Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Вильданова Эльвира Фаруковна

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной) Цели: 1) формирование представления о звуках [с], [с'] и букве «с»; 2) формировать умение находить слова с заданным звуком; 3) формировать умение читать слова с данной буквой; 4) формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vildanova_elvira_farukovna.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Тема: «Согласные звуки [с] и [с’], буква С.

   Чтение слогов и слов с буквой С. Написание

          букв, слогов и слов с буквой С»

1 класс

Тип урока ОНЗ

     

г. Альметьевск  РТ

Обучение грамоте

1 класс

Тип урока ОНЗ

Тема: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С.

(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)

Цели: 1) формирование представления о звуках [с], [с'] и букве «с».

        2) формировать умение находить слова с заданным звуком.

        3) формировать умение читать слова с данной буквой.

        4) формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.

Демонстрационный материал:

1) карточки со словами: урок, крупа, сова, осина

Раздаточный материал:

1)Карточка 1.

г а т и ы р у к н о

1 группа _______________________________

2 группа _______________________________


2)Карточка 2. Изображение звуковичков

3) Листочки чистые (для этапа рефлексии)

Ход урока: I. Мотивация к учебной деятельности

На доске пословица: «Учиться всегда пригодится»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Чтобы хорошо учиться каким должен быть ученик? (внимательным, активным, старательным)

- Какие два шага деятельности мы используем на каждом уроке?

( «Что я не знаю» и «Сам найду способ»)

- С чего начнем? (Нужно повторить то, что знаем)

II. Актуализация знаний

- У вас на столах карточки 1. Вам нужно распределить буквы на две группы.(Дети работают самостоятельно, один ученик за доской)

- Сверьте свои ответы.

- У кого возникло затруднение? Почему?

- На какие группы делятся все звуки?

- Какие звуки называются гласными?

- Какие звуки называются согласными?

- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

- На какие две большие группы делятся согласные звуки? (звонкие, глухие).

- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки; мягкие и твердые.

- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки; мягкие и твердые.

- Что мы с вами повторили? ( какие бывают звуки, на какие группы делятся звуки)

- Где нам это пригодится? (в освоении новых знаний)

- А теперь при помощи звуковичков, лежащих у вас на партах составьте схемы слов: урок, крупа, сова.

- Давайте проверим.

- У кого возникло затруднение?

III. Проблемное объяснение нового знания

- Почему у вас в третьем слове получились разные схемы? (В слове сова появилась новая буква, мы не знаем, какие звуки она обозначает).

- Какую же поставим цель урока? (познакомиться с новой буквой «с».

- Кто сможет назвать тему урока?

– Послушайте стихотворение.

Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

Запоёт его смычок.

Музыканта звать... (сверчок).

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый... (светлячок).

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромный он.

Ты узнал, кто это?.. (Слон.)

– Что общего в словах сверчок, светлячок, слон? (Это живые существа. Слова начинаются на звук [с] – согласный глухой, твёрдый.)

– Подберите слова со звуком [с’]. (Сено [с’], силач [с’], сирота [с’] и др.)

– Кто знает букву, которая обозначает звуки [с] и [с’]?

– Где она находится на ленте букв?

– Подберите слова, которые будут начинаться с новых звуков. Назовите только первый звук.

- А теперь работа в парах. У вас на столах карточка №2. Дорисуйте схему-«человечка», который будет показывать новые звуки и подпишите его.

 - Если возникнет затруднение, где вы можете найти ответ? (в учебнике, в прописи, спросить у учителя).

Эталоны вывешиваются на доску.

- Чей эталон наиболее точный?

- Кто написал букву, обращаясь к учебнику или прописям?

- Откройте прописи. Сравните письменную и печатную буквы С.

– Посмотрите на рисунки вверху, найдите на рисунках букву С, обведите её по серым линиям.

Показ учителем буквы С на доске.

 - Справились мы с затруднением?

 - Мы молодцы, а теперь сделаем физминутку.

IV. Первичное закрепление во внешней речи

- Немного отдохнули. А что же мы должны делать дальше? (потренироваться)

1. Работа в «Букваре».    

Чтение слогов.

– Посмотрите в «Буквари», найдите слоги с буквой С. Прочитайте их.

– Найдите слоги с мягкими звуками [н’], [к’], [т’].

– Прочитайте слоги первого столбика.

– Дополните их, чтобы получились слова.

2. Работа в прописи.

– Вы хорошо читаете слоги, а сможете вы их написать? Где будем записывать слоги?

– Прочитайте их.

– Какое соединение будем использовать?

3. Работа в «Букваре».  

– Посмотрите, что мы сейчас будем делать в «Букваре»? (Читать слова.)

Чтение слов.

– Прочитайте про себя слова первого столбика.

– Прочитайте вслух самое длинное слово. (Усики.)

– Что это слово означает? (Маленький предмет, маленькие усы.)

– А теперь прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет. (Ус.)

– Что заметили? (– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть?)

– (Пропедевтика.) Это корень слова. Общая часть слов-родственников называется корнем. Мы постепенно запомним это название. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными.

Выделение корня (показ учителя).

– Прочитайте второй столбик слов про себя.

– Прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет, и длинное слово, обозначающее маленький предмет. (Сын, сыр – сынок, сырок.)

– Прочитайте третий столбик слов про себя.

– Прочитайте слово, обозначающее слив воды. (Сток.)

– Прочитайте слова четвёртого столбика про себя.

– Прочитайте слова, значение которых вам не совсем понятно.

(Трос – стальной канат.)

– Кто может объяснить значение этих слов?

Объясняют дети или учитель – или обращаемся к толковому словарю. Но темп урока стараемся не сбавлять.

– Прочитайте слова из всех четырёх столбиков, в которых есть мягкий звук [с’]. (Усик, усики.)

Чтение слов ниже.

– Прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (Рост, росток, ростки, куст, кустик, кусток.)

– Когда говорят кустик, кусток? (Кустик – уменьшительно-ласкательное значение от слова куст, а слово кусток больше употребляется в сказках, потешках.)

– Прочитайте слова, в которых есть сразу две буквы С. (Уксус, сосна.)

– Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. (Укусы, осина.)

- Что мы сейчас с вами делали? (тренировались)

- А как понять поняли мы или нет? (нужно выполнить самостоятельную работу)

V. Самостоятельная работа с самопроверкой

- С помощью звуковичков сделайте звуковой анализ слов: сова, осина.(дети самостоятельно работают)

- А теперь сверьтесь с эталоном на доске.

- Кто сделал все правильно?

- У кого возникло затруднение?

- Что нужно сделать, чтобы устранить это затруднение?

- Мы молодцы, хорошо потрудились.

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторений

- Как мы можем применить новое знание? (в чтение текстов)

Чтение текста «У сопки» или Георгия Скребицкого «Сорока» (в зависимости от класса).

- Подчеркните слова с буквой «с».

- Какие слова вы подчеркнули?

- Молодцы, вы очень хорошо работали.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую цель ставили перед собой?

- Можно сказать, что мы усвоили тему?

- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить свою деятельность на листочках:

  1. Если ты работал хорошо и все понял, нарисуй красную звездочку.
  2. Если все понял, но рассказать пока не можешь – нарисуй желтую звездочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

Открытый урок обучения грамоте 1 класс школа 8 вида Тема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».

ОГКОУ «Фурмановская школа VIII вида»     Открытый урок обучения грамотеТема: «Звук и буква «Чч». Чтение слов и предложений».     Подготовила и провела...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...