Конспект урока по домоводству "Уход за комнатными растениями"
план-конспект урока

Сватко Елена Владимировна

Урок для обучающихся с ОВЗ, имеющих умеренную умственную отсталость (интеллектуальные нарушения))

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uhod_za_rasteniyami_tehnologicheskayakarta_uroka.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:

Сватко Елена Владимировна

Предмет:

Домоводство

Класс:

5 «Д» класс (обучающиеся с ОВЗ, имеющие умеренную умственную отсталость (интеллектуальные нарушения))

индивидуальное обучение на дому

Тема:

Уход за комнатными растениями

Цель:

Формирование представлений об основных приёмах ухода за комнатными растениями

Задачи:

1. Образовательные:

  • Учить выполнять практические действия по уходу за комнатными растениями с опорой на зрительный ряд (алгоритм), выбирать необходимый инвентарь.

2. Коррекционные:

  • Развивать зрительное восприятие на основе упражнений с пиктографическими изображениями, мелкую ручную моторику, точность и координацию движений.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.;

Тип урока:

Комбинированный

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал для фронтальной работы:
  • пиктограммы-действия;
  • карточки для фланелеграфа с изображением предметов уборочного инвентаря.
  1. Фланелеграф.
  2. Магнитофон, фонограмма для физминутки.
  3. Натуральные предметы инвентаря по уходу за комнатными растениями (ножницы, лейка, палочка для рыхления земли, тряпка, салфетка)
  4. Комнатные растения
  5. Раскраска с изображением комнатного растения, цветные карандаши.

Предварительная работа

1.        Рассматривание комнатных растений

2.        Беседы о жизни растений в разное время года


Ход урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося

Иллюстративный

материал, оборудование

Организационный момент

1.1

Создать условия для концентрации внимания в начале урока.

Учитель приглашает обучающегося в класс, предлагает сесть, проверяет правильность посадки за партой.

- Прозвенел звонок для нас,

Мы вошли тихонько в класс.

Встали возле парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели. Спинку прямо.

Мы с улыбкою вздохнём

И скорей урок начнём.

- Скажи, какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Правильно, сегодня 25 октября, осень.

- Сейчас у нас будет урок домоводство. Найди карточку.

(размещает карточку на доске)

- Кто пришёл сегодня на урок?

(размещает фотографии на доске)

- Итак, сегодня 25 октября, осень. Назови признаки осени.

- Правильно, осенью становится холодно, на деревьях желтеют листья, начинается листопад, потом деревья сбрасывают листья, стоят голые. И мы грустим.

Учитель предлагает картинки с изображением поздней осени и лета.

- Посмотри на картинки. Какое время года изображено на них?

- Правильно. А какая картинка тебе больше нравится?

- Мне тоже больше нравится лето, когда вокруг много зелени и цветов. Летом хочется улыбаться и радоваться.

Но до лета ещё долго. Сейчас осень. (показ карточки на доске)

Какое время года будет после осени?

- Какое время года будет после зимы?

- Какое время года будет после весны?

Вот как долго ждать до лета, когда на улице расцветут цветы.

Вывешивает на доску карточки:

Осень

Октябрь

25 октября

Среда

Находит карточку с названием урока.

Называет своё имя, находит свою фотографию и фотографию учителя.

Отвечает с помощью коммуникатора.

Отвечает с помощью коммуникатора.

Размещает на доске карточки «Зима», «Весна», «Лето»

Карточки с доски коммуникативного расписания (времена года, осенние месяцы, дни недели, числа)

Карточки с названиями урока.

Фото учителя и ученика.

Коммуникатор

Смайлики настроения грусть и радость

Картинки с изображением поздней осени и лета.

Мотивация образовательной деятельности. Объявление темы урока

1.2

Сконцентрировать внимание на изучаемом материале, заинтересовать, показать необходимость изучения данной темы

- Но мы не будем грустить. Ведь пока не наступило лето, мы можем радоваться цветам, которые растут у нас дома. Это комнатные растения.

Размещает карточку «Комнатные растения»

-Напиши на доске «Комнатные растения».

-Посмотри, сколько много комнатных растений у нас на подоконнике.

Тебе нравятся комнатные растения?

Какой цветок тебе нравится больше всего?

(Учитель называет выбранный цветок)

- А я люблю фиалки. (Показ цветка)

Все цветы очень красивые. Но чтобы цветы были такими красивыми, хорошо цвели, за ними нужно ухаживать.

Сегодня на уроке мы будем учиться ухаживать за комнатными растениями.

Пишет с опорой на образец.

Рассматривает растения.

Выбирает цветок.

Карточка «Комнатные растения»

Мел

Комнатные растения на подоконнике

Актуализация ранее полученных знаний

2.1

Закрепить знания о предметах для ухода за комнатными растениями, их функциональном назначении

- Для ухода за растениями нам понадобится много разных предметов. Ты их хорошо знаешь.

Учитель по очереди достаёт предметы (лейка, палочка для рыхления земли, ножницы для обрезания сухих листьев, тряпочка для вытирания листьев, салфетка для мытья горшка)

- Что это? (лейка)

- Зачем нужна лейка? (поливать растение)

…… и т.д.

- Молодец, правильно! Все эти предметы понадобятся нам для ухода за комнатными растениями.

Обучающийся называет

предметы с помощью коммуникатора и жестом показывает их назначение

Предметы для ухода за комнатными растениями (лейка, палочка для рыхления земли, ножницы для обрезания сухих листьев, тряпочка для вытирания листьев, салфетка для мытья горшка)

Первичное усвоение новых знаний

2.2

Формирование знаний о последовательности действий при уходе за комнатными растениями

- Сейчас я покажу, как нужно ухаживать за растениями.

- Перед работой я надену фартук.

- Сначала я возьму ножницы и обрежу сухие листья.

Показ учителя.

- Что я делаю? Найди карточку и повесь на доску.

Листья я обрезаю осторожно, чтобы не повредить здоровые.

- Теперь я полью цветок из лейки.

Показ учителя.

- Что я делаю? Найди карточку и повесь на доску.

Воду я лью осторожно, под корень растения.

- Теперь я рыхлю землю палочкой

Показ учителя.

- Что я делаю? Найди карточку и повесь на доску.

Рыхлю аккуратно, чтобы не повредить корень, не разбрасываю землю.

- Теперь я вытру пыль с листьев.

Показ учителя.

- Что я делаю? Найди карточку и повесь на доску.

Листья тоже вытираем осторожно, не давим, чтобы не повредить их.

- А теперь я возьму салфетку и вытру горшок.

Показ учителя.

- Что я делаю? Найди карточку и повесь на доску.

Я закончила работу. После работы я вымою руки. (моет руки)

Размещает на доске пиктограмму «Обрезать сухие листья»

Размещает на доске пиктограмму «Полить из лейки»

Размещает на доске пиктограмму «Рыхлить землю»

Размещает на доске пиктограмму «Вытереть пыль с листьев»

Размещает на доске пиктограмму «Протереть горшок»

Фартук для учителя

Пиктограммы – действия для составления алгоритма ухода за комнатными растениями

Первичная проверка понимания

2.3

Учить составлять алгоритм действий при уходе за комнатными растениями

- Повторим все действия.

1.        Обрезать сухие листья.

2.        Удалить пыль с листьев.

3.        Полить растение.

4.        Разрыхлить землю.

5.        Протереть горшок и вымыть поддон.

- А сейчас я уберу карточки с доски. Составь правильную последовательность.

- Молодец! Пришло время отдохнуть

Жестами воспроизводит последовательность действий.

Самостоятельно составляет алгоритм действий.

Физминутка

2.4

Учить выполнять движения по показу воспитателя

Раз –два-три выросли цветы

(сидели на корточках, встаем)

К солнцу потянулись высоко:

(тянемся на носочках)

Стало им приятно и тепло!

(смотрим вверх)

Ветерок пролетал, стебельки покачал (раскачиваемся руками влево -вправо над головой)

Влево качнулись- низко пригнулись. (наклоняемся влево)

Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняемся вправо)

Ветер, ветер, убегай!

(машем руками)

Ты цветы не ломай!

(приседаем)

Пусть они растут, растут,

Всем нам радость принесут!

Выполнение имитационных движений в соответствии с текстом

Первичное закрепление

2.5

Учить выполнять практические действия по уходу за комнатными растениями

- Сейчас мы будем ухаживать за комнатным цветком. Какие предметы нам потребуются для ухода? Выбери нужные карточки.

- Проверим, что ты выбрал.

- Что это? (лейка)

- Зачем нужна лейка? (поливать растение)

…… и т.д.

- Молодец, ты всё запомнил. Можно приступать к работе.

- Перед работой нужно надеть фартук.

- Что ты будешь делать сначала?

(Обращение к зрительному ряду)

- Что будешь делать теперь?

Работа закончена. Не забудь вымыть руки.

- Ты всё сделал правильно. Теперь наши цветы будут радовать нас круглый год.

Отбирает нужные карточки (необходимый инвентарь)

Обучающийся называет

предметы с помощью коммуникатора и жестом показывает их назначение

Надевает фартук

Осуществляет уход за растениями с опорой на зрительный ряд.

Моет руки, снимает фартук.

Карточки для фланелеграфа с изображением предметов уборочного инвентаря

Фартук для ученика

Комнатное растение

Предметы для ухода за комнатными растениями

Релаксация

3.1

Закрепление знаний о комнатных растениях

- В память о сегодняшнем уроке я предлагаю раскрасить изображение комнатного растения. Выбери цветок, который тебе понравился больше всего. Ты помнишь его название?

Выбирает цветок.

Раскрашивает изображение цветка под музыкальное сопровождение.

Магнитофон, аудиозапись, раскраска, цветные карандаши.

Подведение итогов

3.2

Оценка результатов деятельности, стимулирование сознательной активности обучающегося на последующих уроках).

- Сегодня на уроке мы сделали большую работу. Мы составили план ухода за цветами.

Посмотри на доску. Это и есть наш план.

Мы отобрали необходимый инвентарь.

А самое главное – ты научился ухаживать за комнатными растениями, которые будут радовать нас своими цветами.

Я предлагаю отметить это в твоей карте сильных сторон и талантов.

Достань эту и карту и выбери картинку.

- Молодец! Сегодня на уроке ты постарался. Показал гостям, что любишь труд и работы не боишься

- Тебе понравился сегодняшний урок?

И мне понравился.

Спасибо за урок!

Приклеивает картинку на карту личностно-ориентированного планирования

Ответ вербальный или жестом

Карта сильных сторон и талантов

Картинка «Ухаживаю за цветами»

Клей-карандаш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Что общего у разных растений."

1 КЛАСС «Мир вокруг нас» А. П. Плешаков   Тема урока:Что общего у разных растений. Дидактическая цель:Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и привести их знан...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Растения. Группы растений".

Урок окружающего мира разработан в соответствие с ФГОС. (Завершенная линия «Система Л.В.Занкова»)Тип урока: открытие новых знанийМетоды урока: деятельностный, исследовательский Разработка включа...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями

Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...

Урок по окружающему миру"Комнатные растения"

1. повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений - комнатными растениями; формировать понятие о правилах ухода за ними и практические умени...

Конспект урока по окружающему миру: «Комнатные растения».

Тема: «Комнатные растения»Познакомить с комнатными растениями; показать их роль в жизни человека; рассказать о правилах ухода за комнатными растениями....