Рабочая программа по адыгейской литературе для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

        -Учебный план 1-4-х классов МБОУ СОШ №10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 имени К.Б. Бжигакова п. Тлюстенхабль;

           - Родные просторы. 1 класс : книга для чтения / С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко – Майкоп :Качество, 2013,33 ч

1 ч  в неделю. Всего 33 ч в  учебном году.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_adyg_lit_1klass_2019.doc115.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по адыгейской литературе

1 класс

Разработчик программы:

Коблева Сусана Байзетовна,

учитель начальных классов,

адыгейского языка и литературы

МБОУ СОШ№ 10 п.Тлюстенхабль

Республики Адыгея

I.Пояснительная записка

Данная рабочая программа по адыгейской литературе для 1 класса разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

Приказ МО и Н РФ №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования» (в действующей редакции);

Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);

Приказ МО и Н РФ №1015 от 30.08.2013г. «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции);

Письмо МО и Н РФ №408/13-13 от 20.04.2001г. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»

Письмо МО и Н РФ №09-1672 от 18.08.2017г. «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» (в действующей редакции);

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации №345                           от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования» (в действующей редакции);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции);

Закон Республики Адыгея №264 от 27.12.2013г. «Об образовании в Республике Адыгея» (в действующей редакции);

Письмо МО и Н РА №1536 от 25.03.2014г. «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования, по формированию учебных (образовательных) планов в соответствии с ФГОС НОО»;

Учебный план 1-4-х классов МБОУ СОШ №10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;

- Рабочая программа по обучению грамоте   составлена на основе примерной  программы  начального общего образования.  

           -Учебный план 1-4-х классов МБОУ СОШ №10 имени К.Б.Бжигакова п.Тлюстенхабль;

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 имени К.Б. Бжигакова п. Тлюстенхабль;

           - Родные просторы. 1 класс : книга для чтения / С.С.Ситимова,А.Б.Чуяко – Майкоп :Качество, 2013,33 ч

1 ч  в неделю. Всего 33 ч в  учебном году.)

Целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и Республики Адыгея.

           Адыгейская литература как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.  Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

        

        Изучение предмета «Адыгейская литература» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Планируемые результаты освоения программы по адыгейской литературе.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих результатов:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Содержание учебного предмета.        

        Виды речевой и читательской деятельности

        Умение слушать (аудирование)

        Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

        Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

        1класс

        Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Совершенствование звуковой культуры речи. Темп чтения - 30-40 слов в минуту.

        

        Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

        Работа с текстом художественного произведения

        1класс

        Раскрытие содержания   иллюстраций     к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа,   нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Воспитание внимания    к    авторскому слову в художественном произведении.

Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе       соответствующих словесных картин. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений,   подтверждающих    устное    высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам   или   картинному плану, данному в учебнике. Подробный      пересказ небольших произведений  с отчетливо     выраженным сюжетом.

        Умение говорить (культура речевого общения)

1 класс

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.

        Круг детского чтения

        1класс

        В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все  произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста  детей  стороны их жизни и окружающего мира. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,  о природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

        1 класс

        Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (песни,  пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла.

        Творческая деятельность обучающихся

        (на основе литературных произведений)

        1 класс

        Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё  настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения.  Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,  инсценирование,  устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом,  создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.

Программа для 1 класса состоит из следующих разделов: 
1. Наша Республика Адыгея.
II. Адыгейское устное народное творчество и национальные игры.
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея.
IУ. Загадки, пословицы, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.

I. Адыгея — Родина моя (3ч.)

Республика Адыгея. Майкоп- столица Адыгеи.

К.Жанэ. Стихотворение. Мой аул.

Чуяко Дж. Стихотворение.  В первый класс.

Нехай Р..Стихотворение. Слово матери.

II.  Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (8ч.)  

Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.

Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.

Произведения из адыгейского нартского эпоса.

Сказание .Гожак и нартская девушка.

Нартские сказания.

Сказки о трудолюбии и лени, о животных.

Национальные игры.

Адыгейское устное народное творчество. Обобщающий урок

III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (22ч.)

Сказка.Панеш Х. Скупец и хитрец.

Дж.Чуяко. Стихотворение.Несознательный народ.Послушный брат.

Р.Ачмиз. Стихотворение. Осень.

Завьялова. Стихотворение. Лесовоз.

Произведения К. Жанэ о дружбе и взаимопомощи.

Стихотворения Дж. Чуяко о дружбе.

Жанэ К. Стихотворение. Вопросы и ответы.

Нехай Р. Стихотворение. Первый снег.

Дж. Чуяко. Стихотворение. К нам Новый год идет.Отдохните,коньки.

Жанэ К. Стихотворение. Первые шаги.

Куек Н. Стихотворение.Зима.Ни при чем лишь Ким.

Андрухаев Х. Стихотворение.Часовой.

Произведения К. Жанэ о профессиях.

Стихотворения Чуяко Дж.: «Больной зуб», «Две косички», «Стирка».

Стихотворения Жанэ К..: «Мальчик с пальчик», «Мама», «Рубанок».

Гадагатль А. Стихотворение.Деревцо.

Произведения адыгейских поэтов о весне.

Стихотворения Жанэ К..: «Побегу-ка я на горку», «Сколько ж мне сегодня лет», «Провалиться я не мог».

Стихотворения Чуяко Дж.:, «Календарь», «Горная речка».

Загадки,пословицы,сказки народов Республики Адыгея.                

        Общепринятой является классификация по основной дидактической цели урока, а также месту отдельного урока в системе уроков. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.
     В начальных классах широко распространен урок, на котором сообщение нового материала сочетается с упражнением и применением знаний. Такой урок строится по-разному. В одном случае главными элементами урока являются объяснение учителем нового материала и упражнения учащихся, в другом — наблюдение, сопоставление фактов, беседа, в результате чего учащиеся самостоятельно формулируют правило и упражняются в его применении. Часто используется и третий путь — изучение материала по учебнику, за ним следует фронтальная беседа с целью контроля, понимания изучаемого и затем — упражнения.

Основные типы уроков: 
1. Урок изучения нового.  
2. Урок закрепления знаний.
 
3. Урок комплексного применения знаний.
 
4. Урок обобщения и систематизации знаний. 
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. 

IV. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

план

факт

Республика Адыгея. Майкоп - столица Адыгеи. К. Жанэ. Стихотворение. Мой аул.

Чуяко Дж. Стихотворение. «В первый класс»

Нехай Р. Стихотворение. «Слово матери»

Обобщающий урок по теме «Наша Республика Адыгея»

Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы.

Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.

Сказки и сказания.

Сказки и сказания.

Нартские сказания.

Сказки о трудолюбии и лени, о животных.

Национальные игры.

Обобщающий урок по теме «Адыгейское устное народное творчество национальные игры»

 

К. Кумпилов   Стихотворение «Родина», Н. Чуяко.  Стихотворение «Чья мать красивее», Ш. Куёк.  Стихотворение «Солнце в твой садится небосклон»

Дж. Чуяко. Стихотворение. «Несознательный народ», «Послушный брат»

Р. Ачмиз. Стихотворение «Осень» Завьялова. Стихотворение. «Лесовоз»

К. Жане   Стихотворение «Индюший нос», С. Гутова «Мяукает кошка»

С. Гутова «Дятел», К. Жане «Подсолнух», «Чьи это проказы?»

Н. Куек Стихотворения «Разноцветный дождик», «Домик для птиц», «Сад».

Дж. Чуяко. Стихотворения «Мяч», «Где мы живём», К. Жане  Стихотворение. «Вопросы и ответы»

Нехай Р. Стихотворение «Первый снег».

Дж. Чуяко. Стихотворения. «К нам Новый год идет», «Отдохните, коньки»

Жанэ К. Стихотворение. Первые шаги. Куек Н. Стихотворение. «Зима»

Андрухаев Х. Стихотворение. «Часовой Произведения К. Жанэ о профессиях.

С. Гутова «Вот улочка в ауле», К. Жане «Трость»

Стихотворения Чуяко Дж.: «Цветы для мамы», «Больной зуб», «Две косички», «Стирка».

Стихотворения Жанэ К.:  «Мама», «Рубанок».

Гадагатль А. Стихотворение. Деревцо.

Произведения адыгейских поэтов о весне.

Стихотворения Жанэ К.: «Побегу-ка я на горку», «Сколько ж мне сегодня лет», «Провалиться я не мог».

Стихотворения Чуяко Дж.: «Календарь», «Горная речка».

Обобщающий урок «Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея»

Загадки, пословицы и сказки народов Республики Адыгея.

Стихотворения, рассказы народов Республики Адыгея.

Итоговый урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Адыгейской литературе 2 класс

Данная национально- региональная программа "Адыгейская литература" для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составл...

Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс УМК "Школа России"

Основная цель программы:получит  возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыге...

Рабочая программа по адыгейской литературе 3 класс УМК "Школа России"

Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с уч...

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класс.

Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 4  класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения....

Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс

Рабочая программа по адыгейской литературе 1 класс...

Рабочая программа по адыгейской литературе 4 класса составлена по авторской программе Апиш.ФН.

Рабочая программа по предмету «Адыгейская литература»  разработана на основе ФГОС начального общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...

Рабочая программа по адыгейской литературе 2 класс

Содержание. Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных ка...