Урок-игра «Счастливый случай», 3 класс
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Это необычный урок. Урок русского языка в форме игры «Счастливый случай» по теме «Состав слова». Цель урока: закрепить знания о составе слова, развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, логику, память, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_sostav_slova_3_klass.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок-игра

«Счастливый случай»

3 класс.

Урок на педагогической гостиной.


Урок-игра «Счастливый случай» (3 класс).

Тема урока: Повторение по теме: «Состав слова».

Цель урока: закрепить знания о составе слова, развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, логику, память, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к русскому языку.

  1. Организационный момент.

– Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай» по теме «Состав слова». Её цель – выявить знатоков этой темы.

III. Игра.

Сегодня встретятся 4 команды. Наша задача – выявить команду-победительницу и лучших знатоков каждой из них.

        За правильный ответ команда получает жетон. Итак, начнем, но сначала дадим командам название. Для этого вспомним какие части слова вы знаете.

  1. Назовем команды:

1-ая команда «Приставка»

2-ая команда «Суффикс»

3-я команда «Корень»

4-ая команда «Окончание»

  1. Разминка.
  1. Как большой дом превратить? (добавить суффикс – ик)
  2. Как из маленького хвостика сделать большой?(отнять суффикс – ик)
  3. Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить суффикс –ак)
  4. Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (отбросить суффикс – ист)
  5.  Что нужно отнять у лесника, чтобы получился лес? (отнять суффикс – ник)
  6.  Можно ли из одного стола построить комнату? (можно, если добавить суффикс – ов и окончание – ая)

За правильный ответ команда получает жетон.

1-ый гейм: «Найди друзей»

  1. Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
  2. 1) лень,…
  3. 2) боль,…
  4. 3) соль,…
  5. 4) бег,…

Проверка осуществляется с помощью доказательства. За правильный ответ – жетон.

2-ой гейм «Составь слово».

Составить слова и разобрать по составу.

        1) и, ник, под, снеж; ий, еньк, худ; к, клад, а, под (подснежник, худенький, подкладка)

2) а, к, по, сад; еньк, ий, свеж; и, ед, объ, к (посадка, свеженький, объедки)

3)а, ушк, корм; под, н, вод, ый; к, за, а, руб (кормушка, подводный, зарубка)

4) к, по, а, крас; а, ушк, вит, к, за; ий, еньк, бел (покраска, завитушка, беленький)

3-ий гейм «Кто больше»

  1. Запишите как можно больше слов за одну минуту

1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.

За правильный ответ команда получает жетон.

  1. Чем различается приставка и суффикс?

4-й гейм «Отгадай слова».

I.

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)

Корнем с дорогой роднится,

В «сборе» приставка таится,

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же в космос проник. (СПУТНИК)

Мой корень – родственник сраженью,

Приставка в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землёй. (ЗАБОЙЩИК)

Мой корень в «просьбе» заключён

(в ней он озвучен и смягчён).

Приставка – в «воплощенье» где-то,

На целое – все ждут ответа. (ВОПРОС)

II.

соль

скворечник

дедушка

корка

подпрыгнул

свеча

умник

тень

подход

борода

сырок

вдруг

нашёл

подъезд

подоконник

пень

5-й гейм «Найди лишнее»

Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.

  1. рыбка, дубок, горка, норка;
  2. поле, полочка, полевой, полюшко;
  3. поговорка, повязка, подушка, пословица

6-й гейм «Это всё мы проходили»

Выбери правильное утверждение.

1. а) Корень – это главная значимая часть слова.

б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.

2. а) Приставка служит для образования новых слов.

б) Приставка служит для связи слов в предложении.

3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.

б) Суффикс служит для образования новых слов.

4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.

б) Окончание служит для образования новых слов.

IV. Подведение итогов.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ «ПРИСТАВКА»

1-ый гейм: «Найди друзей»

  1. Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
  2. лень,                                                                                                                                                                                                

2-ой гейм «Составь слово».

Составить слова и разобрать по составу.

  1. и, ник, под, снеж;
  2. ий, еньк, худ;
  3. к, клад, а, под

                                                                                                        

3-ий гейм «Кто больше»

  1. Запишите как можно больше слов за одну минуту

1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4-й гейм «Отгадай слова».

I.

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.                                                 

II. Составь словА.

соль

скворечник

дедушка

корка

подпрыгнул

свеча

умник

тень

подход

борода

сырок

вдруг

нашёл

подъезд

подоконник

пень

5-й гейм «Найди лишнее»

Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.

1) рыбка, дубок, горка, норка;

2) поле, полочка, полевой, полюшко;

3) поговорка, повязка, подушка, пословица

6-й гейм «Это всё мы проходили»

Выбери правильное утверждение.

1. а) Корень – это главная значимая часть слова.

б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.

2. а) Приставка служит для образования новых слов.

б) Приставка служит для связи слов в предложении.

3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.

б) Суффикс служит для образования новых слов.

4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.

б) Окончание служит для образования новых слов.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ «КОРЕНЬ»

1-ый гейм: «Найди друзей»

  1. Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
  2. боль,                                                                                                                                                                                        

2-ой гейм «Составь слово».

Составить слова и разобрать по составу.

  1. а, к, по, сад; 
  2. еньк, ий, свеж;
  3. и, ед, объ, к

                                                                                                        

3-ий гейм «Кто больше»

  1. Запишите как можно больше слов за одну минуту

1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4-й гейм «Отгадай слова».

I.

Корнем с дорогой роднится,

В «сборе» приставка таится,

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же в космос проник.                                                                 

II. Составь слова.

соль

скворечник

дедушка

корка

подпрыгнул

свеча

умник

тень

подход

борода

сырок

вдруг

нашёл

подъезд

подоконник

пень

5-й гейм «Найди лишнее»

Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.

1) рыбка, дубок, горка, норка;

2) поле, полочка, полевой, полюшко;

3) поговорка, повязка, подушка, пословица

6-й гейм «Это всё мы проходили»

Выбери правильное утверждение.

1. а) Корень – это главная значимая часть слова.

б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.

2. а) Приставка служит для образования новых слов.

б) Приставка служит для связи слов в предложении.

3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.

б) Суффикс служит для образования новых слов.

4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.

б) Окончание служит для образования новых слов.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ «СУФФИКС»

1-ый гейм: «Найди друзей»

  1. Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
  2.  соль,                                                                                        

2-ой гейм «Составь слово».

Составить слова и разобрать по составу.

1) а, ушк, корм;

2) под, н, вод, ый;

3) к, за, а, руб

                                                                                                

3-ий гейм «Кто больше»

  1. Запишите как можно больше слов за одну минуту

1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4-й гейм «Отгадай слова».

I.

Мой корень – родственник сраженью,

Приставка в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землёй.                                                         

II. Составь слова.

соль

скворечник

дедушка

корка

подпрыгнул

свеча

умник

тень

подход

борода

сырок

вдруг

нашёл

подъезд

подоконник

пень

5-й гейм «Найди лишнее»

Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.

1) рыбка, дубок, горка, норка;

2) поле, полочка, полевой, полюшко;

3) поговорка, повязка, подушка, пословица

6-й гейм «Это всё мы проходили»

Выбери правильное утверждение.

1. а) Корень – это главная значимая часть слова.

б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.

2. а) Приставка служит для образования новых слов.

б) Приставка служит для связи слов в предложении.

3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.

б) Суффикс служит для образования новых слов.

4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.

б) Окончание служит для образования новых слов.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНДЫ «ОКОНЧАНИЕ»

1-ый гейм: «Найди друзей»

  1. Прочитайте слова. Определите части речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите.
  2. бег,                                                                                                

2-ой гейм «Составь слово».

Составить слова и разобрать по составу.

  1. к, по, а, крас;
  2. а, ушк, вит, к, за; 
  3. ий, еньк, бел

                                                                                                        

3-ий гейм «Кто больше»

  1. Запишите как можно больше слов за одну минуту

1 вариант: при помощи приставок от корня -ход- образуйте и запишите новые слова. Выделите приставки.

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

2 вариант: от полученных слов при помощи суффиксов образуйте и запишите новые слова. Выделите суффиксы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4-й гейм «Отгадай слова».

I.

Мой корень в «просьбе» заключён

(в ней он озвучен и смягчён).

Приставка – в «воплощенье» где-то,

На целое – все ждут ответа.                                                                 

II. Составь слова.

соль

скворечник

дедушка

корка

подпрыгнул

свеча

умник

тень

подход

борода

сырок

вдруг

нашёл

подъезд

подоконник

пень

5-й гейм «Найди лишнее»

Прочитай. Исключи из цепочки лишние слова.

1) рыбка, дубок, горка, норка;

2) поле, полочка, полевой, полюшко;

3) поговорка, повязка, подушка, пословица

6-й гейм «Это всё мы проходили»

Выбери правильное утверждение.

1. а) Корень – это главная значимая часть слова.

б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.

2. а) Приставка служит для образования новых слов.

б) Приставка служит для связи слов в предложении.

3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.

б) Суффикс служит для образования новых слов.

4. а) Окончание служит для связи слов в предложении.

б) Окончание служит для образования новых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...

Урок-игра "Зебра полосатая" 1 класс

Интегрированный урок-игра "Зебра полосатая" разработан на основе одноимённой телепередачи. По математике учащиеся знакомятся с приёмами сложения и вычитания 4 с переходом через десяток, по окружающему...

Урок-игра по математике 3 класс по теме "Знакомство с таблицей умножения 4 и соответствующих случаев деления"

Знакомство с таблицей умножения 4, привитие интереса к математике, развитие мышления детей...

Урок – игра «Поле чудес» 2 класс

Разработка нестандартного урока по окужающему миру 2 класс...

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....