Урок русского языка 3 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Правила правописания корней"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок-исследование с презентацией.  В урок включена работа с толковым словарем, парная и групповая форма работы, дифференцированная творческая работа. Правила в стихотворной форме о правописании корней и музыкальная физминутка активизируют работу учащихся на уроке.В конце урока проведен тест по самооценке деятельности учащихся на уроке, рефлексия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Правила правописания корня

Цель:

Развитие орфографической зоркости, умения проверять слова с безударными гласными, парными глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными в корне;

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд №1

Начинается урок,

он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

учитесь думать, рассуждать.

Постановка темы и задач урока.

-Сегодня у нас  в гостях на уроке Ванечка и Машенька. Слайд №2

Они такие же ученики, как и вы. Вместе с нами на уроке  они будут исследовать.

а что значит исследовать?

У вас на столах лежат копии страниц толковых словарей.

Прочтите, что означает слово исследовать.

   словарь

  Слайд №3

 Исследовать – это…
1)Подвергать научному изучению.
2) Внимательно, тщательно
осматривать  что-либо, знакомиться с чем-либо для
выяснения, изучения

Как думаете, что мы будем исследовать на уроке русского языка? …(средства языковой речи)А какие вы знаете средства языковой речи?( слово, словосочетание, предложение, текст) Что в слове мы исследуем? звуки и буквы.

       Сегодня на уроке нашими ключевыми словами на  будут слова: Слайд №4

Я думаю

-я считаю

я докажу

я выяснил

2. Сообщение темы, цели урока

- И вот наше первое исследование:

На доске слова: з . ма, шу . ка, со . нце. Слайд №5.

- Ребята, посмотрите все на доску. Какие буквы пропущены? Надо доказать, что именно эта буква пишется.

Дети--- я считаю, что:

            В слове зима – безударная гласная и, проверочное слово – зимний.

В слове шубка – парная согласная б, проверочное слово – шуба.

В слове солнце – непроизносимая согласная л, проверочное слово – солнышко.

У.: А теперь повторите еще раз, какие орфограммы в этих словах.

Д.: Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная. Слайд №6

В какой части слова эти орфограммы?

Тема: правила правописания коней

Цель нашего урока  обобщить знания по этим правилам корня и закрепить умения проверять и писать слова на эти правила.

4.Определение и объяснение  орфограмм Слайд №7

а) Манечка и Ванечка получили задание исследовать слова и распределить их на 3 группы по орфограммам. Поможем им?

Работаем в парах.

 влас . ный, погру . ка, к . вер, ненас . ный, лопа . ка, св . сток, чудес . ный, ко . ти,

 к . лючий.

 Надо правильно вставить буквы и записать слова в табличку(розовая карточка) .

 Сначала объясню более трудные слова:

властный – имеющий власть над кем-то, имеющий склонность повелевать;

ненастный – дождливый, пасмурный

Прежде чем приступим к выполнению задания,

повторим правила написания корней. Слайд №8

Безударный я всегда

проверяю без труда.

Быстро слово изменяю,

         ударенье расставляю.

         Корень выделю и вот:

         Гора – горы, котик –кот.

         Буду грамотно писать

         И пятёрки получать

Если слышишь парный звук, Слайд №9

Будь внимателен, мой друг,

Звук ты парный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

«Зуб» - на «зубы»,

«лёд» - на «льды»

Будешь грамотным и ты

Иногда согласные            Слайд №10

Играют с нами в прятки

Они не произносятся

А пишутся в тетрадке

Чтобы знать как писать

Нада слово изменять

И за звуком непонятным

быстро гласную искать

Поверка   Устно доказать, почему вставили эту букву.

Я считаю....

Безударный гласный

Парный согласный

Непроизносимый согласный

к . вер

св . сток

к . лючий.

погру . ка

лопа . ка

ко . ти

влас . ный

ненас . ный

чудес . ный

б) Манечка и Ванечка  выполняли домашнее задание и им встретилось в тексте слово ТРА(В,Ф)КА. Слайд №11

 Маша считает, что в корне этого слова пишется В, а Ваня –Ф.

 Кто прав?

Я докажу, что…

травка- трава, травушка, травы.

Что общее в этих словах? корень, значение

Как можно назвать эти слова? однокоренные, родственные

Как пишется корень в однокоренных словах? одинаково

Учебник

об этом нам напоминает правило стр. 103.  Прочитайте самостоятельно, вслух

3.Работа над темой.

 В русском языке довольно часто встречаются слова с непроизносимыми согласными, парными согласными. Сейчас Аня  вам прочитает  отрывок из  стихотворения. Вы должны назвать  слова с   парными и непроизносимыми согласными, которые услышите. Маше и Ване это задание показалось сложным, а вы сможете услышать орфограммы? Слайд №12

  1. Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

После каждой строчки дети называют слова, затем под диктовку слова записывают в тетрадь с проверочными словами, выделить корни

Слайд №13

5. Физминутка.

6. Работа над темой урока.

Ваня  выполнил письменную работу и говорит, что все у него правильно. Сейчас мы исследуем его работу и проверим.

Индивидуальная работа  у доски

Я думаю….

Дериво живет карнями, а человек друзьями.

Землю красит сонце, а человека трут.

Нет такого друшка, как родимая  матужка..

Дети выходят и исправляют ошибки? объяснить смысл , списывают пословицы комментированное письмо Слайд 14

7. Работа по развитию речи. Творческое задание в группах   слайд №15

-А теперь представьте, что вы писатели. У каждого из вас свое задание. Вы должны исследовать с написать текст. (У всех карточки).

Составьте предложения. 

Вьюга, в, гудит, ярос…ная,  лесу.

Снегом, тр..пинки, засыпаны.

Хол..дно, на, морозе, ребяти..кам.

Ша..ки, они, надели.

Составьте мини-сочинение по
опорным слов

             з…ма;

            доро…ки;

сн… жинки;

зан…сло;

к…вер.

Вставьте буквы

3 группа Работа с карточками. Слайд №16

Выбрать нужную букву, отметить кружочком правильный вариант ответов

ст_на

а

о

е

и

я

тр_ва

а

о

е

и

я

бл_ны

а

о

е

и

я

п_тно

а

о

е

и

я

д_ма

а

о

е

и

я

                                                                                         

1 вариант: е, а, и, я, о.

2 вариант: а, е, о, и, я.

1 группа

-Прочитайте свою работу.

-Назовите слова на сегодняшние правила с проверочными.

-Как написали? Почему?

2 группа свои сочинения

3 группа по слайду, кто так сделал?

8. Деятельностная рефлексия. Слайд №17

- Давайте оценим свою работу на уроке на листочках по такой схеме:

- своей работой я

А) доволен;

Б) не совсем доволен;

В) не доволен, потому, что…

- мне надо

А) повторить (какую тему);

Б) закрепить умение;

В) учиться организовывать свою работу;

Слайд №18

- самым лёгким заданием для меня было…

- самым интересным…

- самым трудным…

- Выполняют на индивидуальных листочках.

9.Итог урока.

-Чему учились сегодня на уроке?

-Какие три правила учат писать буквы в корне слова?

     повторить правила хором

10.домашнее задание    Слайд №19

Слайд №20

   

Безударный я всегда

проверяю без труда.

Быстро слово изменяю,

         ударенье расставляю.

         Корень выделю и вот:

         Гора – горы, котик –кот.

         Буду грамотно писать

         И пятёрки получать

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Звук ты парный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

«Зуб» - на «зубы»,

«лёд» - на «льды»

Будешь грамотным и ты

Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся

А пишутся в тетрадке

Чтобы знать как писать

Нада слово изменять

И за звуком непонятным

быстро гласную искать

Безударный я всегда

проверяю без труда.

Быстро слово изменяю,

         ударенье расставляю.

         Корень выделю и вот:

         Гора – горы, котик –кот.

         Буду грамотно писать

         И пятёрки получать

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Звук ты парный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

«Зуб» - на «зубы»,

«лёд» - на «льды»

Будешь грамотным и ты

Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся

А пишутся в тетрадке

Чтобы знать как писать

Нада слово изменять

И за звуком непонятным

быстро гласную искать

Безударный я всегда

проверяю без труда.

Быстро слово изменяю,

         ударенье расставляю.

         Корень выделю и вот:

         Гора – горы, котик –кот.

         Буду грамотно писать

         И пятёрки получать

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Звук ты парный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

«Зуб» - на «зубы»,

«лёд» - на «льды»

Будешь грамотным и ты

Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся

А пишутся в тетрадке

Чтобы знать как писать

Нада слово изменять

И за звуком непонятным

быстро гласную искать

Безударный я всегда

проверяю без труда.

Быстро слово изменяю,

         ударенье расставляю.

         Корень выделю и вот:

         Гора – горы, котик –кот.

         Буду грамотно писать

         И пятёрки получать

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Звук ты парный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

«Зуб» - на «зубы»,

«лёд» - на «льды»

Будешь грамотным и ты

Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся

А пишутся в тетрадке

Чтобы знать как писать

Нада слово изменять

И за звуком непонятным

быстро гласную искать

Безударный я всегда

проверяю без труда.

Быстро слово изменяю,

         ударенье расставляю.

         Корень выделю и вот:

         Гора – горы, котик –кот.

         Буду грамотно писать

         И пятёрки получать

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Звук ты парный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

«Зуб» - на «зубы»,

«лёд» - на «льды»

Будешь грамотным и ты

Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся

А пишутся в тетрадке

Чтобы знать как писать

Нада слово изменять

И за звуком непонятным

быстро гласную искать

Безударный я всегда

проверяю без труда.

Быстро слово изменяю,

         ударенье расставляю.

         Корень выделю и вот:

         Гора – горы, котик –кот.

         Буду грамотно писать

         И пятёрки получать

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Звук ты парный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

«Зуб» - на «зубы»,

«лёд» - на «льды»

Будешь грамотным и ты

Иногда согласные

Играют с нами в прятки

Они не произносятся

А пишутся в тетрадке

Чтобы знать как писать

Нада слово изменять

И за звуком непонятным

быстро гласную искать

Я думаю….

Я считаю…

Я докажу…..

Я выяснил….

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

влас . ный,

 погру . ка,

к . вер,

 ненас . ный,

 лопа . ка,

св . сток,

 чудес . ный,

 ко . ти,

 к . лючий.

Безударный гласный

Парный согласный

Непроизносимый согласный








Безударный гласный

Парный согласный

Непроизносимый согласный








Безударный гласный

Парный согласный

Непроизносимый согласный








Безударный гласный

Парный согласный

Непроизносимый согласный








  1. Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

_________________________________________

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

___________________________________

  1. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?...»

________________________________

Составьте предложения. 

Мы, по, пошли, следу.

Скоро, увидели, в, огромную,
осиннике, с, лосиху, густом, лосенком.

Оглядывались, пугливо, они.

Их, волк, видно, напугал.

Составьте мини-сочинение по
опорным слов


з…ма;

                     дорожки;

сн… жинки;

зан…сло;

к…вер.

Составьте предложения. 

Мы, по, пошли, следу.

Скоро, увидели, в, огромную,
осиннике, с, лосиху, густом, лосенком.

Оглядывались, пугливо, они.

Их, волк, видно, напугал.

Составьте мини-сочинение по
опорным слов


з…ма;

                     дорожки;

сн… жинки;

зан…сло;

к…вер.

Выбрать нужную букву.

ст_на

а

о

е

и

я

тр_ва

а

о

е

и

я

бл_ны

а

о

е

и

я

п_тно

а

о

е

и

я

д_ма

а

о

е

и

я

Выбрать нужную букву.

ст_на

а

о

е

и

я

тр_ва

а

о

е

и

я

бл_ны

а

о

е

и

я

п_тно

а

о

е

и

я

д_ма

а

о

е

и

я

Выбрать нужную букву.

ст_на

а

о

е

и

я

тр_ва

а

о

е

и

я

бл_ны

а

о

е

и

я

п_тно

а

о

е

и

я

д_ма

а

о

е

и

я

Выбрать нужную букву.

ст_на

а

о

е

и

я

тр_ва

а

о

е

и

я

бл_ны

а

о

е

и

я

п_тно

а

о

е

и

я

д_ма

а

о

е

и

я

- своей работой я

А) доволен;

Б) не совсем доволен;

В) не доволен, потому, что…

- мне надо

А) повторить (какую тему);

Б) закрепить умение;

В) учиться организовывать свою работу;


- самым лёгким заданием для меня было…

- самым интересным…

- самым трудным…


- своей работой я

А) доволен;

Б) не совсем доволен;

В) не доволен, потому, что…

- мне надо

А) повторить (какую тему);

Б) закрепить умение;

В) учиться организовывать свою работу;


- самым лёгким заданием для меня было…

- самым интересным…

- самым трудным…


- своей работой я

А) доволен;

Б) не совсем доволен;

В) не доволен, потому, что…

- мне надо

А) повторить (какую тему);

Б) закрепить умение;

В) учиться организовывать свою работу;


- самым лёгким заданием для меня было…

- самым интересным…

- самым трудным…


- своей работой я

А) доволен;

Б) не совсем доволен;

В) не доволен, потому, что…

- мне надо

А) повторить (какую тему);

Б) закрепить умение;

В) учиться организовывать свою работу;


- самым лёгким заданием для меня было…

- самым интересным…

- самым трудным…


- своей работой я

А) доволен;

Б) не совсем доволен;

В) не доволен, потому, что…

- мне надо

А) повторить (какую тему);

Б) закрепить умение;

В) учиться организовывать свою работу;


- самым лёгким заданием для меня было…

- самым интересным…

- самым трудным…


- своей работой я

А) доволен;

Б) не совсем доволен;

В) не доволен, потому, что…

- мне надо

А) повторить (какую тему);

Б) закрепить умение;

В) учиться организовывать свою работу;


- самым лёгким заданием для меня было…

- самым интересным…

- самым трудным…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3классе по теме: Правописание слов с безударными гласными в корне.

Конспект  урока  русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне" по новым стандартам ФГОС....

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" 2 класс

Данная технологическая карта была составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО 2 поколения по учебнику "Русский язык" 2 класс Л.М. Зелениной. Здесь прописаны формируемые УУД на каждом этап...

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: " ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

ТЕМА УРОКА: ПРОИЗНОШЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ  ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением".

Урок русского языка организван с использованием информационно - коммунникационной технологии. В процессе урока использовались следующие приёмы:Приём предвосхищения через инсценировку стихотворения Ю.Т...


 

Комментарии

Урок-исследование. Парная, групповая работа, дифференцированная творческая работа активизирует работу учащихся на уроке, ключевые слова учат рассуждать, развивать речь.