Создание педагогических условий
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Федотова Анжелика Владимировна

Представление опыта работы по теме: « Создание   педагогических   условий, способствующих  развитию  каждого  школьника, с использованием  уровневой  диагностики по  предметам  филологического  цикла».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Sozdanie_pedagogicheskih_usloviy....doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федотова Анжелика Владимировна,

методист по начальному образованию ГИМЦ

г.Комсомольск – на – Амуре

Тема: « Создание   педагогических   условий, способствующих  развитию  каждого  школьника, с использованием  уровневой  диагностики по  предметам  филологического  цикла».

 «Учитель – артист, но его слушатели и зрители

не аплодируют ему. Он - врач, но его пациенты

редко благодарят за лечение и далеко не все

хотят лечиться. Учитель – скульптор, но его труд

не виден.

            Эти слова наиболее ярко открывают, каким должен быть учитель.

  А теперь представим, что скульптору вручили две заготовки: кусочек глины и кусочек гранита. Работая с этим  материалом, он старается придать ему совершенную форму. Но получит ли он из этих  заготовок два совершенно одинаковых предмета. Однозначный  ответ – нет! Так и мы, педагоги, как бы мы не старались придать нашему материалу совершенную  форму, это очень  сложно, так  как свойства  разные и время для изготовления  тоже  разное.

Ведь к  концу  обучения,  ребенок младшего  школьного  возраста ХХI века, должен  отличаться от своих сверстников ХХ века  отношением к той деятельности, которой он занимается в школе. Вспомню слова Д.Б. Эльконина, который  подчеркивал, что своеобразие и значение учебной  деятельности в том, что ребенок  изменяет сам себя. Это означает, что младший  школьник не равнодушен к той деятельности, которой он занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует  свою  деятельность, оценивает успехи, определяет причины  неудач и ошибок.

     Исходя из того, что в настоящее время  ведущей  целью обучения  в российской  школе рассматривается ребенок, его развитие, система  развивающего  обучения Л.В.Занкова ведет к достижению этой  цели, опираясь на педагогические  понятия и средства.  Более  того, целостность реального  учебного  процесса обеспечивается  тогда, когда методика обучения представляет  собой  систему, которая  конкретизируется применительно к каждому  учебному  предмету.  А реализация  типических  свойств  методической  системы в содержании  обучения и в его организации  связана с гибкостью, подвижностью, вариантностью  методики.    

     К концу  обучения в начальной  школе ребенок должен отличаться от своих  сверстников. Я имею  в виду не уровень  знаний, не отметки в дневнике и журнале, а его индивидуальность, т.е. сохранение и поддержку  способностей, интересов, склонностей, каждого  ребенка.

        Таким  образом, определилась тема  моего исследования, направленная  на  изучение  учебных  возможностей  ребенка и создание условий для  его  оптимального  развития, с использованием  уровневой  диагностики по предметам  филологического  цикла.

          Считаю, что выставление  отметок  отрицательно  влияет на формирование многих нравственных, личностных  качеств  школьника, прежде всего, способности к самоконтролю и самооценке: школьник привыкает полагаться  на внешнюю  оценку, для него  становится нормой, что про него все знает учитель, а не он сам. Отметка воспитывает недружелюбие, расслаивает весь класс на лучших и худших – ведь, как правило, на ученика, на его личность в целом, смотрят через призму отметок. Системе  обучения, направленной на общее развитие учащихся, свойственен  иной подход к выявлению  результативности.

    Одним из условий хорошей динамики  относительной  успешности обучения является постоянное  знание  достигнутого учеником  уровня. Принцип определения уровня – общий для всех заданий. Он заключается в выявлении  основных для данного  этапа  обучения показателей  правильного  выполнения  работы.

    Выявленные  успехи или недостатки в сформированности общеучебных  умений и навыков не подлежат  оценки в баллах. Учитель лишь направляет внимание  ученика на анализ  способов  своей  учебной деятельности и тем самым помогает ему осознать правильность или ошибочность, и  их влияние на результат  деятельности.

    В чем же смысл  выявления уровней?  Смысл  изучения, во – первых, в том, чтобы иметь  данные , с которыми  можно  сравнивать достигаемые в ходе обучения  учениками  уровни и благодаря этому  судить об эффективности  учебного  процесса. И  во - вторых, в том, чтобы знать индивидуальные  особенности  детей и учитывать их в учебном  процессе.

Так,  набрав 1 класс по развивающей  системе Л.В.Занкова (2000 – 2001 уч.год) и проведя первичную  диагностику (автор Нечаева Н.В., научный  руководитель ФНМЦ им. Л.В.Занкова, кандидат  педагогических наук, г. Москва), я получила  данные, которые  позволили  мне  в дальнейшем  выстроить  систему  отслеживания  результативности учеников. На  протяжении  последних  8 лет, встречаясь с единомышленниками в  городской  творческой  группе и в Федеральном  Научно – Методическом  Центре  им. Л.В.Занкова, в г. Москве, и выступая  в марте  2004 года на  конференции по развивающему  обучению, среди  заместителей  директоров  школ  г. Москвы, я познала  истину в правильности  своей  деятельности по  созданию условий для оптимального  развития  учащихся с использованием  уровневой  диагностики. На  приведенном  ниже  примере, хочу  познакомить  Вас, уважаемые  коллеги, с моими  исследованиями  по  данной  проблеме на примере  изучения  письменной речи  учащихся.

Детям  было предложено  восстановить  деформированный  текст.

Цель задания: выявить  умение  устанавливать логико – смысловые  связи  между  предложениями, качество непреднамеренного списывания, каллиграфические  навыки, установить уровень  самостоятельности.

Организация  работы: предложения  записаны на доске печатными буквами, каждое с новой  строки.

Инструкция: из данных  предложений  составьте  рассказ. Запишите  его письменными  буквами.

Оценка  составления  текста  представлена  на  экране

4 уровень – все логико – смысловые  связи установлены  правильно.

3 уровень – большинство  связей  установлено правильно.

2 уровень - большинство  связей  установлено неправильно.

1 уровень – хаотический  набор  предложений.

Мониторинг  выполнения  задания  по  годам  обучения, на  экране.

Изменив условия  проведения и анализ данного  задания, я получила сведения об уровне  самостоятельности учеников.

4 уровень – задание  выполнено с доски самостоятельно.

В случае затруднения или  ошибок задание  предлагалось в следующих  вариантах:

3 уровень – косвенная  подсказка: каждое  предложение  написано на листочке ( метод проб и ошибок)

2 уровень – прямая  подсказка по части задания: указание на первое предложение

1 уровень – текст составлен учителем.

Результат списывания  фиксируется в таблице.  При списывании теряет смысл выделение  изученных  орфограмм. Все ошибки  фиксируются в графе «количество искажений и замен букв»,  в которой желательно  отмечать не только  общее  количество  ошибок, но и характер  наиболее  типичных.

На основе качественного  анализа списывания,   я установила и уровень овладения  этим навыком.

4 уровень – переписано правильно, без ошибок.

3 уровень – допущены  отдельные 1 – 2 ош., или отдельные 1 – 3 исправления.

2 уровень – а) 3 – 4 ош., или 4 исправления

                    б) 1 – 2 ош. И  1 -  3 исправления.

1 уровень – работа  показывает значительные  трудности ребенка при списывании по большинству  показателей. Мониторинг  обучения по годам, представлен  вашему  вниманию.

Используя этот  же  текст,  выявила  уровень  каллиграфии учащихся.

Оценка каллиграфии:

4 уровень – соответствует требованиям  каллиграфически  правильного  письма.

3 уровень – частичное  соответствие, негрубые  нарушения.

2 уровень – более грубые  нарушения

1 уровень – грубые  нарушения  каллиграфии.

Мониторинг  по  годам  обучения,  на экране.

Что же это дает на практике? Это облегчает  прогнозирование зоны  ближайшего  развития, снижает  вероятность  перегрузок, позволяет уберечь детей от ошибок, создать комфортную  ситуацию на уроке, видя исходный  уровень  каждого ученика,   я планирую  дифференцированную работу  на  уроке. Дети одного  уровня  объединяются в группы среди равных  себе, в которых  каждый ученик имеет возможность высказать свое  мнение, поучаствовать в дискуссии,  что позволяет строить общение, продвигаться в развитии, анализировать результат  своего  труда. Так как использование разно уровневых  заданий  позволяет поддерживать  интерес, желание  поделиться знаниями, заинтересовать одноклассников и даже  преодолеть в себе неуверенность, стеснительность,  развивает умение работать  самостоятельно и организовывать свою  деятельность без помощи педагога.

    Сравнивая  результаты  нескольких  лет, хочу  сказать, что у ребят моего  класса  повысилась  заинтересованность в выполнении творческих  заданий, даже  слабоуспевающие ученики умеют работать с дополнительной  литературой и не испытывают дискомфорта при выступлении на  уроках. А это благотворно  влияет на их психическое и физическое  состояние.  

    Проводя  мониторинг, можно увидеть успешность обучения. Из графика  мы видим, что уровень  самостоятельности, за период  обучения в начальной  школе, увеличился, следовательно, дети готовы к более  самостоятельному  изучению  материала.

    Образовательная  среда в современной  школе требует от учителя быть не только  урокодателем, а прежде всего учителем – диагностом, умеющим во время  распознать  трудности ученика, направить его деятельность в правильное  русло, подготовить ученика к успешной деятельности на следующей  ступени  образования.  Мои  ученики, перейдя в 5 класс, продолжили  обучение  по развивающей  системе  Л.В. Занкова. Учителями – предметниками подхвачена  реализация  творческих  идей  программы, они  продолжают  отслеживание  результативности по предметам. Анализ  качества знаний  учащихся, за  период  обучения с 2001 – 2004 учебный  год,  можно  увидеть в графике. За 4 месяца обучения в среднем  звене, ученики моего  класса подтвердили свой  высокий процент успеваемости и показали  стабильность качества усвоения знаний. На базе  класса создана городская экспериментальная  площадка по внедрению проектного  метода в учебной  дисциплине  «технология».

       Одним из  результатов  своей деятельности  считаю разработанную  мною  карту    роста  на каждого ученика,  в которой  фиксируется не только  продвижение  ученика в учебной  деятельности,  но и отслеживается уровень самоконтроля.

       Проводимая  мною  диагностика позволяет родителям  видеть  успехи  своего  ребенка, рост по различным  параметрам, не сравнивая с достижениями  одноклассников, это оказывает положительное влияние на отношения  не только между  детьми, но и   между  родителями. Родители  моих  учеников с удовольствием  посещают  родительские  собрания и принимают  активное  участие в дискуссиях по вопросам воспитания и обучения.  Я считаю, что  когда  диагностика  спланирована  разумно, она  становится  главной организующей  силой  учебного  процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание педагогических условий

Материал из опыта работы...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе...

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе....

Исследовательская работа: Применение активных методов, приемов при создании педагогических условий развития поликультурной компетентности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе по Программе «Познаем мир вместе»

Проблема исследования - Каковы педагогические условия развития поликультурной компетентности младших школьников?.Объект исследования - процесс поликультурного воспитания младших школьников.Предме...

Создание педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных отношений

Начальная школа – это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Нужно научить учащихся начальной школы уважать не только себя, но и тех, кто рядом, и тогда в старшей школе про...


 

Комментарии

Большое спасибо за представленную методику проведения диагностики школьника по усвоению предметов филологического цикла.Это необходимая работа для успешного продвижения по усвоению знаний данной области.