Рабочая программа по кубановедению для учащихся 2 класса.
рабочая программа (2 класс)

Кабакова Ольга Ивановна

          Рабочая программа по кубановедению составлена на основе авторской  Программы по курсу «Кубановедение»: 1-4 кл. /Под ред.Е.Н.Еременко,Н. М. Зыгиной, Г.В. Шевченко. Кубановедение. - Краснодар: «Перспективы образования», 2011/,  с учётом рекомендаций  инструктивно-методического письма министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 г. № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie.docx36.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

                                                                                                УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

                                                                                                от  31 августа__ 2020_года

протокол №     1__

Председатель педсовета

 _____________ О.В.Скорик

  1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По кубановедению

Уровень образования класс: начальное общее образование,  2 класс

Количество часов: 34; в неделю – 1 час

                                 

Учитель Кабакова Ольга Ивановна

                 

Программа разработана на основе на основе программы начального общего образования, авторской программы Ерёменко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2011 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по кубановедению составлена на основе авторской  Программы по курсу «Кубановедение»: 1-4 кл. /Под ред.Е.Н.Еременко,

Н. М. Зыгиной, Г.В. Шевченко. Кубановедение. - Краснодар: «Перспективы образования», 2011/,  с учётом рекомендаций  инструктивно-методического письма министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 г. № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

Предлагаемая программа ориентирована на учебник-тетрадь для 2 классов общеобразовательных учреждений /Кубановедение. 2 класс. Практикум для общеобразовательных школ под ред. Е.Н. Ерёменко, Н.М. Зыгиной, Г.В. Шевченко. – 7-е изд. ОИПЦ: «Перспективы образования». Краснодар, 2014/.

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

- Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013года №1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства  образования  и науки Российской Федерации

от 10 апреля 2002 г. № 29/2065- п «Об  утверждении учебных  планов  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений для  обучающихся, воспитанников с отклонениями  в развитии»,

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Приказ  департамента  образования и науки Краснодарского края     от      23 октября 2009 г.  № 3302 «Об утверждении примерных  учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов для обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII и VIII видов  в общеобразовательных учреждениях».

Цели образования с учётом специфики учебного предмета

          Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края. «Кубановедение» - предмет особый. Постепенность, последовательность и перспективность при изучении данного курса создают условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы. Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется  с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор  наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе  возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

Задачи обучения:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

-освоение знаний об истории и культуре Кубани;

-формирование ценностных ориентаций;

-овладение  нравственной, социальной, геоэкологической  культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;

-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;

-применение  приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета

         В системе школьного образования учебный предмет «Кубановедение» занимает особое место. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности. Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется  с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор  наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе  возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

Место учебного предмета  в  учебном плане

         Предмет  «Кубановедение» включён в учебный план школы, изучается  во 2 классе.

         Данная рабочая программа по кубановедению разработана для 2 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. На изучение предмета отводится 1 часа в  неделю, 34 часов в год.

         Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

-эмоционально-ценностное отношение к  семье, Родине, природе, людям;

-толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

-способность к познанию родного края, города;

-умение применять полученные знания в собственной   деятельности;

-навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни,   стремление использовать  свои умения для обустройства родного города.

            Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

-умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

-желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

-активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

-формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла,  способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения учебного предмета:       

 - понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества;

-формирование представлений о культуре и быте своего региона;

-осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной   деятельности;

-умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского  искусства (в пределах изученного);

-проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

-способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты   деятельности;

-умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности.

Формы организации образовательного процесса:

-урок изучения нового материала,

-урок закрепления знаний, умений и навыков,

-комбинированный урок.

Методы, используемые на уроках: 

 -метод получения новых знаний;

 -метод доступности;

-метод наглядности;

  Приёмы работы на уроках:

-экскурсии;

-викторины;

-уроки – исследования;

-посещение музеев;

-выставок;

-встречи с интересными людьми.

Основные направления коррекционной работы:

-коррекция речи и мышления;

-коррекция звукового и зрительного восприятия;

-коррекция познавательных процессов;

-коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.

Содержание учебного предмета

          Программа по кубановедению включает разделы: «Земля отцов – моя     земля», «Природа родного края», «Труд и быт жителей Кубани», «Населённые пункты Краснодарского края».

Земля отцов – моя земля.

             Расположение Краснодарского края на карте России. Национальный состав жителей Краснодарского края. Толерантное отношение к представителям разных национальностей. Знакомство с руководством края. Знакомство с руководством города, района. Моя малая родина. Гимн Краснодарского края. Моя малая родина. Герб, флаг Краснодарского края. Расположение родного города на карте Краснодарского края. Флаг Лабинска. Герб Лабинска.

Природа родного края.

          Лето на Кубани. Дары лета. Праздник урожая. Формы поверхности земли. Ландшафт Лабинского района.

         Экскурсия в природу.

         Водоёмы моей местности. Обитатели водоёмов.

         Экскурсия к водоёмам.

         Растения моей местности. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Лекарственные растения моей местности. Деревья и кустарники моей местности. Ядовитые растения. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Бережное отношение к растительному миру. Бережное отношение к животному миру. Соблюдение правил поведения у водоёмов. Соблюдение правил поведения в лесу. Соблюдение правил поведения в горах. Красота окружающего мира.

Труд и быт жителей Кубани.

         Труженики родного края. Профессии моих земляков.

         Экскурсия. Профессии моих земляков.

         Загадки кубанской зимы. Казачья хата. Традиционное жилище народов Кубани. Казачья хата. Дом, в котором жили наши предки. Православные праздники.

Святки на Кубани. Рождество на Кубани. Рождественские игры на Кубани. Правила поведения в общественных местах. Многообразие религий как единство народов. Ремёсла на Кубани. Национальные особенности ремёсел жителей Кубани. Промыслы и ремёсла в Лабинском районе. Уклад кубанской семьи. Родственные связи в семьях. Семья и семейные традиции. Кубанские песни. Деятели искусства и  культуры Кубани. Кубанские пословицы и поговорки.

Населённые пункты Краснодарского края.

         Родной город (станица, хутор, село). Кубанская весна.

        Экскурсия «Приди, весна красна».

        Улицы моего населённого пункта. История названий улиц Лабинска. Основные достопримечательности родного города. Населённые пункты Краснодарского края. История названия Краснодара.  Краснодар – главный город Краснодарского края. События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубанская Хатынь. День Победы – всенародный праздник. Празднование Дня Победы в Лабинске.

         Экскурсия на площадь Победы.

Тематическое распределение количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

I

Земля отцов – моя земля.

5

1(1)

Расположение Краснодарского края на карте России.

1

2(2)

Национальный состав жителей Краснодарского края. Толерантное отношение к представителям разных национальностей.

1

3(3)

Знакомство с руководством края.

1

4(4)

Моя малая родина. Гимн Краснодарского края. Герб, флаг Краснодарского края, Лабинска.

1

5(5)

Расположение родного города на карте Краснодарского края. Флаг, герб Лабинска.

1

II

Природа родного края.

10

6(1)

Ландшафт Лабинского района. Экскурсия «Осень добрая пришла…»

1

7(2)

Водоёмы моей местности. Обитатели водоёмов. Соблюдение правил поведения у водоёмов. Экскурсия к водоёму.

1

8(3)

Растения моей местности. Лекарственные растения моей местности.

1

9(4)

Ядовитые растения.

1

10(5)

Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.

1

11(6)

Деревья и кустарники моей местности. соблюдение правил поведения в лесу.

1

12(7)

Бережное отношение к растительному миру.

1

13(8)

Разнообразие животного мира Краснодарского края.

1

14(9)

Животный мир моей местности. Бережное отношение к животному миру.

1

15(10)

Красная книга Краснодарского края.

1

III

Труд и быт жителей Кубани.

10

16(1)

Труженики родного края. Профессии моих земляков.

1

17(2)

Экскурсия. Профессии моих земляков.

1

18(3)

Казачья хата. Традиционное жилище народов Кубани.

1

19(4)

Казачья хата. Дом, в котором жили наши предки.

1

20(5)

Православные праздники. Святки на Кубани.

1

21(6)

Рождество на Кубани. Рождественские игры на Кубани.

1

22(7)

Многообразие религий как единство народов.

1

23(8)

Ремёсла на Кубани. Национальные особенности ремёсел жителей Кубани.

1

24(9)

Промыслы и ремёсла в Лабинском районе.

1

25(10)

Уклад кубанской семьи. Родственные связи в семьях. Семья и семейные традиции.

1

IV

Населённые пункты Краснодарского края.

9

26(1)

Родной город (станица, хутор, село). Основные достопримечательности родного города.

1

27(2)

Улицы моего населённого пункта. История названий улиц Лабинска. Экскурсия «Приди, весна – красна».

1

28(3)

Краснодар – главный город Краснодарского края.

1

29(4)

События Великой Отечественной Войны на Кубани.

1

30(5)

Кубанская Хатынь.

1

31(6)

День Победы – всенародный праздник. празднование Дня Победы в Лабинске.

1

32(7)

Экскурсия на площадь Победы.

1

33(8)

Основные достопримечательности родного города.

1

34(9)

Правила поведения в общественных местах.

1

ИТОГО:

34 ч.

Экс. -5

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Кубановедение»

Базовый уровень

Учащиеся должны знать/понимать:

-особенности времён года своей местности;

-характерные особенности рельефа своей местности;

-названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края;

-названия и отличительные признаки 5-6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности;

-значение Красной книги Краснодарского края  особенности

труда и быта земляков;

-родственные связи в семье, уклад семьи;

-герб, флаг, гимн Краснодарского края;

-кубанские песни, пословицы и поговорки;

-основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;

-выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района.

Учащиеся должны уметь:

-показывать   на   физической   карте   Краснодарского   края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;

-рассказывать  о  достопримечательностях  родного  города, станицы;

-различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);

-бережно относиться к растительному и животному миру Кубани;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-соблюдать правила  поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага;

-соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах;

-находить и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани.

Минимальный  уровень

Учащиеся должны знать:

-особенности времён года своей местности;

-названия морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края;

-значение Красной книги Краснодарского края;

-родственные связи в семье, уклад семьи;

-герб, флаг, гимн Краснодарского края;

-основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе.

Учащиеся должны уметь:

-рассказывать  о  достопримечательностях  родного  города, станицы;

-различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения);

-бережно относиться к растительному и животному миру Кубани;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-соблюдать правила  поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага;

-соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Печатная литература:

1. Авторская  программа по курсу «Кубановедение»: 1-4 кл. /Под ред. Е.Н. Еременко, Н.М. Зыгиной, Г.В. Шевченко. Кубановедение. – Краснодар: «Перспективы образования», 2011.

2. В.В. Якубов, Ю.Б. Кисленко, Т.М. Гальцова и др. 170 лет Лабинску.               Исторические очерки 1841 – 2011. – Лабинск, 2011.

3. В.Н. Ратушняк. Родная Кубань.  – Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.

4.Е. Н. Ерёменко. Тетрадь по кубановедению. 2 класс. ОИПЦ «Перспек-

тивы образования», 2013.

Демонстрационные пособия:

1. Гербарий растений.

2. Муляжи грибов.

Электронные пособия:

1. Аудиозаписи: Гимн России, Гимн Краснодарского края. 

2. Видеофильмы: «Обитатели водоёмов»,  «Ядовитые растения»,  «Деятели культуры и искусства».

3. Презентации:

- «В горах»;

- «Растительный мир Лабинского района»;

- «Животный мир Лабинского района»;

-  «Профессии моих земляков»;

-  «Загадки Кубанской зимы»;

-  «Улицы моего населённого пункта»;

-  «Краснодар»;

-  «Правила поведения в общественных местах»;

-  «Промыслы и ремёсла в Лабинском районе».

                                      Оборудование, ТСО

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 15 учащихся

ИЛЛЮСТРАЦИИ//ПЛАКАТЫ

1.

Плакаты с изображением символики Краснодарского края

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала

 1 комплект

2.

Физическая карта России.

Служит для обеспечения наглядности при изучении материала

1

3.

Набор открыток «Лекарственные растения».

Служит для обеспечения наглядности при изучении материала

1

СРЕДСТВА ИКТ

1.

Ноутбук

Используется учителем  в соответствии с планируемыми потребностями

1

2.

Мультимедийный проектор

Предназначен для применения на уроках электронных пособий

1

ТСО

1.

Телевизор

Предназначен для применения на уроках электронных пособий

1

2.

DVD

Предназначен для применения на уроках электронных пособий

1

3.

Магнитофон

Предназначен для прослушивания на уроках аудиозаписей.

1

        Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по кубановедению

Знания, умения и навыки учащихся  по кубановедению не оцениваются.

    РАССМОТРЕНО:                                                           СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания                                                    

методического объединения                            Заместитель директора по УВР        учителей начальных классов                               ГКОУ школы № 8 г.Лабинска

ГКОУ школы №                                                    ________  Скорикова А.В.

от 28 августа 2020 г. № 1                                                  _______________Стригунова М.В.                         ___________2020 г.

Подпись руководителя МО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Рабочая программа по кубановедению 1- 4 класс ФГОС разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Еременко Е.Н. «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспект...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс.

Рабочая программа разработана на основе программы для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработанная с учетом требований Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы ФГОС

«Кубановедение» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно ...

Рабочая программа по кубановедению, 1-4 классы. ФГОС.

Программа разработана на основе авторской программы по кубановедению 1-4 классы Е. Н. Ерёменко, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. М. Зыгиной, Н. Я. Паскевич "Кубановедение". Краснодар. "...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Ерёменко)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы  Еременко Е. Н., Зыгина Н. М., Шевченко. Г.В.  Куб...

Рабочая программа по кубановедению 1-4 класс

Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии, что необходимо учитывать при подборе материала.Основная цель курса «Куба...