Формирование функциональной грамотности младших школьников
методическая разработка

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Функциональная грамотность  младших школьников является важным показателем качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funkts.odt25.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование

функциональной грамотности младших школьников

        Функциональная грамотность это определённый уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

         Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников - важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от не нужного. Сейчас мы руководствуемся такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.

        Уверена, что читательская грамотность - это ключ к другим видам функциональной грамотности, без которого невозможно понимание учебных материалов, умение извлекать информацию из текста и использовать её при решении различных задач.

Я выяснила, что у детей возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде. На сегодняшний день актуально и значимо повышение функциональной читательской грамотности младших школьников. В педагогической практике существует множество различных методов и технологий.

        Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества. Функционально грамотный человек способен свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Функциональное чтение - это чтение текста с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приёмы просмотрового и аналитического чтения.

        Основы функциональной грамотности закладываются конечно в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:

- умение понимать тексты;

- размышлять над содержанием;

- излагать мысли о прочитанном;

- умение понимать различные формы представления информации;

- применять информацию из текста в изменённой ситуации;

-критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.

        Навык смыслового чтения должен формироваться при обучении всем школьным предметам.

         Методические приёмы в деятельности учителя: самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний

Каждый учитель понимает: самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом; «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод; умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей. На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.

Выпускник начальной школы должен обладать:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.

        В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

        Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.

Существуют основные недостатки в деятельности младших школьников:

  • слабо владеют смысловым чтением;
  • не справляются с задачами на интерпретацию информации;
  • затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
  • не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

 Необходимо больше внимания уделять построению поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроке, формированию  навыков самостоятельной организации своей деятельности. Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:

  • обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
  • образовательная деятельность ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебной деятельности;
  • используются продуктивные формы групповой работы;
  • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.

        Формирования функциональной читательской грамотности на уроках в начальной школе следует уделяют большое внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной грамотности младшего школьника

Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная те...

Экологическая грамотность младших школьников

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать ...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматриваются понятие «функциональная грамотность», её направления, признаки, структура, особенности формирования математической грамотности в младшем школьном возрасте, а также...

Финансовая грамотность как часть функциональной грамотности младших школьников

Подбор материала  "Финансовая грамотность как часть функциональной грамотности младших школьников" поможет в организации курса внеурочной деятельности "Финансовая грамота"...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности

Изменения, протекающие на современном этапе развития образования, определяют приоритетные направления в образовании подрастающего поколения. Одним из главных направлений модернизации российского образ...

Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка....