Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
материал

В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Графомоторные навыки364.22 КБ

Предварительный просмотр:

Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Особенности организации процесса письма у детей с интеллектуальными нарушениями

Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека. Известно, что письменная речь является одним из важнейших способов усвоения человеком новых знаний, при этом представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. Большое значение для успешного овладения чтением и письмом имеет развитие устной стороны речи.

Неразвитая устная речь, своеобразие развития и ограниченность познавательных процессов является недостаточной основой для овладения элементарными навыками чтения и письма учащимися с умственной отсталостью. Обучение грамоте таких детей - длительный процесс, требующий серьезных усилий, как со стороны учеников, так и со стороны учителя.

У детей с умственной отсталостью наблюдается достаточно низкий (по сравнению со сверстниками) уровень развития восприятия. Чаще всего это проявляется в затрачивании более длительного количества времени для приёма и обработки поступающей к сенсорным рецепторам информации; в наличии недостаточных, фрагментарных знаний этой категории детей о мире, который их окружает; в затруднённом узнавании предметов, пребывающих в ином положении, условных и схематических изображений. Похожие качества предметов воспринимаются такими детьми как тождественные.

Дети не всегда узнают и часто путают похожие по написанию буквы или их отдельные элементы; регулярно воспринимают ошибочно различные сочетания букв и т.д. На начальном этапе системного обучения у детей с умственной отсталостью прослеживается неполноценное развитие тонких

форм зрительного и слухового восприятия, недостаточное умение планировать и выполнять сложные двигательные программы.

Для детей этой группы характерны недостаточно сформированные пространственные представления: ориентировка в пространственных направлениях на протяжении довольно длительного периода времени осуществляется исключительно на уровне практических действий; нередко появляются сложности при проведении пространственного анализа и синтеза в определённой ситуации. Так как развитие пространственных представлений плотно связано с развитием конструктивного мышления, то и в данном виде представлений у детей с умственной отсталостью также имеются свои особенности.

Среди наиболее часто наблюдаемых у детей с умственной отсталостью особенностей функционирования внимания исследователи отмечают чаще всего рассеянность, неустойчивость, трудности в переключении и низкую концентрацию. Сниженная способность к распределению и концентрации внимания наиболее часто проявляется в условиях выполнения задания при наличии одновременно действующих нескольких речевых раздражителей, которые несут значительную для детей смысловую и эмоциональную нагрузку.

Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности учеников: им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания учителей, дети не стремятся себя контролировать, и исправлять свои ошибки. Письмо, являясь фундаментом обучения, вызывает большие затруднения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Процесс формирования графических навыков письма у детей имеет свои специфические особенности.

А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывали, что недостаточное развитие руки, кисти, осложняют формирование графических навыков учащихся с нарушением интеллекта. У детей с выраженными недостатками интеллекта имеются нарушения моторной сферы, координации движения мелких мышц, недоразвитие мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма. Дети пишут буквы с большим напряжением, причем в движение приходят не только пальцы рук, но и плечо, голова, язык. Это приводит к быстрому утомлению.

Долгое время дети не справляются с соотнесением звуков с соответствующими буквами. Задача усвоения образов букв, особенно графически сходных, оказывается для детей трудной на всем периоде обучения. В начале обучения начертание букв нередко ими упрощается, графический образ теряет свою специфику, буквы взаимоуподобляются. Характерна также довольно стойко сохраняющаяся зеркальность письма. Слуховые диктанты вызывают большие затруднения, обусловленные несовершенством языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ осуществляется ими недостаточно, либо не осуществляется вовсе, что препятствует разделению слова на составляющие его звуки. Ученики пропускают некоторые звуки (чаще гласные), другие смешивают звуки на базе акустического сходства, а также нередко изменяют их порядок, нарушая тем самым строение слова.

Детям с интеллектуальными нарушениями трудно понять сущность процесса письма. Для некоторых групп детей процессы письма и чтения остаются недоступны. Однако те дети, которые могут овладеть письмом, долго не осознают соотношение букв и слова, не представляют себе, что буквы нужны для написания слов, которые затем может прочитать любой грамотный человек. Наиболее легким видом письма является списывание, но и оно представляет определенную сложность. В работах детей встречается большое количество ошибок (пропуски букв, замены, смешения и перестановки букв, слогов).

Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечеткость представлений о звуко- слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв. Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. Большое количество ошибок связано с дефектами произношения звуков речи.

Указанные нарушения обычно сочетаются с расстройствами зрительно- моторной координации, которые проявляются:

  • в неспособности провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
  • в трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);
  • в неустойчивости почерка (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • в треморе;
  • в очень медленном темпе письма.

Формирование графических навыков осуществляется в тесной связи с различными психическими процессами. Это отмечается в исследованиях В.Г. Петровой, Т.В. Власовой, В.И. Лубовского. Е.М. Мастюкова отмечает, что процесс переработки сенсорной информации учащихся с нарушением интеллекта замедлен, и это мешает формированию графических навыков.

Типичными ошибками на уроках письма, являются неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ориентироваться в пространстве листа, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с-э; б-д), для них характерны замены графически сходных букв на письме.

Дети с нарушением интеллекта, по мнению В.А. Насоновой проявляют слабость самоконтроля во время письма. Слабый контроль у учащихся проявляется в следующем: буквы отставлены друг от друга неравномерно, наклон нарушается, не соблюдают расположение букв по линии строки, то есть не держат линейность при письме.

Таким образом, формирование графических навыков у детей осуществляется с большими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками учащихся с нарушением интеллекта.

Практические приемы формирования графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

В настоящее время в специальной педагогике большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Письмо и реализуемый при этом графо-моторный навык - очень сложная по организации и реализации функция организма. Однако в этой сложности организации графо-моторного навыка и заложен его общеразвивающий и коррекционный потенциал, затрагивающий биологический, психологический и социальный уровни.

Биологический уровень подразумевает коррекцию недостатков биологической основы интеллектуального развития - активизацию физиологических процессов в коре больших полушарий. При реализации

любой деятельности нервная система и, в частности, головной мозг активно включается в его реализацию. И чем более сложная по организации эта деятельность, тем более сложная она и по мозговой регуляции. Учитывая сложность мозговой организации письма и чрезвычайную обширность включаемых в единую работу при этом отделов нервной системы, очевидно, что процесс письма будет активизировать работу биологической основы ин- теллектуального развития ребенка - коры больших полушарий.

Психологический уровень подразумевает активизацию и коррекцию общего развития ребенка. При письме в работу включаются различные стороны развития ребенка, при этом происходит развитие двигательных и познавательных способностей:

  • двигательная область коры головного мозга: формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми); умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обведение, закрашивание предметов, рисование по шаблонам); формирование зрительно-моторной координации; координация крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков; ориентация на листе бумаги и в окружающем про- странстве.
  • речевая область коры головного мозга: формирование активной речи ребенка; пополнение словарного запаса новыми понятиями.
  • познавательные способности: развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.

Кроме того, формируются и навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки родителя, педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр и букв. Реализация этих функций с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей способствует их интел- лектуальному развитию.

Социальный уровень подразумевает социальную адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями. Владение письмом (на любом уровне) - это чисто человеческое умение, которое востребовано и реализуется только в социуме. Поэтому обучение такого ребенка письму - это часть его социальной адаптации, один из способов продемонстрировать свою социальную позицию.

Развитие графо-моторных навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Итак, для успешного овладения графо-моторными навыками у ребенка должны быть сформированы следующие функции:

  • мелкая моторика;
  • зрительное восприятие;
  • пространственная ориентировка.

Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графо-моторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Таким образом, с детьми с интеллектуальной недостаточностью необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графо-моторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Основная форма организации обучения детей – урок. При этом целесообразно избрать индивидуальную форму работы, поскольку она создает возможность установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребенком и педагогом, а также имеет возможность под контролем педагога отработать определенный навык. Основная форма работы в этом направлении – упражнения и дидактическая игра.

Работа по формированию графо-моторных навыков у детей с умственной отсталостью проводится по следующим этапам:

  1. Диагностический этап.

Цель - выявление начального уровня сформированности графо-моторных навыков. Для достижения данной цели используются следующие задания:

  • проведение линий по прямым дорожкам
  • проведение линий по волнистым дорожкам
  • обведение по контуру
  • обведение по точкам
  • раскрашивание
  • штриховка
  • письмо элементов букв
  1. Коррекционная работа по формированию графо-моторных навыков. Цель - формирование графо-моторных навыков. Для достижения данной цели широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия.

Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся как в повседневной жизни, так и во время специально организованных занятий с ребенком, при этом необходимо использовать различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки, грецкие орехи и др.),
  • работа с песком, манной крупой (рисование, письмо на манной крупе, перебирание гречки, пальчиковый бассейн и т.д.),
  • игры (лото, пазлы, мозаика и др.),
  • лепка (работа с пластилином - прищипывание, размазывание, скатывание колбасок).

В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения («ребро - ладонь - кулак», «коза», «пальчики здороваются», «моем руки» и др.), так и упражнения в стихотворной форме, импровизации взрослого.

Следующие упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию:

  • обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм.
  • рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий.
  • рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.
  • рисование предметов, по форме напоминающих буквы.
  • различные «капельки», «петельки», «ёжики» и т.д.
  • письмо элементов букв.

Упражнения, повышающие энергетический потенциал

  1. Массаж и самомассаж подушечек пальцев и рук, фаланг пальцев, потягивания, растирание ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок - постукивания по ладони другой руки («мишка ходит»); с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика, наждачной бумаги; растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук;
  2. «Мытье головы»:

а) пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке, 2) ото лба до затылка и 3) от ушей к шее;

б) пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

  1. «Обезьяна расчесывается»: правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно;
  2. «Ушки»: массирующими движениями «вверх и назад» для верхней части уха и «строго вниз» - на мочках(5 раз). Другой вариант: уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз - по вертикали; возвратно-поступательным движением растираются в другом

направлении; по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и на- правлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение;

  1. «Гибкая шея, свободные плечи»: массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения. Аналогично: правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо; правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5-10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же левой рукой, затем обеими руками одновременно.

Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия

  1. «Ладонь — кулак». Руки ладонями вниз лежат на столе, затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
  2. «Солнышко и тучка» /«Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак («тучка»), другая лежит на плоскости стола (ладошка -

«солнышко»). Одновременно менять положение рук.

  1. «Зеркальце и полочка» Ладонь правой руки раскрыта и поставлена вертикально, большой палец отставлен в сторону; взгляд направлен в центр ладони («зеркальце»); ладонь левой руки горизонтальна, большой палец руки плотно прижат к ладони, средний палец приставлен к ребру левой ладони у основания мизинца («полочка).
  2. «Кулак - ребро - ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет упражнение сначала вместе с педагогом, затем по памяти. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, потом двумя руками вместе (можно помогать себе ко- мандами вслух или про себя: «кулак - ребро - ладонь»).
  3. «Колечки». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала выполняется в прямом (от указательного пальца к

мизинцу), потом в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале занятия методика выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

Упражнения на расслабление, психогимнастика

«Сухой листик»- исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч; руки опущены вдоль тела, глаза смотрят прямо перед собой. По команде дети начинают медленно опускать вниз взгляд, потом голову, плечи, округлять спину - полное расслабление мышц спины, плеч, рук («листик засох и оторвался от ветки»).

«Кулачки». Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Сжать пальцы в кулак покрепче. Руки положить на колени. Сжать их сильно- сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза (3 раза).

«Штанга». Расслабление мышц рук, ног, корпуса. Упражнение выполняется стоя. «Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, от- дыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза»(3 раза).

«Любопытная Варвара». Расслабление мышц шеи. Инструкция: «Поверните голову влево; постарайтесь сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены, стали твердыми, как камень. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох - пауза, выдох - пауза. Любопытная Варвара смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед - тут немного отдохнет». (Шея не напряжена, а расслаблена).

Игры и упражнения для развития общей моторики.

Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.

Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения:

  • бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой;
  • ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой;
  • пройти по начерченной на полу линии;
  • попрыгать попеременно на одной ноге, на другой.
  • повернуть туловище направо и налево.
  • подлезть под натянутой веревкой.

Формирование и развитие графо-моторных навыков предполагает развитие элементарных тонких моторных способностей. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Задачи по развитию мелкой моторики должны быть направлены на нормализацию состояния тонуса мелких мышц, совершенствование хватательных движений разными способами (кулаком, щепотью) больших предметов двумя руками, и маленьких одной рукой; формированию правильного захвата карандаша.

Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений:

  • «Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол ).
  • «Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
  • «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
  • «Дом» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.
  • «Миска» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.

Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений:

  • «Пальчики здороваются» - соединить пальцы обеих рук. Кончики пальцев по очереди хлопают друг другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
  • «Игры на пианино» - имитация игры на пианино.
  • «Веселые маляры» - движения кистью влево-вправо, вверх-вниз.
  • «Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же двумя руками.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость:

Данные упражнения способствуют совершенствованию слухового и зрительного анализаторов. Задания дети выполняют по образцу слуховому восприятию, после показа.

  • «Ладонь-кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.
  • «Отстукивание» - карандашом, ручкой, воспроизводится определенный ритмический рисунок.

Гимнастика для пальцев:

  • Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кисть влево, затем вправо, 4-5 раз.
  • С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо.
  • Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнув все пальцы в кулак.

Упражнения с предметами:

  • Нанизывание на шнурок крупных бусин, а на нитку с иголкой – мелких бусинок.
  • Перебор крупы (пшено, гречка, рис)
  • застегивание и расстегивание пуговиц.
  • завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков.
  • надевание и снимание колечка.
  • катание мячей-ежиков (с шипами).

Формирование графических навыков.

Для развития графо-моторных умений очень полезно штриховать, рисовать карандашами. Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией.

На начальном этапе обучения важно пробудить интерес к изобразительной деятельности: рисование пальчиком и ладошкой, нанесение цветных пятен. Данный вид работы вызывает интерес у ребенка, способствует формированию положительного отношения к работе, повышает мотивацию. Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

  • штриховка в разных направлениях с различной силой нажима амплитудой движения руки;
  • раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
  • обведение рисунка по контуру, копирование;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание изображений;
  • рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
  • разлиновка;
  • графический диктант.

Успешность формирования навыка письма во многом зависит от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят «как сидят» и ручку держат «как держится». Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых. Как показывает практика, именно это положение обеспечивает свободное движение пишущей руки. Необходимо обратить внимание на то, как ребенок держит ручку: если сильно сжимает и выгибает указательный палец, то письмо ему будет даваться с трудом. Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца у ногтевой фаланги. Указательный палец придерживает ручку сверху, а большой — слева, на расстоянии около 2 см от кончика. Три пальца придерживают ручку таким образом, что указательный можно приподнять и ручка не выпадет, но в то же время достаточно свободно.

На начальном этапе можно использовать мягкие цветные карандаши, которые в дальнейшем нужно заменить на простой мягкий карандаш. И только потом использовать обычную ручку (не подходят плоские четырехгранные, а также чересчур короткие или слишком длинные).

Формирование графических навыков должно проводиться систематично на каждом уроке, коррекционно-развивающая работа по формированию графических умений должна также проводиться на всем протяжении обучения детей в школе. Только тогда можно всецело сформировать графические навыки у детей с интеллектуальными нарушениями, которые так необходимы для любой успешной деятельности.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара

Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит  пр...

Развитие певческих навыков у детей школьного возраста

Поделюсь основными принципами развития певческих навыков у младших школьников  и своим опытом работы в данном направлении....

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...

Содержание работы по развитию графо-моторных навыков младших школьников с ОВЗ

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается низкий уровень готовности. Обучающиеся за...

«Приёмы формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха явл...