Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО по теме « Слово-имя собственное».
план-конспект урока русского языка (1 класс) на тему

Конспект урока + презентация. общая задумка- путешествие на воздушном шаре. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_slovo-imya_sobstvennoe.rar2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Слово-имя собственное»

( названия  водоемов, планет, городов, стран, деревень, сел)

Предмет: Русский язык.  Учебник «Русский язык. 1 класс» авт. Л.М..Зеленина, Т.Е. Хохлова,УМК «Школа России»

Класс: 1

Автор: Вотинова Т.М, учитель начальных классов

Урок:  № 26

Цель урока: Формировать правописание слов с заглавной буквы- имен собственных


Задачи:
Образовательные:

          Расширять  знания о именах собственных  в названиях планет, водоемов, населенных пунктов.

  1. Систематизировать знания учащихся об употреблении имён собственных.
  2. Формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.
  3. Учить правильно записывать имена собственные,
  4. Обогащать активный словарь учащихся.

Развивающие:

  1. Формирование познавательных УУД: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источником; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.

  1. Формирование регулятивных УУД: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.


Воспитательные:

  1.   Формирование личностных УУД: формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

  1. Формирование коммуникативных УУД: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

 Планируемые результаты:

  1. Предметные: ученик научится распознавать имена собственные и нарицательные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
  2. Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  3. Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом,  с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.


Оборудование.

  1. У учителя:

Учебник «Русский язык. 1 класс» авт. Л.М..Зеленина, Т.Е. Хохлова,

Презентация «Путешествие в страну  Заглавных букв», авт. Вотинова Т.М

Интерактивная доска Smart Board

  1. У учащихся:

Учебник «Русский язык. 1 класс» авт. Л.М..Зеленина, Т.Е. Хохлова,

Тетрадь ( дневник наблюдений с таблицей «имена собственные» )

Листы-технологические карты  для работы  в паре

Листы для работы в группах

Сигнальные карточки для обратной связи

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Самоопределение

 к деятельности.

Коммуникативные УУД,

 регулятивные УУД

У: Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Закройте глазки и попробуйте отгадать звуковую загадку.

Включение аудиозаписи «Весна»

Что это?

Д: капель, весна.

 У:Какое настроение вызывает у вас весна?

Д: веселое, радостное.

У: Подарите хорошее настроение гостям. Повернулись , улыбнулись, вновь на место возвернулись.

Ответы детей

Положительный настрой на урок.

Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового,)

коммуникативные, регулятивные познавательные (логические)

У: какие месяцы содержит весна?

Д: март, апрель, май.

У: какой сейчас месяц по календарю?

Д: апрель.

У: Какой есть праздник в апреле?

Д: День космонавтики.

У: Какие из слов более подходят к космическим героям? (слайд1)

Д: Белка и Стрелка, Ю.Гагарин.

У: почему вы выбрали именно эти слова?

Д:  пишутся с заглавной буквы.

Высказывания  предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

Постановка  учебной цели и задачи

Регулятивные

Коммуникативные

познавательные

У: Вы уже догадались, какая тема нашего урока?

Д:  слово-имя собственное.

У: Какие имена собственные  вы уже знаете?

Д: Ф,И,О людей, клички животных.

На прошлых уроках, мы начали заполнять такую схему ( открыть)

У: Как вы думаете, только ли в такие слова являются именами собственными?

Д:ответы

У: Хотите узнать точно? Покажите на сигнальных карточках.

Д: показывают одобрение.

У: Тогда я предлагаю отправится в научное путешествие, за знаниями.

У: Какую цель путешествия себе поставим?

Д: узнать какие еще бывают имена собственные

У: какие будут задачи, чтобы достичь цели? Обратимся к подсказке (слайд2 видеть, писать, применять.)

Д: узнавать в тексте и в речи, писать с большой буквы, применять знания при выполнении заданий.

У: цель поставили, вперед навстречу знаниям.

Учащиеся устанавливают, что именами собственными являются - клички животных, имена, фамилии, отчества людей.

Обнаруживают затруднение, не все имена собственные им известны.

Формулируют тему урока.

Устанавливают цель.

Пути ее достижения-задачи.

«Открытие» новых знаний детьми

Познавательные личностные, коммуникативные, регулятивные

  У: На каком транспорте можно путешествовать?

Д: ответы детей

У: А на каком транспорте отправился в космос Ю.Гагарин?

Д: ракета, космический корабль.

У: Космический корабль, как пишется слово корабль ( слайд 3), какую букву выбрать?

Д: с буквой о.

У: Докажите, как проверите?

Д: Можно посмотреть в орфографическом словаре.

У: А на чем мы отправимся ,узнаете, если составите 2 слова из этих букв (слайд 4).

Д: воздушный шар

У:  Что обозначает слово ВОЗДУШНЫЙ, ШАР? (признак предмета, предмет)( слайд5).

Д: ответы

У: Сегодняшнее путешествие мы совершим на воздушном шаре .

Дыхательная гимнастика

Давайте все встанем и надуем наш шар.

Сделаем глубокий вдох-выдох-3 раза.

(слайд 6) воздушный шар.

У: к полету готовы ?  Покажите карточками.

Д: показывают одобрение.

У: тогда занимайте по удобнее ваши места.

Каждый путешественник  ведет дневник наблюдений, куда записывает  все важные события, которые происходят во время путешествия.

У каждого из вас, сегодня свой дневник наблюдений, это ваша тетрадь по русскому языку.

У: Скажите , как нужно писать в тетради?

Д: аккуратно, разборчиво, наклон, сидеть прямо.

У: Дата в дневнике наблюдений очень важна. Откройте свой дневник наблюдений  и запишите сегодняшнее число  (слайд6) 13 апреля.

Наш шар уже высоко в небе, а  если бы мы летели на космическом корабле, что бы смогли увидеть? Д: планеты.

У: а можно ли наблюдать за планетами с Земли?

Д: с помощью телескопа.

У:

К счастью на нашем воздушном шаре есть телескоп, через который можно увидеть планеты.

(слайд7) вид космоса .

Ребята,  какие из этих планет ,вы знаете?

Д: ответы

У: Давайте обратимся к энциклопедии и проверим ,правильно ли вы назвали планеты.

(Слайд 8) Юпитер, Марс, Венера.

Ребята нам нужно записать названия планет в дневник наблюдений?

Д: да

У: Почему вы так считаете? ( в предложениях названия планет были написаны с большой буквы, значит это имя собственное)

Правильно! Значит, пополняем нашу схему.

Д: планеты

 Запишите названия планет Юпитер, Марс, Венера.

Теперь посмотрите вниз, как вы думаете ,над чем мы пролетаем? (слайд9- река вид сверху)

Д: река

У: как вы думаете у рек, морей, океанов есть свои имена? Покажите на карточках.

Д:да

У: какие реки вы знаете?

Д: ответы

У: какая речка расположена ближе всего к нашему городу?

Д: Койва (слайд 10)

Д: запишем название реки в дневник. Как будете писать?

Д: с большой буквы.

У: почему?

Д: это тоже им.соб.

У: Дополняю схему водоемы

У: вы очень хорошие наблюдатели, все замечаете. Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру .

Физ.минутка:  «Море волнуется»

Летим дальше

 У:  теперь какой вид открывается перед вами?(слайд 12- город вид сверху).

Д: города

У:Вам хочется узнать ,над каким городом мы пролетаем? Покажите карточками.

Д: показывают одобрение.

У: Тогда идем на снижение.

Откройте свои учебники на странице 57.

Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы , которые прочитаете под картинкой.

Кто готов ответить на 1 вопрос?

Д: наша страна называется Россия,

У: как пишется слово Россия?

Д: с большой буквы.

У: второй вопрос.

 Д: главный город нашей страны называется Москва.

У: как пишется это слово?

Спишите слова Москва и Россия из учебника

в дневник наблюдений, выделяя орфограммы.

У: какими словами дополним схему?

Д: города, страны

Давайте обратимся к учебнику, стр. 58, прочитайте сведения о именах собственных. Мы все правильно заполнили, или что-то забыли?

Д: деревни, села

У: дополняет схему

У: Какие еще слова , кроме им.соб пишутся с большой буквы.?

 Д: в начале предложения.

У:Обычная буква выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква, расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале.
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо 
Улицы имя, название города, моря!

Сравнивают свои предположения с эталоном

Узнают, что названия планет тоже является именем собственным.

Заполняют таблицу.

Ответы на вопросы учебника

Работа по иллюстрации.

Ответы на вопросы учебника.

Устанавливают, что названия стран, городов- это имена собственные.

Визуальное закрепление.

Читают данные из учебника.

Сопоставляют с дневником наблюдений.

Вносят дополнения

Первичное закрепление с проговариванием в устной речи

Личностные,

Теперь немножко прогуляемся по городу.

Для этого разделимся на 6 групп.

 В каждой группе есть свой командир, который получает маршрутный лист, куда нужно проследовать. На месте вы найдете задание, которое все дружно выполняете. Затем рассаживаетесь на места, командиры представят отчет, куда ходила группа. Гуляем пока звучит музыка.

Физ.минутка

Работа в группах.

Отчет о работе в группе.

Поиск информации

Включение в систему знаний

Познавательные

Личностные

Д: отчет

У: при ответах детей каждый раз обращается к схеме.

Пока вы гуляли по городу, я увидела первоклассника РОГОВ Вову  , как вы думаете какое у него настроение?(слайд)

Он печальный потому , что он затрудняется с выполнением  упражнения № 60, как в нашем учебнике на стр. 59

Дальше пойдем или поможем мальчику? Д:поможем

У:Как говорится одна голова хорошо, а две лучше, обсудите в парах, как выполнить это задание и запишите в дневник наблюдений.

Ниже составьте схему к первому предложению.

Проверка: Прочитайте, какие слова вы выписали, объясните свое решение.

Лера покажет на доске , как составила схему, объясни свое решение.

Кто согласен с Лерой

Д: показывают карточки

У: ваши знания пригодились,  Молодцы! Думаю, теперь Вова понял, что такое имя собственное.

Выполняют упражнение из учебника

Самостоятельная работа в парах .

Проверка с проговариванием.

Запись в дневник наблюдений.

Обобщение и систематизация знаний

Регулятивные ,  

Коммуникативные,

познавательные        

Пришло время  возвращаться.

Как вы считаете, мы не зря отправлялись в путешествие?

Какие знания мы привезем с собой? Какие открытия вы сделали сегодня.

Д: ответы.

Самостоятельное определение значения слов.

Проверка с проговариванием.

        

Рефлексия

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Наш шар поднимается в воздух, пока летим, хочу спросить.(слайд)

Что было самым трудным в нашем путешествии для вас? Самым интересным?

И вот мы снова в нашей школе.  

Покажите карточками, кто теперь знает какие слова-имена собственные.

Кто иногда забывает

Кому еще нужно повторить.

Вам ребята спасибо за вашу работу , внимательность, наблюдательность.

Урок окончен.

Ответы на вопросы,

дают оценку своей работе,

устанавливают места затруднений.

Приложение:

Символы:

- не знаю

- показать согласие

- показать отрицание

?

- есть вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Слово- имя собственное»

Данный урок является уроком изучения нового материала.  Цель:создать условия для  формирования первоначальных представлений детей  о собственных именах существительных. Задачи: обр...

Тема: «Слово- имя собственное»

Данный урок является уроком изучения нового материала.  Цель:создать условия для  формирования первоначальных представлений детей  о собственных именах существительных. Задачи: обр...

Русский язык 1 класс Тема: Слово -имя собственное.

Данный урок является уроком изучения нового материала.  Цель:создать условия для  формирования первоначальных представлений детей  о собственных именах существительных. Задачи: обр...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС по теме "Слова с удвоенными согласными" УМК Планета Знаний

Урок русского языка по теме: "Двойные согласные"с УУД УМК Планета Знаний.Урок начинается с ориентировки учеников в предстоящей деятельности, с оценки уже усвоенного ими способа решения. Эта часть урок...

Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.

Проблемный урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных»   использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми нов...

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Раздел « Слово», пятый урок по теме «Слово – имя собственное»

Учетно-контрольный урок русского языка в 1 классе. Использовать  по программе « Школа России» для контроля знаний, умений учащихся по теме «Слово-имя собственное ». С небольшими изменениями можно...