Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Якименко Наталья Ивановна
Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе межпредметных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс

профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок-2009»

Муниципальное образовательное учреждение

Дивненская средняя общеобразовательная школа №2

Кто чай пьет, сто лет живет!

Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Урок русского языка в 4 классе

Автор: учитель нач.классов: Якименко Н.И.

п. Дивный 2009 год

Кто чай пьет, сто лет живет!

Тема: Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Цели:

  • Совершенствовать умение в безошибочном написании безударных окончаний глаголов; познакомить с традицией чаепития.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение пользоваться алгоритмом определения безударного окончания.
  •  Воспитывать умение оценивать результат своей работы; интерес к традициям русского народа.

Оборудование: компьютер; проектор; слайдовая презентация, выполненная учителем; карточки для индивидуальной работы; листы учебных достижений

Этап урока

Содержание

Задача этапа

1. Организация детей на занятие

Приветствие .

- Ребята! Вы готовы к уроку? Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже умеем, а также узнали много нового и интересного.

Создание благоприятной обстановки, настроя на урок

2. Формулирование темы урока

У. Прочитайте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока

Слайд

У. Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке? Чему мы будем учиться, что узнаем?

Дети отвечают.

У. У каждого народа есть свои обычаи. Но среди них есть те, что любят все: и взрослые, и дети. Один из таких обычаев – чаепитие.

Давайте представим себе старинную русскую избу (показ слайда), где за столом собралась вся семья. Стол накрыт белой скатертью (показ слайда). Идет веселая беседа, а посередине стола….

Стоит толстячок, подбоченевши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.  (самовар)

У: Правильно, это самовар.(показ слайда)

Сообщение темы урока

Выведение целеполагания детьми.

3. Словарная работа

У. Ребята, а кто из вас знает, какие травы наши предки добавляли в чай, чтобы быстрее выздороветь?

Дети отвечают.

У. Давайте отгадаем загадки о лекарственных травах и запишем отгадки в тетрадь, отметив опасные места в словах. (По мере отгадывания загадок, на экране появляются слайды с картинками слов отгадок)

Скатерть была,

Как снег бела,

Зубцы вокруг,

Шита без рук;

А на скатерти той –

Каравай золотой. (ромашка)

И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (мята)

Хороша трава –

Красна голова:

И медку подарит,

И чайку заварит. (Иван-чай)

Красненька матрешка, беленько сердечко. (малина)

Стоит Яшка в красной рубашке,

Кто мимо пройдет, всяк ему поклонится. (земляника)

Стоит петух над водой с красной бородой,

Кто не идет, за бороду возьмет. (калина)

Повторение словарных слов. Развитие орфографической зоркости.

4. Основной этап.

Закрепление знаний.

У. Только на Руси пили чай из самовара. Родиной самовара считают город Тулу, где было много мастеров-самоварников. И каждый мастер хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрический чайник, но традиция пить чай и собираться всей семьей на чаепитие, осталась. А хотите узнать, как впервые появился чай?  (дети самостоятельно читают текст на слайде)

Слайд.

Учитель. Итак, как же появился чай? Вспомните, пожалуйста, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? (ответы детей) Задание классу. Выписать из текста глаголы, образовать от данных глаголов глаголы  неопределенной формы..

Дети выполняют задание индивидуально

У: Давайте проверим правильность выполнения задания.(на экране слайд) Кто правильно справился с заданием ? Молодцы! Кто допустил ошибки, не огорчайтесь!

        

Интеграция с уроком окружающего мира

Проверить умение детей ставить глагол в неопределенную форму.

Поисковый метод работы.

Развитие внимания. Познавательная деятельность. Анализ, синтез.

Проверка самостоятельной работы по образцу

5. Физкульт. минутка

Охрана здоровья. Снятие утомляемости, поддержание эмоционального настроя

6

Продолжение основного этапа

У. О чае говорят так: «Кто чай пьет, сто лет живет». А как, вы, думаете, почему?

Ответы детей.

У. Правильно, молодцы! Давайте прочитаем текст, который лежит у вас на  партах.

Ваша задача: списать текст, вставить пропущенные окончания у глаголов, определить спряжение. Но для начала, давайте вспомним алгоритм определения спряжения глаголов.

Карточка

Проверить умение детей правильно писать окончания глаголов, пользуясь алгоритмом.

Дети переходят на аналитический уровень сформированности знаний и умений, осмысливают каждую операцию

У. Ребята, поднимите руки те, у кого не было ни одной ошибки. Молодцы! У кого была одна ошибка?

Взаимопроверка самостоятельной работы

7. Работа в парах.

У. Итак, как же определить, какую букву надо выбрать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?

Дети отвечают

У. Следующее задание вы будете выполнять, работая в паре. Вы познакомитесь с тем, как надо заваривать чай.  Ваша задача: найти «опасные места» в окончаниях глаголов, выписать эти глаголы и определить спряжение. Прежде чем начать работу в паре, вспомните, как нужно работать, как договариваться, как доказывать свое мнение, чтобы не обидеть товарища.

Карточка.

Постановка проблемной задачи

Обобщение, закрепление, систематизация. Метод контроля и самоконтроля

Умение работать в паре. Применение ранее изученных знаний.

Развитие орфографической зоркости

9. Комментированная проверка парной работы.

Слайд

Фронтальная проверка по образцу

10. Итог урока

У.   На этом наш урок подошел к концу. Что интересного вы сегодня узнали? Чему учились на уроке? Что у вас на уроке вызывало трудность? С чем вы справлялись легко?

Регулирующий момент урока. Вызвать чувство удовлетворенности от урока.

11. Самооценка собственной деятельности

Отметьте, пожалуйста, это в листах учебных достижений.

Развитие самоанализа и самооценки собственной деятельности.

Приложение

Лист учебных достижений

Ф.И. ученика___________________

Мои достижения

Дата проверки

Умения

1

-умение находить глаголы в тексте

2

-умение  образовывать начальную форму глагола

3

-умение определять спряжение глагола

4

-умение выбирать нужную букву и правильно писать окончание

5

-умение работать в паре

 Моя оценка

Условные обозначения:  умею  +,  

допускаю ошибки: иногда  +. ,  часто * ,

не умею ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Правописание личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа. 4 класс. УМК "Школа России"

Урок составлен по требованиям новых ФГОС  в технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции. Представляет собой технологическую карту, которая рассчитана на 2-3 урока....

Урок русского языка по теме ". Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных." 4 класс УМК"Гармония"

Цель. Обучить способу действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Задачи. 1.Формировать у учащихся представление о способе действия для решения орфографи...

Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....

Урок русского языка в 4 классе по теме «Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов» УМК "Гармония"

Урок закрепления знаний, проводится коллективная , парная и самостоятельная работа, с использованием презентации....

Урок русского языка "Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных"

Урок разработан по УМК "Гармония" в 4 классе в соответствии с рекомендациями ФГОС, в конспекте указаны планируемые результаты (формируемые УУД), деятельность учителя и деятельность учащихся....

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...