Особенности формирования коллектива младших школьников
методическая разработка

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektiv.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования коллектива

 младших школьников

      Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Сегодня школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях: 

-первая роль - преподавателя 

-вторая - воспитателя, то есть классного руководителя.

 

Одна из задач классного руководителя:

-Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.

  К основным функциям классного руководителя относятся:

  • Организация деятельности классного коллектива.
  • Организация вне учебной жизни класса.
  • Изучение личности школьников.
  • Социальная защита школьников.
  • Работа с родителя.

   Важно понимать, что хоть каждый ребенок и уникален, со своими особенностями, запросами и проблемами, современная школа редко когда подразумевает индивидуальное обучение.

Все-таки, на протяжении всего обучения в школе, каждый ребенок становится членом группы, большого коллектива, живущего по своим правилам, законам и своим ритмам.

  Роль первого учителя, первого классного руководителя, который будет сопровождать коллектив четыре года его жизни, по истине велика. Именно от того, как он будет себя вести и построит свою работу в этот период зависит то, как дальше класс идет по жизни.  Класс (он же группа) никогда не стоит на месте. Дети, пришедшие в первый класс, сильно отличаются от детей, которые приходят во второй, в третий и тем более в четвертый. Они постоянно меняются. И учитель вынужден меняться вместе с ними, на каждом этапе решать наиболее актуальные проблемы класса.

  Как же классному руководителю наиболее эффективно построить свою работу? Ведь задача, стоящая перед ним, не так проста, как кажется.

Учитель фактически выступает в роли дирижёра оркестра. Ему нужно понять и услышать каждого, в то же время сделать так, чтоб все стали одним целым, т.е. КОЛЛЕКТИВОМ, и  никто не потерялся на заднем плане.

Формирование коллектива — это сложный и довольно длительный процесс и происходит поэтапно.

Первый класс. Всё происходит впервые. Дети в первый раз переступают порог учебного заведения. Не знают норм и правил школьной жизни. Они представляют собой не структурированную группу, в которой  нет ни лидеров, ни изгоев.

Дети знакомятся друг с другом и с учителем. Как с группой учитель на начальном этапе не может работать, потому что группы, по сути, еще нет. Ей только предстоит образоваться.

Действия учителя в первом классе:

-Наладить индивидуальное общение с каждым учеником (это разговор с семьей, знакомство с их культурой, стилем семейного воспитания, приоритетом ценностей);

-Работа с небольшой группой;

-Устанавление правил и норм общения (обращение  по имени)

Второй класс.

В коллективе происходят некоторые изменения. К этому периоду класс выстраивается в линию, появляется шкала оценок. Происходит расслоение по нишам (отличник, хорошист, средне успешный, неуспешный)

Основной задачей классного руководителя на этом этапе является уменьшение так называемых социальных издержек. Учитель объясняет детям, что в обществе важны все дети, учит детей видеть в каждом хорошие. Например, кто-то не очень хорошо учиться, зато отлично занимается музыкой и делает там большие успехи. У кого-то не очень красивый подчерк, зато он блестяще справляется с задачами по математике.  В этот период дети учатся терпимости друг к другу, понимают, что каждый из них уникальный, со своими особенностями, интересами и ценностями.

Третий класс. Учащиеся  уже знают нормы и правила поведения в школе, над которыми учитель работал в первом классе. Во втором классе коллектив научился принимать всех такими, какие они есть, не выставлять оценки, не навешивать ярлыки. Если эти две ступеньки проработаны в полном объеме, то в третьем классе ситуация для детей стабильна, все привычно. Группа развивается дальше.

Основная задача учителя на этом этапе поддерживать те же самые правила и отношения. Если что-то не доработано, дорабатываем, делаем на этом акцент.

С этого года можно начинать обучение работе в группах, прививать навыки делового общения. Для этого учитель дает разные задания небольшим группам по пять человек (например, решения полезных дел в классе). При этом важно, чтоб они формировались мальчики плюс девочки, чтоб дети учились взаимодействовать между собой с разных позиций и ролей, а так же число участников группы должно быть нечетным. Это нужно для того, чтоб в спорных моментах группа научилась принимать решение большинства. Группы не стабильны, они меняются, каждый раз подбираются заново. Это дает возможность каждому ребенку наладить отношения со всеми членами коллектива, попробовать себя в любой деятельности и разными людьми.

Наконец, когда дети приходят в четвертый класс, формируется социальная структура класса.

Основная задача учителя на этом этапе - не управлять классом, а сопровождать его. Выбирается староста или командир класса актив класса, которые принимают решения. Учитель всегда находится рядом, наблюдает, анализирует, помогает в сложных ситуациях, разбирает какие-то моменты на классных часах. Важно ввести элемент самоуправления, самостоятельности. Это ценный опыт для будущих пятиклассников. При таком подходе, дезадаптация при переходе в среднее звено будет минимальна. Класс становиться целостным, может самостоятельно решать некоторые вопросы. Внутри группы будут сформированы такие механизмы, которые смогут оказать поддержку каждому участнику этой группы.

   В сплочении, и в воспитании детского коллектива особенно важна роль таких видов совместной деятельности, как труд, игра и общение.

Хороший коллектив всегда имеет свои традиции. Очень большое разнообразие в школьную жизнь вносят походы  в театры, музеи, выставочные залы, в библиотеку. Масса впечатлений, полученных сообща, и общение вне школы также формируют классный монолит.

   В каждом классе складываются ситуации, которые могут иметь как дисциплинарные отклонения, так и нравственные. Чтение морали учителем в таких случаях утомительно и бесперспективно. Мне на помощь приходит набор книг с притчами, со сказками. Мудрость жизни беседует с детьми со страниц книги. Это гораздо понятнее и убедительнее, чем самые правильные слова. Ребята осмысливают услышанное, примеривают к ситуации.
 Конечно, любой классный руководитель имеет в своем арсенале множество различных приемов и педагогических хитростей. Цель едина у всех учителей.

Но достичь ее быстро не получится. Наша профессия часто не предполагает быстрого результата.

   Классному руководителю очень важно выбрать правильный стиль отношений между учителем и учениками, предоставлять им разумную самостоятельность, оказывать доверие и внимание, предоставлять возможность и право выбора, быть справедливым в оценке и суждениях, учитывать их интересы, склонности и привязанности. И тогда из наших малышей вырастут вполне самостоятельные личности, способные к  организованности и самоуправлению.

 

Список рекомендуемой литературы  по теме:

1. А.Н. Лутошкин «Как вести за собой» (автор в книге выделил следующие стации развития коллектива):

  • «Песчаная россыпь». Основными характеристиками является – отсутствие общих интересов, авторитета, участие в группе не приносит удовлетворения всем, кто в нее  входит.
  • «Мягкая глина». Только в руках настоящего мастера материал превращается в произведение искусства. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий.
  • «Мерцающий маяк». Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть явный лидер. Но не во всех делах проявляется единое общественное мнение.  
  • «Алый парус». Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. На  первый план выступают характеристики: во главе лидер, у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив.
  • «Горящий факел». В коллективе тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив.

2. Клаус Фопель «Как научить детей сотрудничать?» немецкий психолог и психотерапевт.

     В книге представлены игры по многим разделам, например, «Чувство принадлежности к группе», «Установление контакта», «Групповая сплоченность», «Общение» и т.д., а также упражнения и игры, направленные на повышение самооценки для робких, застенчивых детей. За содержанием этих увлекательных игр скрываются тренинги, которые помогают детям ощутить вокруг себя коллектив и себя в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

формирование коллектива младших школьников

Коллектив как специально организованное  объединение учащихся формируется не сразу. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Мой класс создан впервые. Для того, чт...

Организация работы по формированию коллектива младших школьников.

Формы работы педагога по формированию коллектива младших школьников....

Статья "Использование нравственного содержания социальных проектов в формировании коллектива младших школьников "

«Кто движется вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Аристотель...

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...

Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе.

Особенности формирования личности младшего школьника в коллективе....

Особенности развития коллектива младших школьников.

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение пр...