Развитие орфографической зоркости в начальных классах. Из опыта работы.
статья по русскому языку по теме

Семибратченко Тамара Николаевна

В статье рассказывается об используемых мною приёмах по развитию орфографической зоркости учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Приёмы работы по развитию орфографической зоркости

                                 на уроках русского языка.


                                  Семибратченко Тамара Николаевна,
                         учитель начальных классов МБОУ «Средняя      общеобразовательная Ивановская школа с углубленным   изучением отдельных предметов»,Старооскольского района, Белгородской области.

                              Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

                                                  Пословица.


Орфографическая зоркость - это умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
Работу по развитию орфографической зоркости я начинаю в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
В своей работе я использую такие упражнения:
• ежедневно занимаюсь звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе
• постоянно показываю образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец)
• использую способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р
• при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре
• подбор слов к звуковым моделям
• испольую задания ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?)
• Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”
• ''Найди опасное место''.
Я произношу слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.
• ''Светофор''.
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.
Проводим звуковой анализ с составлением схемы, в которой обозначаем “опасные места”
Самый распространенный вид упражнения по русскому языку “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”.
Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
-самостоятельно проверить результат работы;
-видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
-если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность “подглядеть” их. На короткое время, приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей.
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
Орфографическое чтение. 
С 1 класса я начинаю развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Ежедневно на каждом уроке отвожу по 5-7 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат.
Комментированное письмо с указанием орфограмм. 
Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Например: под-ле-та-ет ( в приставке пишу букву о, в корне безударная гласная е, проверяю перелёт, в окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф. подлетать не на –ить, не глагол исключение, значит, 1 спряжение, пишу окончание -ет).
Письмо с проговариванием. 
Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Специально организованное списывание. 
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина .
Памятка.
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7.Проверь написанное:
Какографические упражнения. 
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

  1. моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;
  2. целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.                    

Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволят учителям формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что окажет положительное влияние на грамотное письмо и приведет к снижению орфографических ошибок.


          Список литературы:
1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 2008г.

2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение,2007г.

3.Волина В.В. Весёлая грамматика, М., 2006г.

4.Шашкова В.Ф. Развитие орфографической зоркости учащихся.// Начальная школа, №8, с.48,2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости в начальных классах

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

Развитие орфографической зоркости в начальных классах.

Описание передового педагогического опыта учителя....

Развитие орфографической зоркости в начальных классах

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова......

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов.

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя,учебно-методический комплект «Гармония»....

Развитие орфографической зоркости учащихся начальных классов

Виды упражнений для развития орфографической зоркости....

Развитие орфографической зоркости в начальных классах

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной ...

Развитие орфографической зоркости в начальных классах

Развитие орфографической зоркости в начальных классах...