ПРограммма внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Каждого ребенка 7-8 лет интересует множество вопросов о мире. Нет пределов любознательности семилетних «почемучек»: «Почему шоколад сладкий?», «Зачем человеку два глаза?», «Кто изобрёл ложку?», «Куда текут реки?», «Почему радуга разноцветная?», «Для чего изобрели солнечные очки?», « На каком дереве растёт хлеб?», « Может ли улитка обогнать черепаху?» Поддержать жгучий интерес к окружающему миру, не дать угаснуть пытливости детского ума - вот моя главная задача как наставника. Решить эту задачу и создать условия для проявления детьми активности на основе их интересов и потребностей, проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость, почувствовать себя успешным, а значит, обеспечить развитие, воспитание и социализацию младшего школьника мне помогает программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать!».
Программа является интегративной, объединяющей знания из предметных областей «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», что помогает учитывать интересы, склонности и способности учащихся к различным видам деятельности и создавать условия для индивидуального развития ребенка.
Основные задачи курса:
- выявление одаренных учащихся и развитие их творческих
способностей;
- пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших
школьников;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие познавательных интересов за рамками школьной программы
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hochu_vsyo_znat.docx | 302.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Каждого ребенка 7-8 лет интересует множество вопросов о мире. Нет пределов любознательности семилетних «почемучек»: «Почему шоколад сладкий?», «Зачем человеку два глаза?», «Кто изобрёл ложку?», «Куда текут реки?», «Почему радуга разноцветная?», «Для чего изобрели солнечные очки?», « На каком дереве растёт хлеб?», « Может ли улитка обогнать черепаху?» Поддержать жгучий интерес к окружающему миру, не дать угаснуть пытливости детского ума - вот моя главная задача как наставника. Решить эту задачу и создать условия для проявления детьми активности на основе их интересов и потребностей, проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость, почувствовать себя успешным, а значит, обеспечить развитие, воспитание и социализацию младшего школьника мне помогает программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать!».
Программа является интегративной, объединяющей знания из предметных областей «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», что помогает учитывать интересы, склонности и способности учащихся к различным видам деятельности и создавать условия для индивидуального развития ребенка.
Основные задачи курса:
- выявление одаренных учащихся и развитие их творческих
способностей;
- пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших
школьников;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие познавательных интересов за рамками школьной программы
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Разделы программы:
1. По станицам энциклопедий
- работа с научно-познавательной литературой, поиск и отбор нужной информации, составление кратких сообщений на заданную тему;
- разработка серии проектов «Моя мини-энциклопедия»;
2. Первые открытия.
- Проведение опытов, экспериментов, мини-исследований.
3. В мире слов
- игры со словами (рифмы, буриме, ребусы, перевёртыши, др.);
- составление кроссвордов;
- сочинение стихотворений;
- написание сочинений нетрадиционных жанров (эссе, загадки, рецепты, сказки, анекдоты, рекламные слоганы, др.);
- работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, фразеологизмов);
- составление памяток;
- формирование речевого этикета.
4. Царица наук – математика.
- решение логических цепочек, нестандартных заданий, задач повышенной
сложности, задач на смекалку;
- разработка серии проектов «Математика вокруг нас»;
- составление сборников нестандартных заданий, задач повышенной
сложности.
Содержательная линия программы составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и творческих способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Русский язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Математика», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программа рассчитана на 130 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 30 часов
2 класс – 32 часа
3 класс – 34 часа;
4 класс – 34 часа.
Программа реализуется посредством внеурочной деятельности в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу всё знать!»:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным критерием оценки результатов освоения программы является сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий (способностей), которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы контроля и учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу, презентации, памятки, сборники стихов и сочинений, книжки- малышки, кроссворды, сборники заданий повышенной сложности, сборники нестандартных задач и др.
Содержание программы
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: куклы, Матрёшки, глиняных игрушек, бумажного змея. Изготовление и украшение игрушек.
Мой дом – моя крепость. История происхождения вещей для дома и в доме: печки, замков и ключей, мебели, обоев. Изготовление моделей, эскизов.
Вода – живая или мёртвая, или какую воду мы пьём? Изучение свойств воды, её состояний. Эксперименты с водой, опыты по очищению воды.
Тайны космоса. Изучение небесных тел и космических законов. Изготовление моделей и макетов небесных тел.
Растения – живые существа. Изучение особенностей дыхания, питания и роста растений. Опыты по созданию благоприятных условий для выращивания растений. Выращивание и уход за растениями.
В мире слов. Изучение особенностей сочинения загадок, сказок, сочинений нетрадиционных жанров. Изучение и толкование пословиц, фразеологических оборотов, крылатых выражений. Составление ребусов, кроссвордов.
Царица наук – математика. Составление логических цепочек. Решение задач на установление пространственных, временных отношений, составление и решение числовых ребусов. Задачи со спичками. Задачи на разрезание. ий, упорядочивание множеств.
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздники. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: иголка, спички, зеркало, гвозди, карта, зонтик, деньги. Польза изобретений. Составление коллекций и изготовление моделей.
Тематический план
1 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
По страницам энциклопедий | ||
1 | Игры и игрушки | 5 |
2 | Мой дом – моя крепость | 4 |
Первые открытия | ||
1 | Вода живая или мёртвая, или какую воду мы пьём? | 3 |
2 | Тайны космоса | 3 |
3 | Растения – живые существа | 4 |
В мире слов | ||
1 | Что такое загадка? | 3 |
2 | Народная мудрость - пословица | 2 |
3 | Что такое ребусы? | 1 |
Царица наук – математика | ||
1 | Логические цепочки | 1 |
2 | Числовые ребусы | 2 |
3 | Задачи на упорядочивание множеств | 2 |
2 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
По страницам энциклопедий | ||
1 | Еда | 10 |
2 | Школа | 6 |
Первые открытия | ||
1 | Удивительный мир животных | 6 |
2 | Тела, вещества, частицы | 3 |
В мире слов | ||
1 | Почему так говорят? | 2 |
2 | Как составлять кроссворды | 2 |
3 | Сочинения нетрадиционных жанров | 2 |
Царица наук – математика | ||
1 | Задачи на установление пространственных отношений | 2 |
2 | Задачи на установление соответствий между элементами множеств | 1 |
3 | Задачи со спичками | 1 |
3 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
По страницам энциклопедий | ||
1 | Одежда | 5 |
2 | Дары Нефертити | 3 |
Первые открытия | ||
1 | Тайны нашего организма | 4 |
2 | Прозрачный невидимка | 3 |
3 | Мои первые законы физики | 6 |
В мире слов | ||
1 | В мире словарей | 3 |
2 | Игры в рифмы | 2 |
3 | Сочинения нетрадиционных жанров | 3 |
Царица наук – математика | ||
1 | Задачи на установление пространственных и временных отношений | 1 |
2 | Задачи на установление соответствий между элементами множеств | 2 |
3 | Задачи на разрезание | 2 |
4 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
По страницам энциклопедий | ||
1 | Полезные приспособления | 11 |
2 | Праздники | 5 |
Первые открытия | ||
2 | Мировое культурное наследие | 3 |
В мире слов | ||
1 | Как «раскрасить» словесную картину? | 2 |
2 | Сочинения нетрадиционных жанров | 2 |
3 | Почему так говорят? | 2 |
Царица наук – математика | ||
1 | Задачи на установление пространственных и временных отношений | 2 |
2 | Задачи на установление соответствий между элементами множеств | 2 |
3 | Задачи на разрезание | 2 |
4 | Комбинаторные задачи | 2 |
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Тема | Конечный продукт проекта | Кол-во часов | ||
По страницам энциклопедий | |||||
1 | Игры и игрушки | Как появились куклы | Изготовление тряпичных кукол | 1 | |
2 | Русский сувенир - Матрёшка | Роспись шаблонов Матрёшек | 1 | ||
4 | История глиняной игрушки | Лепка и роспись игрушек из глины ( пластилина) | 1 | ||
5 | Кто первым запустил бумажного змея ? | Изготовление бумажного змея | 1 | ||
6 | Мой дом – моя крепость | Дающая тепло, или история русской печки | Презентация | 1 | |
7 | Сезам, откройся – замки и ключи | Презентация | 1 | ||
8 | Узоры на стенах, или кто изобрёл обои? | Разработка макета обоев детской комнаты | 1 | ||
9 | Дом для одежды | Изготовление макета шкафа, шифоньера из спичечных коробков | 1 | ||
Первые открытия | |||||
10 | Вода живая или мёртвая, или какую воду мы пьём? | Свойства воды и способы её очищения | Изготовление простейшего фильтра для воды | 1 | |
11 | Ползущая вода | Изготовление капиллярной водоочистительной установки | 1 | ||
12 | Тесная бутылка | Опыты с различными состояниями воды | 1 | ||
13 | Тайны космоса | Почему звёзды кажутся маленькими? | Изготовление модели Солнечной системы | 1 | |
14 | Почему радуга разноцветная? | Изготовление модели спектра ( радуги) | 1 | ||
15 | Куда звёзды деваются днём? | Изготовление модели планетария | 1 | ||
16 | Растения – живые существа | Живой кусочек | Выращивание растения из морковных верхушек | 1 | |
17 | В погоне за светом | Выращивание растения в различных условиях освещённости | 1 | ||
18 | Фабрика питания | 1 | |||
19 | Дыхание листа | 1 | |||
В мире слов | |||||
20 | Загадка – дело или развлечение? | Что такое загадка? | Сочинение загадок | 1 | |
21 | Загадки о животных | Сборник загадок | 1 | ||
22 | Загадки о растениях | Сборник загадок | 1 | ||
23 | Народная мудрость - пословица | Что такое пословица? | 1 | ||
24 | Игры с пословицами | 1 | |||
25 | Что такое ребусы? | Как составлять ребусы? | Сборник ребусов | 1 | |
Царица наук - математика | |||||
25 | Логические цепочки | 1 | |||
26-27 | Числовые ребусы | 2 | |||
28-30 | Задачи на упорядочивание множеств | 3 |
2 класс
№ п\п | Тема | Конечный продукт проекта | Кол-во часов | ||
По страницам энциклопедий | |||||
1 | Еда | Растёт ли хлеб на дереве? | Презентация | 1 | |
2 | Как картофель попал в Россию? | Поделки из картофеля | 1 | ||
3 | Кое-что из истории конфет | Изготовление леденцов и ирисок | 1 | ||
4 | Каменный мед (сахар) | Составление сборника народных рецептов лечения мёдом и сопутствующими продуктами | 1 | ||
5 | Холодное лакомство | Составление рецепта мороженного , изготовление мороженого | 1 | ||
6 | Где живут витамины? | Составление памятки о содержании витаминов в различных продуктах | 1 | ||
7 | В каше – здоровье наше | Аппликация с использованием крупы | 1 | ||
8 | Самая крупная ягода | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) | 1 | ||
9 | В поисках шокоКлада | Изготовление шоколада | 1 | ||
10 | Красный, жёлтый, зелёный…чай! | Составление рекламного буклета | 1 | ||
11 | Школа | Возникновение письменности | Создание фантастического алфавита | 1 | |
12 | Кто изобрел перо?
| Изготовление ручки из пера | 1 | ||
13 | История шариковой ручки | Поделки из сломанных ручек | 1 | ||
14 | Где изобрели бумагу? | Коллекция видов бумаги | 1 | ||
15 | Первые книги | Изготовление книжки-малышки | 1 | ||
16 | У какой страны впервые появился флаг? | Рисование флага сказочной страны | 1 | ||
Первые открытия | |||||
17 | Удивительный мир животных | Чем нюхают насекомые? | Мини-энциклопедия «Жизнь насекомых» | 1 | |
18 | Почему кошка вылизывает себя языком? | Буклет «Наши кошечки» | 1 | ||
19 | Как рыбы дышат под водой? | Озеленение классного аквариума | 1 | ||
20 | Тела, вещества, частицы | Мыльные пузыри | Изготовление растворов для мыльных пузырей | 1 | |
21 | Почему в газировке есть пузырьки? | Изготовление газированной воды | 1 | ||
22 | Что такое вулкан? | Создание макета извержения вулкана | 1 | ||
В мире слов | |||||
23 | Почему так говорят? | Пословицы и поговорки | Книжка-малышка «Мудрость из народа» | 1 | |
24 | Фразеологизмы | Создание карманного словарика фразеологизмов | 1 | ||
25 | Фразеологизмы | Проект «Фразеологизмы в картинках» | 1 | ||
26 | Как составлять кроссворды? | Что такое кроссворд? | Презентация | 1 | |
27 | Учимся составлять кроссворды. | Составление сборника кроссвордов | 1 | ||
28 | Сочинения нетрадиционных жанров | Сочиняем загадки | Книжка-малышка «Загадки для друзей» | 1 | |
29 | Сочиняем рекламные слоганы | Составление рекламных объявлений | 1 | ||
Царица наук - математика | |||||
30-31 | Задачи на установление пространственных отношений | 2 | |||
32-33 | Задачи на установление соответствий между элементами множеств | 2 | |||
34 | Задачи со спичками | 1 |
3 класс
№ п\п | Тема | Конечный продукт проекта | Кол-во часов | |
По страницам энциклопедий | ||||
1 | Одежда | Одежда наших предков
| Составление кроссворда «Одежда предков» | 1 |
2 | Зачем нужны пуговицы? | Пришивание пуговицы, поделка из пуговиц | 1 | |
3 | Кто придумал варежки?
| Вязание варежек, разработка узора для украшения варежек | 1 | |
4 | Секреты башмаков
| Изготовление обуви разными способами: папье-маше, войлок | 1 | |
5 | История русского сарафана | Рисование и вырезание сарафана для куклы | 1 | |
6 | Дары Нефертити | Зубов хранительница – зубная щётка | Памятка «Как правильно чистить зубы» | 1 |
7 | Да здравствует мыло душистое! | Изготовление мыла | 1 | |
8 | Душистая вода | Изготовление духов | 1 | |
Первые открытия | ||||
9 | Тайны нашего организма | Для чего человеку два глаза? | Составление памятки « Береги свои глаза!» | 1
|
10 | Почему иногда колет в боку? | Составление памятки « Секреты здорового питания» | 1 | |
11 | Белки, жиры и углеводы | Составление памятки « Секреты здорового питания» | 1 | |
12 | Фабрика слёз | Составление памятки « Береги свои глаза!» | 1 | |
13 | Прозрачный невидимка | Где найти свежий воздух? | Изготовление простейшего фильтра для воздуха | 1 |
14 | Почему яблоки чернеют на воздухе? | Проведение экспериментов | 1 | |
15 | Почему воздушные шарики лопаются? | Проведение экспериментов | ||
16 | Мои первые законы физики | Прыгучая кукуруза | Изготовление попкорна | 1 |
17 | Почему самолёт не падает? | Изготовление модели самолёта и вертолёта | 1 | |
18 | Как летает воздушный змей? | Изготовление воздушного змея | 1 | |
19 | Электрическая расчёска | Получение статического электричества | 1 | |
20 | Почему магниты «примагничиваются»? | Изготовление магнита из гвоздя | 1 | |
21 | Вода-силач | Эксперименты с водой | 1 | |
В мире слов | ||||
22 | В мире словарей | Толковый словарь | Составление электронного иллюстрированного толкового словаря | 1 |
23 | Словарь синонимов | Карманный словарик синонимов | 1 | |
24 | Словарь антонимов | Карманный словарик антонимов | 1 | |
25 | Игры в рифмы | Что такое рифма? | Игры с рифмами | 1 |
26 | Проба пера | Составление сборника стихотворений | ||
27 | Сочинения нетрадиционных жанров | Сочинение анекдотов | Составление сборника школьных анекдотов | 1 |
28 | Сочинение сказок | Составление сборника сказок | 2 | |
29 | История старинного зеркала…(кресла, рояля, чердака) | 2 | ||
Царица наук - математика | ||||
30- | Задачи на установление пространственных и временных отношений | 2 | ||
31-32 | Задачи на установление соответствий между элементами множеств | 2 | ||
33-34 | Задачи на разрезание | 1 |
4 класс
№ п\п | Тема | Конечный продукт проекта | Кол-во часов | |
По страницам энциклопедий | ||||
1 | Полезные приспособления | Дырявое шило (про иголку) | Коллекция иголок
| 1 |
2 | Клад римских воинов (гвозди) | Коллекция гвоздей | 1 | |
3 | Свет мой, зеркальце, скажи!... | Изготовление зеркала для куклы | 1 | |
4 | Как баклуши били (ложки) | Роспись деревянной ложки | 1 | |
5 | Кто придумал первую карту? | Интерактивная карта города Бугульмы | 1 | |
6 | Скотч. Шотландская лента | «Книжкина больница» (ремонт книг) | 1 | |
7 | История воздушных шариков
| Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках | 1 | |
8 | История спичек | Поделки из спичек | 1 | |
9 | Когда был изобретен зонтик | Рисование узора для зонтика | 1 | |
10 | История происхождения денег | Составление коллекции монет | 1 | |
11 | Как был изобретен телефон | Изготовление проволочного телефона | 1 | |
12 | Праздники | Почему на Масленицу блины пекут? | Чаепитие с блинами | |
13 | Рождественские колядки | Разучивание, сочинение и исполнение колядок | ||
14 | Как в старину украшали ёлки? | Изготовление ёлочных украшений | ||
15 | Толковый словарь маркиза Этикета | Памятка «Ежели вы вежливы…» | ||
16 | Почему на Пасху красят яйца? | Окрашивание яиц разными способами | ||
Первые открытия | ||||
17 | Мировое культурное наследие | Семь чудес света | Изготовление макета «Парк семи чудес света» | 1
|
18 | Музеи мира | Презентация | ||
19 | Самые необычные памятники | Книжка-раскладушка | ||
В мире слов | ||||
20 | Как «раскрасить» словесную картину? | Средства художественной выразительности. Сравнения. | Сочинения | 1 |
21 | Средства художественной выразительности. Эпитеты. | Сочинения нетрадиционных жанров | ||
22 | Средства художественной выразительности. Олицетворения. | |||
23 | Сочинения нетрадиционных жанров | Сочинение - эссе | 1 | |
24 | Сочинение-отзыв | 1 | ||
25 | Почему так говорят? | Фразеологизмы. | Иллюстрированный словарь фразеологизмов | 1 |
26 | Крылатые выражения и меткие слова | Словарь метких слов и выражений | 1 | |
Царица наук - математика | ||||
27-28 | Задачи на установление пространственных и временных отношений | 2 | ||
29-30 | Задачи на установление соответствий между элементами множеств | 2 | ||
31-32 | Задачи на разрезание | 2 | ||
33-34 | Комбинаторные задачи | 2 |
Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей. /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- Где, когда, как и почему это произошло./Энциклопедия, Лондон: «Ридер Дайджест», 1998 г.
- Д.Ван Клив. Двести экспериментов./ М.: «Джон Уайдли энд Санз», 1995г.
- Дубкова С.И. Сказки звёздного неба./М.: «Белый город», 2004 г.
- Знаменитые места/ Моя первая энциклопедия/ М.: «Русич», 1996 г.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/Попова С.Н. Просто о простом. М.: «Совъяж БЕВО», 1994 г.
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/Семёнова М. Мы – славяне!/ Популярная энциклопедия/ С-Пб.: «Азбука», 1997 г.
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Калашников В. Чудеса света. Занимательная география./ Энциклопедия тайн и загадок/М.: «Белый город», 2001 г.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей / М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей / М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников. / М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. / М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …/ М.: Детская литература, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программма
образовательная программа учителя начальных классов....
рабочая программма для 1-го класс "Декоративно-прикладное искусство"
Программа создана для внеурочных занятий по декоративно-прикладному искусству в 1-ом классе. программа разработана с учётом возрастных особенностей первоклассников....
Рабочая программма по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
занятие по внеурочной деятельности "Хочу знать" "История русского сарафана"
презентация и учебный материал по теме "История русского сарафана"...
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Хочу знать"
Планирование содержит:-пояснительную записку;-содержание программы;-планирование уроков на год;-планируемые результаты изучения курса;-условия и ресурсы реализации программы;-учебно-методическую литер...
Внеурочная деятельность "Хочу знать"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу знать", 2 класс (Содержание, планируемые результаты,календарно-тематическое планирование)...
Программа внеурочной деятельности "Хочу знать"
Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуального направления...