверочного слова.

   Цель урока: закрепить умение учащихся находить проверочные слова.

   Задачи:

   1. Совершенствование умения учащихся правильно ставить ударение в словах, находить ударные  и безударные гласные;

   2. Формирование умения находить корень в однокоренных словах;

   3. Формирование умения находить проверочное слово в группе однокоренных слов;

   4. Развивать самостоятельность учащихся в работе по нахождению проверочного слова, выполняя действия в определённом порядке, т. е. готовить их к работе по алгоритму;

   5. Выделение гласных букв, которые требуют проверки: о, а, е, и, я (как наиболее опасные);

     6.Формировать у учащихся  учебно-информационные умения.

   7.Коррекция речи детей, развивать умение доказывать свой выбор;

   

        

Ход урока.

   1этап – Организационный момент.

   У нас урок русского языка. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку? На уроке будьте внимательны, постарайтесь быть активными.

   Урок начинаем с минутки чистописания.

- Анализ работ прошлого урока по каллиграфии.

- Образец с «Прописи», буквы к - К, н- Н , слова: собака, пенал (словарные слова).

   Повторить толкование этих слов.

 Собака – домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте.

Пенал – длинная коробочка для хранения ручек, карандашей.

   Посмотреть, как прописали буквы и слова. Итог и предполагаемый результат – справились хорошо, затруднений не было.

   2 этап - Проверка домашнего задания (задано упр. 313, учить правило стр.54)

- Прочитайте из упражнения только проверочные слова. (лес, лист, снег, поле, сосны, дом, море, сад.)

-Докажите, что эти слова являются проверочными. Слава: в этих словах  ударение падает на гласную.

- Вспомните правило, которым пользовались при выполнении д/з.

2-3 учащихся  рассказывают правило.

   Предполагаемый результат: д/з будет  выполнено у всех правильно т.к. все посещают ГПД, правило тоже выучено, но при рассказывании будут допущены неточности.

   Задание.

- Объясните, какой буквой обозначите безударный гласный. Почему?

   Самодиктант    (1 ученик работает у доски – планшете)

     Лесной, морской, лесок, моряк, лес, море.

   Проверка:

 Ученик у доски объясняет  - учитель направляет и помогает.

- находим группу однокоренных слов (лес, лесной, лесок);

- ставим ударение;

- находим и обозначаем корень;

- находим безударную гласную и проверочное слово (остальные работают в тетрадях).

-какое слово будет проверочным?   (лес)

-почему?  (ударение падает на гласную –е-)

Проверочное слово подчёркиваем.

   Делаем вывод:  

- Как пишется гласная буква в однокоренных словах?  

Предполагаемый результат:

 6 учеников – справятся без ошибок,

4 – допустят 1-2 ошибки,

4  – могут не справиться или  будут ждать, пока не появится запись на доске.

   3 этап - Сообщение темы и целей урока.

Проблема:

   Выполняя сейчас задание вы задумывались над написанием гласной в корне?     (да)

   Что бы решить эту проблему, мы будем  находить среди однокоренных слов проверочные, будем тренироваться распознавать слова, требующие проверки.

   4 этап – Отработка знаний.

   Стихотворение записано на доске.

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею звёзды.

А на траве лежит роса,

А рядом с нею – росы.                                                                                

Вот по траве спешит коса,

А рядом с нею – косы.

Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!..

- О чём предупреждает нас стихотворение?  

- Написание каких слов необходимо проверить? Ответы детей: (звезда, роса, коса, сосна, вода, дела, трава).

- Почему?  

- Давайте в словах поставим ударение. Найдем «опасное» место.

- Так почему эти слова надо проверять?  (Непонятно какая буква пишется без ударения)

- К каким словам подобраны проверочные слова в стихотворении?

   Ответы детей:

Звезда  (одна) – звёзды (много)  под ударением –ё- ;

Роса – росы  (о - ударная);

 Коса – косы (о – ударная).

- А какие слова остались не проверенными?  (сосна, вода, дела, трава)

- Подберите к словам сосна, вода, дела, трава проверочные слова.

      сосна – сосны

      вода – воды

      дела – дело

      трава – трава

   Вывод:    (с помощью учителя)

- Какие слова могут быть проверочными?  (однокоренные, или формы слова, у которых ударение падает на проверяемую гласную).

- Прочитайте буквы, которые вставляли в корнях слов (е, о, а; добавляет учитель - и, я)

- Обратите внимание: в русском языке написание гласных букв е, о, а, и, я нужно проверять.

- Когда?

- А когда их не надо проверять?

Физминутка.

Встанем, дети.

Встанем, дети, (встали)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять – (шагаем)

Приподнялись, (поднялись на носочках)

Чуть присели (приседаем)

И соседа не задели, (садимся)

А теперь придется встать, (встали, потянулись)

Тихо сесть, (ровненько сели)

Писать начать. (приготовились писать)

5 этап - Закрепление.

- Сейчас вы выполните задание, а я посмотрю  как вы умеете находить проверочные слова.

На доске записано:

глаз, глаза, глазки, глазок, глазной (врач)

- найдите проверочные слова и слова, в которых гласную надо проверять. Проверочное слово подчеркните.

   Оказываю индивидуальную помощь, напоминаю план действия:

- ставлю ударение;

- нахожу и обозначаю корень;

- подчёркиваю безударную гласную в корне;

- находим и подчёркиваем проверочное слово;

- прочитай проверочные слова. (глаз, глазки)

- почему эти слова проверочные?  (гласная под ударением)

   Предполагаемый результат:

8-9 учеников справятся с заданием самостоятельно и верно;

остальным нужна помощь, могут быть допущены 1-2 ошибки.

6 этап - Работа по учебнику.  Самостоятельная работа.

   Упр. 314.    

   Подбери к словам с пропущенными буквами проверочные слова. Напиши. Обозначь ударение. Выдели корень.

Р..чной  порт, г..ристый  берег, п..левой цветок, л..сная трава, к..рмовая  свёкла.

Образец:  Речка – речной порт.

- Кто справится сам?  Выполняйте.   Тем, кто затрудняется, оказываю индивидуальную помощь, ещё раз объясняю.

Проверка.  

- Прочитайте проверочные слова. (речка, горы, поле, лес, корм)

- Почему эти слова проверочные?  Докажи.

(в слове речка  - е- ударная, горы – о- под ударением, поле – о- под ударением, лес – е- под ударением, корм –о- под ударением)

   Предполагаемый результат:

С заданием справятся все, слабым ученикам будет оказана индивидуальная помощь.

 

7. Итог урока

    - Какие гласные в корне требуют проверки? (безударные гласные о, а, е, и, я)

- Какие слова являются для них проверочными? (слова, в которых безударный гласный станет ударным)

Обобщение:

- Какие действия мы производили над словами?

1. Ставили ударение.

2. Находили и обозначали корень.

3. Подчёркивали безударную гласную в корне.

4. Находили и подчеркивали проверочное слово.

Даю оценку учащихся на уроке.

Предполагаемый результат:

«4» - 6

«3» - 5

Домашнее задание.  

1. Повторить правило стр.54

2. упр.316 .   Подбери однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать?

Встреча – встречать, ход - …,  свет - …, смотр - …,  варка - … .

Напиши слова. Проверь  (сравни гласные в корне проверочного и проверяемого слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план -конспект урока Упражнение в распознавании корня слова в слове, подборе однокоренных слов

Цели: формировать умение находить в словах корень, образо­вывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словар­ный запас учащихся.Формировать УУД:- Личностные: способность к самооценке на...

Слова, которые нужно запомнить (презентация)

В данной презентации по русскому языку 2 класса (Школа 2100) представлены слова, которые нужно запомнит: яблоко, яблоня, ягода, рябина, капуста, помидор и т.д. Кроме этого, вложены фотографии и интере...

Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе. УМК "Школа России"...

Презентация к уроку во 2 классе по теме "Распознавание проверочных слов. Подбор проверочного однокоренного слова" к учебнику Рамзаевой Т.Г.

Данная презентация выполнена без стилизации, что дает учителю возможность ее творческого  преобразования.Материал расположен с соблюдением всех этапов урока: с объявления темы и минутки чистописа...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов"

Методическая разработка урока русского языка по теме  "Безударные гласные в корне слова. Распознавание проверочных слов" (второй урок по теме)...

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."

Конспект урока по рускому языку, 3 класс, Школа России, "Однокоренные слова, обобщение, уточнение, представление об однокоренных (родственных) словах, о корне слова."...

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов

Деятельностная цель: закреплять умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путём подбора родственных слов или изменения формы слова....