интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Сучкова Елена Юрьевна

Обобщить знания о правописании безударных гласных.

Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               МБОУ Веселевская средняя общеобразовательная школа

                                                                                Учитель: Сучкова Елена Юрьевна

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

Тема: Безударные гласные. Птицы нашего леса.

Цели: формировать навыки грамотного письма, способствовать развитию речи, обобщить

           знания о правописании безударных гласных, расширить знакомство с птицами

           русского леса, дать представление о птицах как составной части живой природы.

                                             

Ход урока:  

Организационный момент.

  1. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно , закройте глаза и повторяйте за мной: я в школе на уроке, сейчас я начну учиться, внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.

Сообщение темы и целей урока:

        -А теперь , скажите, над какой темой мы будем сегодня работать.

       Безударный гласный звук

       Причиняет много мук:

       Как писать гора, трава

       И слова моря, дела?

       Чтобы не было сомненья,

         Ставим звук под ударенье:

       Горы, травы, море, дело-

        Вот теперь напишем смело!

-Тема урока: Безударные гласные. А еще сегодня нас ожидает встреча с нашими меньшими братьями. Работая над темой урока, мы поговорим о наших пернатых друзьях, ознакомимся с некоторыми из них. О ком же пойдет речь?(о птицах)

 

Чистописание

1. (пишем первые две буквы из слова птицы)

2. пт//тп///

Каждой птице свое гнездо любо.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Найдите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подберите проверочное слово.

-Как называют детенышей птиц?(птенцы)

-А как мы назовем их ласково?(птенчики)

-Какое из этих слов является проверочным? Почему?

-Давайте вспомним, что в работе над безударными гласными является самым важным?

(Правило проверки безударных гласных)

 

Игра «Кто быстрее?»

Кто быстрее вставит пропущенную букву, поставит ударение в словах, найдет и подчеркнет проверочное слово.(по рядам, от каждого ряда по одному уч-ся  

пернатые                         летать                                            

перо                                перелётные

перья                               улетать

перина                             прилетать

перышко                          взлёт

     

- Почему птиц называют   пернатыми?

-  Придумайте предложение со словом «пернатые».

(Птицы — наши пернатые друзья.)

  1. А почему птиц называют друзьями?
  2. А что значит перелетные? Каких перелетных птиц вы знаете?

(Показ перелетных птиц)

  1. Найдите слова с безударной гласной. Какие из них можно проверить?
  2. Запишем предложение: Журавль, скворец, соловей — перелетные птицы

Словарная работа

  1. А какие птицы остаются зимовать в нашей местности?
  2. Давайте отгадаем загадки и узнаем. Слова — отгадки будем записывать через запятую, подчеркивать орфограмму, ставить ударение.

               1. В серой шубке перовой

                   И в морозы он  - герой,

                   Скачет, на лету резвится,

                   Не орел, а все же птица.(воробей)

  1. Он по-рабочему одет:

           Удобно, просто, ловко.

           На нем малиновый берет

           И пестрая спецовка.(дятел)

  1.          Днем спит, ночью летает

                    И прохожих пугает.(сова)

  1. Окраской  -  сероватая,

           Повадкой — вороватая,

           Крикунья хрипловатая

           Известная персона. Это —( ворона).

  1.           Эта хищница болтлива.

                     Воровата, суетлива,

                     Стрекотунья, белобока,

                     А зовут ее — (сорока).

  1. Ты с модницей этой, конечно, знаком

           Вертушке на месте совсем не сидится.

           Все хвастает синим своим сюртуком

           И шапочкой синей гордится.(синица)

(Воробей, дятел, сова, ворона, сорока, синица.)

-  Что общего у этих слов? Какое лишнее? Почему?

(Взаимопроверка)

- ..Все эти птицы зимуют в нашей местности. В русском народном календаре есть такой праздник, который так и называется «синичкин праздник». Отмечался он 12 ноября. Считалось, что именно в этот день прилетали птицы — зимники: синицы, щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели.

  - А какую птицу называют санитаром леса? Почему? Что мы о нем знаем?

- Как называется  одно из чудеснейших и добрейших деревьев для птиц? (ель)

- За что птицы так любят ель? Запишем предложение: Ель дает птицам пищу и ночлег.

                        (Разбор предложения по членам)

- Найдите слова с безударной гласной.

Физминутка

Работа в группах

Скоро наступит зима. Чем мы, люди, можем помочь птицам в зимнее время?

(В конвертах листочки с текстом. Задача: найти слова с безударными гласными, устно подобрать проверочные слова, догадаться, о какой птице идет речь. Отвечает 1 уч-ся от группы.)

1  текст: Эта птица прилетает весной одной из первых. В старину был обычай: весной пекли булочки, которые носили название этой птицы, и угощали ими друг друга.(жаворонок)

2 текст: У этой птицы ярко-красная грудка и брюшко, черная шапочка на голове, крылышки и хвостик тоже блестяще-черные, а спинка серо-голубая. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную белизну и тихо насвистывают грустную, мелодичную песенку.

Работа с пословицами, поговорками, приметами

-Ребята, а какие пословицы, поговорки, приметы, связанные с птицами, вы знаете?

Слово не воробей ,вылетит — не поймаешь.

Воробей и на кошку чирикает.

Старого воробья на мякине не проведешь.

Соловьи показались — черемуха зацвела.

 Увидел скворца — весна у крыльца.

Чем позднее отлет журавлей, тем позднее зима начнется.                -

Снегирь прилетит — о зиме известит.

Строгой зиме быть, если птица дружно в теплые края пошла.

Игра » Аукцион птиц»

  1. А сейчас мы проведем аукцион. Тот из вас, кто последним назовет название птицы, о которой мы сегодня не вспоминали, тот и окажется самым знающим.

Самостоятельная работа. Тест «Безударные гласные»

Итог урока

  1. Над какой темой работали на уроке? О ком говорили? Что нового узнали о птицах?

Не стреляй воробьев,

Не стреляй голубей,

Не стреляй просто так

Из рогатки своей!

Эй, малыш, не стреляй

И не хвастай другим,

Как без промаха бьешь

По мишеням живым!

- О  чем говорится  в стихотворении?

Домашнее задание

Нарисовать птицу, которую запомнили, и подготовить о ней небольшой доклад.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Тема.Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

Проверка безударных гласных в корне слов. Разнообразие растений....

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Урок интегрированный . Расширяет знания детей по окружающему миру.Задания по русскому языку подобраны в занимательной форме....

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс

интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру 3 класс...

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру " Экологическая экспедиция. Безударная гласная."

В рамках года экологии был проведён открытый интегрированный урок - экспедиция, затрагивающий тему бережного отношения человека к природе....