Квест-технология как средство повышения познавательной активности обучающихся начальной школы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Владимирова Татьяна Федоровна

В статье рассматривается опыт использования квест-технологии в начальной школе. В материалах статьи описываются отличительные особенности квест-технологии, обращается внимание на ее возможность для стимулирования и мотивации учебной деятельности учеников. В публикации указано на важность и эффективность применения данного технологии, описаны этапы работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_tehnologiya.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-технология как средство повышения познавательной активности обучающихся начальной школы

Игра - ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Во время игры он формируется как личность, у него развиваются те стороны психики, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность его социальной практики. Поступая в школу, игра также важна для ученика. Для создания комфортности пребывания ученика в образовательной организации и получения знаний о мире учителя во время уроков продолжают разговаривать с детьми на языке игры, используя такие виды, как сюжетно-ролевые, деловые, дидактические, коррекционные, интеллектуальные, подвижные, комплексные игры [1].

Игра в жизни и игра как форма организации учебного занятия различны: в образовательном пространстве в игре важен ее результат, а не процесс как таковой. Даст ли игровая ситуация мощный образовательный эффект, чем обучение в традиционной форме? Если ответ положительный, то можно смело браться за разработку учебной игры и ее проведение [5].

Среди различных видов игр исследователи выделяют досуговые. Досуг – это сфера образования, воспитания, социальной и личностной культуры, гражданских и личностных качеств, знакомства с культурно-историческим наследием народа, обмена духовными ценностями и расширения кругозора [2]. В современном мире досуг насыщен разнообразными практиками, среди которых большую популярность получили квесты.

Понятие «квест» (от англ. quest - поиск) обозначает игру с сюжетной линией, которая заключается в решении логических заданий и различных головоломок. В этой игре задействованы одновременно и воображение, и интеллект участников, и их физические способности. Образовательный квест – проблемное поисковое занятие, реализующее образовательные задачи с помощью ролевой игры-путешествия. Данная интерактивная технология позволяет решить ряд задач: образовательную – вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, воспитательную – создать командный дух и способствовать формированию личной ответственности за конечный результат, развивающую – раскрыть свои способности, развить интерес к обучению.

Первоначально при создании квеста учитель должен определить цель, задачи, образовательные результаты, знать целевую аудиторию, ее количественный состав. Процесс написания сценария творческий, он предполагает придумывание сюжета, ролевых образов участников, построение маршрута игры, возможно включение декораций, костюмов, атрибутов и аксессуаров для членов команд, подбор информационных источников, которыми будут пользоваться участники на этапах игры, продумывание мотивационного аспекта каждого этапа квеста.

Квест-технологию по своему характеру можно считать универсальной, т.к. ее можно применить в разнообразной по возрасту аудитории и к различным предметам. Основа технологии – это четкое следование алгоритму, для получения желаемого результата необходимо соблюдать все технологические стадии. Предлагаем базовую модель квеста:

1 стадия – введение в квест. Участники знакомятся с правилами, с развитием сюжета, распределяются роли, ставится цель, учитель дает рекомендации по прохождению заданий и порядка их выполнения. Правила в начальной школе можно оформить в виде инструкции, чтобы в трудной ситуации была возможность вспомнить, как действовать.

2 стадия – ролевая деятельность. Каждый участник в соответствии с определенной сюжетной ролью, работая индивидуально, вносит свой вклад в общий результат команды.

3 стадия – создание итогового продукта по результатам ролевой деятельности.

4 стадия – рефлексия. Все участники игры участвуют в обсуждении, целостном осмыслении и обобщении приобретенного в квест-игре опыта деятельности.

5 стадия – подведение итогов.

Обязательным условием эффективности квеста должны стать четко сформулированные на первом этапе работы цель и задачи, а также четко проговоренные результаты по каждой задаче и по конечной цели на последней стадии игры [3].

На основе сюжетной композиции исследователи вопроса выделяют такие виды квестов, как линейные, штурмовые и кольцевые. Самые простые в разработке линейные квесты, в них задания создаются по цепочке, каждое следующее задание логически связывается с предыдущим. Квесты штурмовые в начале маршрута предлагают партнерам проблемную ситуацию, участники должны выявить проблему и на основе подсказок, расставленных по маршруту, решить ее, самостоятельно осуществляя выбор последовательности действий. Кольцевые игры представляют собой замкнутые в смысловое кольцо линейные квесты по принципу обрамления. Старт и финиш в кольцевой композиции сюжета квеста находятся в одной точке, но после выполненных заданий игры понимание первоначального материала углубляется и дополняется новыми смыслами и связями [5].

Композиция квеста не бывает случайной, она всегда опирается на поставленные учебные задачи и логику.

Результат прохождения маршрута представляет собой понятие продукта квеста, который создается всеми участниками игры на финише. Эта работа по обобщению полученного во время квест-игры опыта познавательной деятельности служит доказательством достижения запланированных образовательных результатов. Например, возможными продуктами квеста могут стать блок-схема, таблица, «живая газета», карта, буклет и т.п. форма продукта обязательно оговаривается в начале игры.

Возможность оценить результативность работы – важный элемент технологии. Оценку работы каждого игрока квеста мы предлагаем оценивать по критериям:

  • Соответствие полученной роли
  • Качество индивидуальной работы на общий результат
  • Коммуникативные навыки, их развитость
  • Доля вклада в создание итогового продукта
  • Умение проанализировать себя в работе и деятельность команды в целом

Во время проведения квест-игры активизируются различные виды познавательной деятельности. Такие приемы, как блиц-опрос, викторина, кроссворд, тест, поиск недостающих деталей, прием «Лови ошибку», позволяют оценить, насколько участники ориентируются в информации, понимают ее. На этапе закрепления знаний, применения в нестандартных ситуациях используются приемы моделирования, составления высказывания по фотографии или иллюстрации, работы по карте и различным документам, головоломки, оформления коллажа. Игра «Третий лишний», составление схем, «Мозговой штурм», разбивка кластера, создание рекламного постера, «Проба пера» и др. способствуют развитию умений выполнять анализ и синтез информации. Такие упражнения, как распаковка «Капсулы времени», заполнение сравнительной таблицы, листов обратной связи позволяют учащимся на стадии рефлексии самостоятельно оценить свое состояние, эмоции, результаты своей деятельности.

Квест – это особая образовательная игровая технология, набирающая в современном мире все большую популярность, имеющая в своем содержании обязательные элементы новизны и нестандартных ситуаций, постоянно пополняется новыми технологическими приемами, которые направлены на развитие интереса к процессу обучения, нтеллектуальных способностей, личностных качеств, коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, использование квест-технологии является одним из способов стимулирования познавательного интереса. Умелое использование учителями квестов как образовательных игр позволяют изменить и улучшить формы поведения и деятельности учащихся и способствуют осознанному выбору нужных форм.

Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близкие ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Литература

1. Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании : электронное учеб.-метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015, 87 с.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д Социально-культурная деятельность: Учебник. – М: МГУКИ, 2004, 167 с.

3. Осяк С.А. Нестандартные формы уроков // Перспективы науки. – 2012. – № 11 (38). – С. 62-64

4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология ж-л Современные проблемы науки и образования, № 1-2, 2015

5. Сафонова Е.В. Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приемы ж-л «Народное образование», № 1-2, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

Доклад на ШМО «Применение игровых технологий как средство повышения познавательной активности обучающихся»

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Методическая копилка заданий для формирования познавательной активности обучающихся начальной школы

                        Познавательная активность – это качество деятельности ученика. Я сегодня расскажу о нестандартных...