Конспект урока по русскому языку по теме "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мостовая Людмила Николаевна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока по русскому языку15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока. Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

- развивать умение находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова;

- развивать орфографическую зоркость, речь и память учащихся;

- осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение;

- воспитывать внимание, аккуратность при письме

Задачи:

- учиться находить однокоренные слова, выделять корень

Оборудование: интерактивная доска, ПК, мультимедиа – проектор, презентация «Однокоренные слова»

Применяемые технологии:

- игровая

- проблемного обучения

- технология работы в парах, группах

- интерактивные технологии

Универсальные учебные действия:

Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя правило, алгоритм.

Познавательные: раскрывать смысл правила об однокоренных словах и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Предметные: определять группы однокоренных слов и выделять корень графически; образовывать однокоренные слова разных частей речи.

Содержание урока:

Организационный момент: учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют в тетради запись числа и вида работы (классная работа), выделяют орфограммы.

Минутка чистописания: повторить верхнее и нижнее соединение букв: вл ,ве

Словарь: ветер (введение нового словарного слова).

На доске надпись:          Вет.р, вет.р, ты могуч,

                                   Ты г.няешь стаи туч

Из какого произведения эти строчки и кто его автор?

С какой орфограммой мы встретились в слове ветер?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Подберите проверочное слово. А если подобрать проверочное слово не удаётся, значит, это слово является…. (словарным).

Работа со словарём: давайте в этом убедимся. Куда мы можем обратиться? Откроем словарь и найдём данное слово (анализ написания и произношения слова)

Записать словарное слово.

Подбор ассоциации к словарному слову: в е т е р

Провести звуко- буквенный анализ словарного слова (устно).

Составить со словарным словом словосочетание и предложение (лучшее записать).

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем? А у слов может быть родня? Какая родня может быть у слов? (родственные слова)

Подберите и запишите к словарному слову родственные слова, выделите корень.

Ветер, ветерок, ветреный.

Подумайте, как по- другому можно назвать эти слова? (однокоренные)

Показ слайда №1.

Ребята, вы можете предположить, какая тема урока у нас сегодня будет? Какие задачи мы поставим перед собой? Показ слайда №2.

Как вы думаете, по каким признакам мы будем учиться находить однокоренные слова?

Показ слайда №3.

Сделаем вывод: какие слова мы будем называть однокоренными.

Показ слайда №4.

Попробуем составить алгоритм наших действий при нахождении однокоренных слов.

Показ слайда №5.

Проектирование и фиксация нового знания (понимание).

Опираясь на наш алгоритм, предлагаю вам выполнить следующие задания:

Показ слайдов №6 и №7: какое слово «лишнее»

Показ слайда №8: какие однокоренные слова здесь спрятались? Запишите эти слова, выделите корень.

Показ слайда №9: докажите, являются ли однокоренными слова часовщик и частица.

Показ слайда №10: родня ли гусеница гусю?

Чтобы ответить на этот вопрос, дети работают в парах: выписывают однокоренные слова, выделяют корень, пользуются алгоритмом.

Физкультминутка: тренажёр для глаз.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону (умения)

Показ слайда №11: образуйте однокоренные слова (по вариантам)

Работа в группах: выпишите однокоренные слова, выделите корень, распределите  однокоренные слова по частям речи (задание дифференцированное). Работа с текстом упражнения №159 (Л.Ф. Климанова «Русский язык», 3 класс)

Рефлексия учебной деятельности на уроке:

- что нового узнали?

- какие слова мы будем называть однокоренными?

- как мы будем находить однокоренные слова?

- что мы сегодня повторили?

 - в чём было затруднение? Над чем ещё нужно поработать?

- кого из ребят вы отметите? Какие группы сегодня слаженно работали?

- оцените свою работу

VIII. Домашнее задание: работа с текстом упражнения №160 (Л.Ф. Климанова «Русский язык», 3 класс):

- первый уровень: выписать однокоренные слова, выделить корень;

- второй уровень: выписать однокоренные слова, выделить корень, добавить ещё 2- 3 однокоренных слова;

- третий уровень: выписать однокоренные слова, выделить корень, распределить однокоренные слова по частям речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...