русский язык Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 4 класс
материал

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл greshnikova_i_bagnyuk_den_zimuyuschikh_ptits.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект внеурочного занятия

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 15.04.2022 г.

Время: 8:15-9:00

Место: МАОУ СОШ №5 города Черняховска им. И. Д. Черняховского, кабинет №26

Класс: 4 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Цель: организация деятельности обучающихся для обобщения знаний о зимующих птицах.

Образовательные: способствовать формированию знаний детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, связной устной и письменной речи, памяти, коммуникативных навыков.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, бережное отношение к окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала занятия.

1) Приветствие.

У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Павловна и Маргарита Александровна и сегодня занятие проведу у вас я.

2) Проверка готовности к занятию

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Порядок на рабочем столе.

 У: Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наше занятие.

3) Мотивация к обучению и познанию.

У: Ребята, я вчера случайно нашла кое-что интересное, пока шла домой. Но, чтобы вы поняли о чем идёт речь, послушайте загадку.

К нам пришло письмо одно,

Очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки,

А конверт – из чистой льдинки.

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке.

Кто расхаживал по снегу?

О: Речь идёт о следах.

II. Актуализация умений и знаний.

У: Разберёмся, кто же оставил следы на снегу. Отгадаем заагадку

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это -...

О: Птицы.

У: Верно. А как мы можем назвать птиц, которые не улетают замой, а остаются с нами?

О: Зимующие.

III. Открытие темы урока. Целеполагание.

У: Попробуем составить тему нашего занятия.

О: День зимующих птиц.

У: Молодцы.

У: Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами.

15 января в России отмечают день зимующих птиц.

Учащиеся читают стихотворение Е. Благининой «Морозы», выясняется уровень его восприятия.

О: Первый обучающийся

Морозы жестокие в этом году...

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

У: Какая погода бывает зимой?

О: Морозная, холодная.

2 ученик.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

У: Почему беспокойно за птиц?

О: Им холодно, они мёрзнут.

3 ученик.

Поможем!

Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

У: Как можно спасти птиц от холода?

О: Их нужно кормить.

У: Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

О: Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Сохраняют цепи питания. Создают красоту в природе.

У: Вы наверняка многих из них знаете и легко угадаете их по описанию.

Игра “Узнай птицу” (учитель диктует описание, обучающиеся слушают и отгадывают).

Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу. 

Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. 

Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. 

Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. 

Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. 

Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. 

Ворона. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое. 

У: Птицы - это песнь и полет, птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов от вредных насекомых, птицы - это тайна и красота. О птицах сложены прекрасные стихи, песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись.

У: В старину по птицам люди замечали разные приметы, и до наших дней дошли народные приметы и пословицы.

У: У каждого из вас конверт лежит на парте. Работа в парах. Ваша задача соединить примету и её начало.

Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

Воробьи перелетают с места на место – перед сильным морозом или ветром.

Синица с утра начинает пищать – жди мороза.

Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению

Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза

Голуби прячутся - к ненастью.

Сорока скачет на доме больного - к выздоровлению.

Конкурс «Собери пословицу о птицах»

У: У каждой группы лежат разбросанные слова, ваша задача собрать правильно пословицу.

1 группа: Лес без леса и птицы без птиц не живут.

(Лес без птиц и птицы без леса не живут)

2 группа: Клювом птица всякая своим сыта.

(Всякая птица своим клювом сыта.)

3 группа: Хвалит кулик каждый болото свое.

(Каждый кулик свое болото хвалит).

4 группа: Синица лучше руках в журавль чем небе в

( Лучше синица в руках, чем журавль в небе).

У: Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

О: Ответы обучающихся.

У: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

У:  Ребята, исходя из нашего разговора, была составлена памятка.

Памятка “Главные правила при подкормке птиц”

1. Нельзя кормить птиц солеными продуктами и ржаным хлебом. Это смертельно опасно для них!

2. Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

3. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц.

4. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!

5. По возможности корм должен быть защищен от непогоды!

6. Кормушку необходимо регулярно чистить!

У: Ребята, вы запомнили какой корм едят зимующие птицы? Проверим.

Конкурс «Угощение для птиц»

1. В кормушку положить корм, дети с завязанными глазами должны узнать что это?(с каждой группы по одному человеку)

2. Каждой команде предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Можно предложить дописать список самим.

Игра “Кто прилетит в кормушку?” 

Из предложенного многообразия птиц дети должны выбрать только зимующих птиц и посадить их в кормушку.

IV. Закрепление.

Игра “Составь картинку”.

Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице.

Послушайте внимательно стихотворение, которое прочитает Хвостова Полина и подумайте, о чем оно.

С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора –

И станет для птичьего племени

Милее еще детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух

И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

У: О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор?

О: Ответы обучающихся.

У: А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.

            Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда!

V.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Мы должны вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Просмотр видеоролика о зимующих птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь".

Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустну...

Из сочинений по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Урок развития речи. Творческие работы учащихся по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"...

Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 3 класс. Презентация

В презентации подобран материал, который поможет учителю провести урок по развитию речи учащихся на основе восприятия произведения И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"...

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ «ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ» 4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь"

Презентация к уроку русского языка содержит краткую биографическую справку о художнике.Работа по вопросам по репродукции картины помогают ученикам лучше понять замысел художника. В презентации также с...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе для подготовки написания сочинения по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

В данной презентации подобран необходимый материал для обсуждения картины И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".  Указаны этапы составления плана с использованием опорных слов....

Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря “Февральская Лазурь” 2 класс

Из опыта работы. Письмо сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Предварительно велась подготовка по рассматриванию, отбору материала по картине, далее письмо сочинения. На ур...