Методы альтернативной коммуникации с неговорящими детьми с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Каюкова Алла Леонидовна

В данном материале описываются различные методы и способы альтернативной коммуникации, которые способствуют общению с неговорящими детьми. При выборе способа дополнительной коммуникации необходимо учитывать уровень развития и возможности ребенка. Неговорящий ребенок получает возможность сообщать о своих потребностях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы альтернативной коммуникации с неговорящими детьми с ОВЗ

Общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.

Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации

Система жестов.

Движения тела и жесты - составная часть нашей ежедневной коммуникации.

В случае отсутствия и ограничения устной речи движения тела и жесты выступают как единственно доступное коммуникативное средство выражения сообщений и понимания окружающих.

Жест - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:

•        Да.

•        Нет.

•        Нельзя.

•        Уходи.

•        Сядь.

•        Встань, поднимись.

•Смотри (указательный палец к глазу).

•Слушай (указательный палец к уху).

•Говори (указательный палец ко рту).

•Ложка, кушать.

•Чашка, пить.

•Умываться.

Жесты описательного характера:

•Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».

•Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке».

•Медведь — показать, как мишка ходит.

•Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.

•Корова — жест «рога», «забодаю».

•Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома.

•Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга.

•Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны.

Преимущества:

- Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений.

- Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь.

- Язык жестов часто наглядeн.

- Ребёнку можно помочь своими руками.

- Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт.

Недостатки:

- Некоторые жесты понятны только «посвящённым».

- Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций.

- Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли».

- Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.

Пиктографическая коммуникация

Коммуникация с помощью пиктограмм – один из видов альтернативной коммуникации, который активно используется при работе с детьми, имеющими различные проблемы развития. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне.

Пиктограммы имеют сходство с реальным объектом.

Словарь ограничен, хотя из пиктограмм можно складывать предложения.

В большинстве случаев используются черно-белые изображения,

заменяющие слова.

• изображения прикрепляются к соответствующим объектам;

• педагог в ситуативно-деловом общении указывает на пиктограммы,

заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка;

• существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации.

Картиночные символы коммуникации

Система коммуникации при помощи карточек PECS.  Например: «Игрушки», «Еда», «Транспорт» и т.д.

Коммуникативные таблицы

По мере накопления графические символы помещаются в коммуникативные таблицы, папки или книги, позволяющие общаться на различные темы.

Коммуникативные таблицы содержат общеупотребительную лексику, подходящую для многих ситуаций общения.

Помимо этого, для конкретных ситуаций целесообразно изготовить

тематические таблицы (например, для «утреннего круга», занятий по кулинарии, пребывания в больнице, определенных игровых ситуаций).

Глобальное чтение

Автор метода «Глобальное чтение» - американский нейрофизиолог Глен Доман. Он разработал этот метод для детей с тяжелыми органическими повреждениями головного мозга. За единицу глобального чтения принимается слово. Для работы используются красочные картинки с изображением предметов и действий и соответствующие таблички с надписями.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.

Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним. Сначала они составляются без учёта определённой темы и содержат тот материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации.

Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями.

Также таблички рекомендуют наклеивать на окружающие ребенка предметы. Особенность детей воспринимать информацию целиком (глобально), как на фотоснимке лежит в основе метода глобального чтения.

Для закрепления речевого материала дома можно использовать приложение для персонального компьютера, планшета, смартфона ГлоРид, которое построено на методе «Глобальное чтение». Русскоязычная голосовая поддержка (озвучивание.)

Существенное различие между жестами и графическими символами состоит в том, что графические символы выбирают, а жесты производят.

Одно из больших преимуществ жестов - то, что их можно использовать везде. Человеку не надо носить с собой альбом или другое коммуникативное вспомогательное устройство. С другой стороны, многие графические символы легче понимаются людьми, не знакомыми с системой жестов. Не всегда нужно выбирать между графическими системами и жестами.

В некоторых случаях графические символы могут дополнять использование жестов.

Приложения для смартфонов и планшетов

«Коммуникатор ДАР»

Данное программное обеспечение использует  альтернативный способ коммуникации на основе картинок.

Приложение позволяет использовать для общения графические символы (картинки), понятные любому человеку. Каждое изображение обозначает какое-либо понятие (эмоции, движения и т.д.) и имеет голосовое сопровождение.

Все картинки, с помощью которых происходит общение, разделены по тематическим блокам (всего 20 тем). Они обозначают понятия, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни: транспорт, еда, гигиена, люди, бытовые вещи.

Приложение «Пойми меня»

С помощью озвученных и выразительных пиктограмм

Дети смогут стать понятыми в выражении своих потребностей и желаний.

Пиктографические слова разделены на девять тематических палитр.

У пользователя есть возможность составить три собственные палитры, выбирая нужные слова из словаря приложения. Словарь приложения содержит более 450 слов.

Приложение «JABtalk»

Удобная навигация, интуитивно понятная для ребенка. Составление предложения из отдельных слов. Возможность загружать картинки из галереи вашего устройства,

делать фото с камеры устройства, а также загружать изображения из Интернета напрямую, не выходя из программы. Возможность озвучивания картинок (запись собственных аудио слов с помощью микрофона или автоматического форматирования текста в речь. Группировка слов по категориям, возможность создавать и удалять категории. Возможность менять размеры картинок. Наличие обратной связи — вибрации, при прикосновении к слову или категории.

Приложение «LetMeTalk»

Удобный и интуитивно понятный интерфейс, спокойная цветовая

гамма. База данных, включающая более 9000 качественных изображений,

размещенных по категориям. Русскоязычная голосовая поддержка (озвучивание) как отдельных изображений, так и составленного предложения. Возможность создавать и редактировать категории, а также удалять ненужные. Возможность захватывать изображения с камеры устройства и добавлять из галереи планшета или смартфона.

Поддержка русского языка: голосовое озвучивание синтезатором речи

подписей на русском языке, поиск на русском языке карточек pecs в базе

приложения.

Приложение «Говори Молча»

 Удобный интерфейс, несколько вариантов цветовых схем. Качественное озвучивание (русский). Возможность добавлять свои собственные слова и озвучивать их

самостоятельно, используя микрофон. В приложении есть базовые картинки PECS.

Возможность отправлять набранное предложение по смс. Быстрое формирование предложений из подборки самых распространенных слов.

В данном материале описываются различные методы и способы альтернативной коммуникации, которые способствуют общению с неговорящими детьми. При выборе способа дополнительной коммуникации необходимо учитывать уровень развития и возможности ребенка. Неговорящий ребенок получает возможность сообщать о своих потребностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...

Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися.

Использование методов альтернативной коммуникации для организации взаимодействия с умственно отсталыми учащимися....

Альтернативные способы коммуникации с неговорящими детьми

В последнее время наметилась явная тенденция увеличения количества детей с различными речевыми нарушениями, о чем говорят многочисленные исследования в логопедии и психологии. Отдельную категорию зани...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...

Конспект индивидуального занятия по альтернативной коммуникации для неговорящих детей с ТМНР "Соотнесение слов с предметными картинками"

Цель данного конспекта: формирование умения соотносить слова с предметными картинками. На занятии ребенок не только учиться соотносить слова с картинками, но и упражняется в использовании средств...