Устный журнал "Наша речь"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Тростенюк Наталья Викторовна

Привитие интереса к предмету "Русский язык", воспитание культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_nasha_rech.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Наша речь»

Цель: привитие интереса предмету, воспитание культуры речи

 На классной доске вывешивается альбом. На его страницах написаны названия разделов устного журнала, пословицы, кроссворды.

 Учитель:

-Сегодня мы проводим устный журнал, который называется «Наша речь». Первая страница называется «Учимся говорить».

Дети читают высказывания:

 - С первых дней своей жизни человек слышит своих близких – мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Еще не зная слов, ребенок узнает близких ему людей, спустя годы он уже сам начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно он овладевает речью. А к семи годам, как подсчитали ученые, ребенок запоминает слов больше чем за всю остальную часть своей жизни.

- Могуч и прекрасен наш родной язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и западные писатели:

 А. С. Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его, Русский язык, утверждал он «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. По его мнению, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих оборотах и средствах, отношениях к чужим языкам».

-Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – стройный, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой.   Л.Н. Толстой.

-Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.    М. Горький.

-Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и задушевный,  как песня над колыбелью.    А.Н. Толстой.

  Учитель: 

-А теперь давайте прочтем пословицы о русском языке.

Дети по очереди читают пословицы:

 - Сначала подумай – потом говори.

- Не храбрись словом, а покажи делом.

-Меньше говори – больше дела твори.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

-Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь.

 Учитель:

Подрастая, человек учится говорить, затем – читать и писать на своем родном языке. Где человек учится всему этому?

(Прослушивание песни «Чему учат в школе»)

Учитель:

-Вы растете, перед вами теперь стоят более сложные задачи. Давайте попробуем сейчас с вами решить несколько грамматических задач.

 Подберите глаголы, наиболее точно характеризующие движение:

      Черепаха……..

      Человек………

      Заяц……………

      Автомобиль………….

      Самолет…………….. (Существительные записаны на доске)

-Можно ли сказать по-другому? (Дети пытаются поменять некоторые глаголы)

 Учитель:

- Следующая страничка нашего журнала «Синонимы».

 Когда мы пишем сочинения, изложения, необходимо следить за тем, чтобы в соседних предложениях не повторялись одни и те же слова. Для этого надо пользоваться синонимами. Подберите синонимы к следующим словам:

      Доктор-   ..врач

      Работа-   ..труд, дело

      Стужа- ..мороз, холод

     Солдат- ..воин, боец

  - Послушайте стихотворение В. Берестова и найдите в нем синонимы:

    Бураны, вьюги и метели-

    Как  много с ними канители,

    Как много шума, толкотни,

    Как надоели нам они!

    Так проворчал мороз угрюмый,

    И речку лед сковал без шума.

    Деревья скрыла седина

    И наступила тишина.    (Дети называют синонимы)

    Учитель:

-Перевернем еще одну страницу нашего журнала. Она называется «Волшебные слова». Помните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»? Почему в начале рассказа все отказывали Павлику? Что ему помогло?

-Почему слово «пожалуйста» мы называем волшебным словом?

- Какие еще волшебные слова вы знаете?

 Дети читают на плакатах: спасибо, извините и др.

 - Первые слова, которыми мы начинаем день: это здравствуйте, доброе утро. Произнося эти слова, мы желаем людям хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Вот как говорится об этом в стихотворении «Я и солнышко» поэта В. Коркина:

 

    Солнышко ясное встало,

    -Доброе утро! – сказало

   - Доброе утро! – кричу я прохожим,

    Веселым прохожим

    На утро похожим….

    Но если проснешься-

    А дождик в окно

    Стучит да стучит

    И без солнца темно?

   -Доброе утро,

    Друзья, все равно….

    Придумано мудро:

   -Доброе утро!

  Учитель:

-Ребята, как мы еще приветствуем друг друга? Как нужно говорить эти волшебные слова?

-А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться «вежливыми» словами.  Послушайте, что у него получилось:

  Обещал отцу Петрусь:

-Я за вежливость возьмусь:

 Буду всех благодарить,

 Первым «здравствуй» говорить.

 Вот мальчишка со стараньем

 Выполняет обещанье.

 Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

 На посту он ночь не спал.

Только- только задремал.

А теперь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, постреленок.

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

-Ты куда, Яринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку-

 Как невежлива девчонка….

Нес вожатый стопку книг,

А Петрусь с ограды прыг,

Чуть не сел ему на плечи:

-Извините, добрый вечер!

-Ты,- вожатый закричал,-

И невежа и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

 Учитель:

-Вежлив ли Петя? Почему? А теперь послушайте, как папе однажды помогло «волшебное» слово:

 Папа разбил драгоценную вазу,

 Бабушка с мамой нахмурились сразу.

 Но папа нашелся, взглянул им в глаза

 И робко и тихо «простите» сказал

 И мама молчит, улыбается даже.

-Мы купим другую, есть лучше в продаже.

«Простите»-казалось бы что в нем такого?

 А вот ведь какое чудесное слово!

 Учитель:

-Какое слово помогло папе? А вы всегда об этом помните?

Дети отвечают.

Учитель:

-А теперь переходим к следующей страничке нашего журнала. Она называется «Слово о словах».

Русский язык богат по своему словарному запасу. Часто мы говорим, не задумываясь над происхождением слов. Почему мы так говорим: самолет, пешеход, электростанция?

  Вы знаете русскую народную сказку «Курочка ряба»? А какого цвета эта курочка? Почему ее назвали Ряба, не Чернушка, не Белянка?

-Каждый день мы говорим слова: учебник, линейка, портфель, карандаш. А почему эти предметы так называются?

Еще мне хочется обратить внимание на слова, которые в нашей местности даже взрослые употребляют неверно. Это слова класть и положить. Как используется слово класть и положить. (Привести примеры). Старайтесь не путать эти слова.

Учитель:

-Последняя страничка нашего журнала – занимательная. На ней у нас много шуток, загадок, ребусов.

Для того, чтобы правильно говорить и писать, нужно не только подбирать слова, но и соблюдать правильную интонацию, правильно ставить знаки препинания.

 Итог:

-О чем мы сегодня говорили? Чему мы научились? Я желаю всем вам, чтобы вы хорошо учились, выросли честными, добрыми, трудолюбивыми и грамотными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Понятия "Устная речь", "Письменная речь"

План урока составлен по требованиям ФГОС.МОБУ СОШ № 26 г. Якутск Республика Саха (Якутия), учитель: Дуранова Александра СпиридоновнаТема: Понятия: "Устная речь" и "Письменная речь"Тип урока: открытие ...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Устная, письменная речь. Предложение

1 слайд - проверка готовности к уроку;2 слайд - загадка;3 слайд - рассказ о возникновении речи;4 слайд - предложение и его схема;5 слайд - составить предложения по картинкам;6 слайд - Составить схемы ...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Мониторинг (устная, письменная речь, чтение)

Мониторинг устной, письменной речи и чтения для учащихся начальной школы представлен в виде трёх таблиц. Заполняется по мере диагностики, отмечается значками на выбор (галочки, крестики и тп)...

Что делать если ребенок не понимает устной контекстной речи?

Рекомендации родителям по развитию читательских компетенций....