Сценарий урока по литературе народов Севера "Р.Д. Агмина "Лебедь и крапива" для 4 класса
план-конспект урока (4 класс)

Синюкина Елена Юрьевна

Сценарий урока по литературе народов Севера "Р.Д. Агмина "Лебедь и крапива" для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_narodov_severa.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Литература народов Севера

4 класс

Тема: Р.Д. Агмина «Лебедь и крапива»

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Необычный он тем, что на нем присутствует много гостей. Давайте обернемся, посмотрим на них и улыбнемся. А теперь садитесь.

  1. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством сахалинской писательницы Райси Дмитриевны Агминой. Сегодня Райся Дмитриевна у нас в школе и в свободное время вы сможете с ней пообщаться.

- А сейчас мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством Райси Дмитриевны Агминой.

- Райся Дмитриевна принадлежит к древнему нивхскому роду Кетвонгун и является одной из ярких хранительниц традиций нивхов. Испокон веков этот род жил на берегу полноводной реки Тыми.

В 1952 году в небольшом нивхском селе Чир-Унвд появилась на свет маленькая Райся, или Лора, как ее ласково называли в детстве. В семье она была единственным ребенком. Поэтому буквально с первого дня рождения родители окружили ее всеобщим вниманием и любовью.

Отец Лоры - Дмитрий Аронович Саменко - потомственный охотник и рыбак, славился искусством резьбы по дереву. Он - один из тымских нивхов, кто владел секретом изготовления лодок-долблёнок.

Когда Дмитрий Саменко в 1995 г. умер, то эстафету его мастерства подхватили соплеменники, продолжившие дело, которым занимались их деды и прадеды много веков назад. Последние лодки-долбленки, изготовленные по заказу Дмитрием Саменко, теперь можно увидеть только в музеях. Одна из них хранится в Японии в Музее северных культур г. Абасири на о. Хоккайдо, а последняя (на ней он плавал по реке Тыми) - в муниципальном историко-этнографическом музее поселка Ноглики.

Мама Лоры - Любовь Яковлевна Агмина - всю жизнь проработала поваром в детском саду-яслях в Чир-Унвде.

Лора росла очень болезненной девочкой. Врачи обнаружили у нее врожденный порок сердца. По этой причине девочка довольно поздно пошла в школу - в 9 лет. Первые четыре года училась в Чир-Унвдской начальной школе-интернате, а затем - в поселке Горки Тымовского района, расположенном в трех километрах от Чир-Унвда, где она и окончила восьмилетку.

Автобусов тогда не было, поэтому весной и осенью до школы ей приходилось добираться пешком, а зимой – на собачьей упряжке.

Сразу после уроков Лора стремилась как можно быстрее попасть домой, там её ждала бабушка Калрик (Агмин). Эта мудрая, много познавшая на своем веку женщина (она прожила 101 год), научила внучку всему, что умела и знала сама, - нивхскому языку, умению вышивать национальные узоры, навыкам приготовления национальных блюд, заготовке крапивы, плетению из неё ниток и многим другим женским премудростям, которые очень пригодились внучке во взрослой жизни. Долгими зимними вечерами, когда вся семья собиралась дома вокруг очага, бабушка, не торопясь, рассказывала старые нивхские сказки. Лора с затаенным дыханием ловила каждое бабушкино слово.

Много лет прошло с тех пор. В 1996 году не стало бабушки, которую Лора любила больше всех на свете. С её уходом нивхи потеряли еще одного носителя языка и прекрасного сказочника. Но сказки бабушки Калрик обрели вторую жизнь. В 1998 году Райся Дмитриевна начала свою литературную деятельность. Многое из бабушкиных рассказов она использовала, когда писала свои сказки.

В 2004 году вышла в свет книга «Лесная хозяйка», в которую вошли всего шесть сказок, а в 2016 году была выпущена книга «Сказки и истории бабушки Калрик». На тот момент это было единственное издание, включившее в себя все литературное творчество Райси Дмитриевны. Некоторые сказки представлены в этом сборнике на двух языках: русском и нивхском.

Иллюстрациями к сказкам послужили искусно изготовленные самой сказительницей изумительные по своей палитре и сюжетной линии вышивки. Они выполнены обычной иголкой с использованием разноцветных ниток. Но то, что вышло из-под рук нивхской мастерицы поражает и восхищает. Возьмёт Райся в руки иглу и вышьет свою сказку яркими нитками, и вдруг оживут сценки быта стойбища, и рыбак будет с трудом удерживать бьющуюся на удочке крепкую рыбину, и маленькая девочка замрёт в кругу диких медведей.

Её сказки пронизывает ностальгия о прошлом, когда люди, птицы и звери мирно жили между собой и могли понимать язык друг друга, а в случае необходимости приходили на помощь. Сказки Р. Д. Агминой просты, мудры и справедливы. В них заключена главная заповедь: добро всегда побеждает зло.

  1. Первичное знакомство с текстом.

- И сейчас мы с вами познакомимся с одной из этих сказок. А вот как называется эта сказка, вы узнаете, отгадав загадки.

Прекрасней птицы в мире нет.

Как благороден силуэт!

И верность этих птиц друг другу

Поэтами воспета всюду.

                                  (Лебедь)

От детей идёт молва,

Очень злющая трава,

Кто незнающий пройдёт,

Все коленки обожжёт!

                                    (Крапива)

        - Как вы думаете, как называется наша сказка? («Лебедь и крапива»)

        - Правильно. Сказка называется «Лебедь и крапива».

        - Как вы думаете, кто будет главными героями сказки?

- А что интересного вы знаете о лебеде?

- А вы знаете, что

  • Существует поверье, что лебедь, однажды лишившийся своего партнёра, никогда не образует новую пару. На самом деле он начинает искать нового партнёра, лишь в редких случаях оставаясь в одиночестве.
  • От места обитания лебедя зависит его окрас. Белоснежные птицы встречаются на севере, а ближе к югу их окрас становится темнее. Именно здесь живут чёрные лебеди.
  • Эти пернатые внимательны и заботливы не только по отношению к своей второй половинке. Если кто-то из стаи заболевает, все начнут ухаживать за ним, не оставляя его в одиночестве, даже когда наступает время улетать они могут отложить перелет.
  • Все лебедята серые. Только к трём годам они начинают приобретать белый цвет. Наверное, всё помнят сказку о гадком утёнке.
  • По поведению лебедей люди предсказывали погоду. Например, считается, что если лебедь днем начинает закидывать голову на спину, то наступит непогода. Птицы строят гнезда на возвышенностях – жди сильных дождей.
  • Люди часто подкармливают этих птиц хлебом, совершая роковую ошибку. Птицы не могут переварить хлебобулочные изделия, и часто гибнут от отравления.

- А что интересного вы знаете о крапиве?

- А вот интересные факты о крапиве:

  • О целебных свойствах крапивы наши предки знали не понаслышке: эта трава была универсальным лекарством от многих болезней. «Одна крапива заменит семерых врачей», – говорили в древности.

  • Из крапивного полотна шили самые крепкие паруса. В Японии крапивный жгут в сочетании с шёлком был главным материалом в изготовлении дорогих самурайских доспехов, из одеревеневших стеблей делали щиты, а из крепчайшего крапивного волокна, кручёного и натёртого воском, — тетиву для луков.

- Как вы думаете, что может связывать лебедя и крапиву? (ответы детей)

- А вот правы вы или нет, мы узнаем, посмотрев анимационный фильм «Лебедь и крапива», созданный юными читателями нашей районной библиотеки.

(просмотр мультфильма)

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Так почему же сказка называется «Лебедь и крапива»?

- Какие еще герои упомянуты в сказке?

- Чему учит нас сказка «Лебедь и крапива»?

- Откройте хрестоматию на странице 59.

- Рассмотрите иллюстрации. Эти иллюстрации нарисовала ученица нашей школы Попова Настя. Какие моменты сказки она изобразила на своих рисунках?

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Вы любите собирать мозаику?

- Сейчас мы будем собирать мозаику, а что бы у нас получилась картина, вы должны правильно выполнить задание, записанное на карточках, найти нужный ответ и прикрепить туда часть мозаики. Итак, начинаем.

  1. Что случилось с лебедем? (подранил охотник)
  2. Чем был ранен лебедь? (стрелой)
  3. Где летел лебедь? (над краем озера)
  4. Куда упал лебедь? (в заросли крапивы)
  5. Как нивхи назвали белых лебедей? (кыкык)
  6. Как журчал ручей? (мелодично)
  7. Кто искал лебедя? (подруга)
  8. Какого цвета был лебедь? (белого)
  9. Как крапива помогла лебедю? (вытащила стрелу)
  10. Закончите предложение: «Странная прелесть – пустынная…» (дикая местность)
  11. Когда зажила рана у лебедя? (к утру)
  12. Как лебедь лечил свою рану? (накладывал на рану сухие ветки крапивы)
  13. Как лебедь благодарил крапиву? (вытянув шею)
  14. Как кричали лебеди? (Кыкык, кыкык)
  15. Вставьте в предложение пропущенное слово: «Крапива … сухими ветками, вытащила стрелу» (опутала)
  16. Куда не долетел раненый лебедь? (до озера)

  1. Подведение итогов.

- Посмотрите на доску. Что у нас получилось?

- Правильно, у нас получился ковер. Этот ковер вышила Райся Дмитриевна к своей сказке «Лебедь и крапива». Фото этого ковра можно увидеть в книгах, которые представлены вашему вниманию.

- Наш урок подходит к концу, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

  1. Рефлексия «Чудо дерево»

- А в заключении я предлагаю вам украсить наше чудо дерево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по литературе и изобразительному искусству в 3 Б классе МОУ «СОШ № 30»

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству по произведению Е Благининой "Котенок".К уроку прилагается презентация. ...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Конспект и презентация урока по литературе: "Рассказ А. П. Чехова "Ванька", 3 класс, УМК Школа 21 века

Материал урока по литературе: "Рассказ А. П. Чехова "Ванька", 3 класс, УМК  Школа 21 века (учебник Л.А Ефросининой и М.И Омороковой) призван изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX ве...

Конспект урока по литературе «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 3 класс , УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»Цели деятельности учителя: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая с...

Конспект урока по литературе "Жизнь дана на добрые дела" 2 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Жизнь дана на добрые дела»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела; создание усло...

Конспект урока по литературе "М.М.Зощенко «Великие путешественники" 3 класс , УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «М.М.Зощенко «Великие путешественники»»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчест­вом писателя М.М. Зоще...

Технологическая карта урока по литературе "Великие путешественники" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «М.М.Зощенко «Великие путешественники»» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: продолжать знакомство с М. М. Зощенко ; формирование умения анализиро...