Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной (читательской) грамотности во 2 классе
рабочая программа (2 класс)

Мадяева Галина Александровна

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_klass_funktsionalnaya_gramotnost.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с основной образовательной программой начального  общего образования МБОУ «СОШ №7» и авторской программы по редакцией Виноградовой Н.Ф. «Функциональная грамотность младших школьников».Вентана- Граф, 2018г.

Цель занятий развития основ  функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:

 – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

-находит и извлекает информацию из различных текстов;

- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

 – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;

– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.

Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и  формирует технику чтения. Программа рассчитана на 34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:

– оценивать свою вежливость;

– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

 – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

 – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

 – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

 – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

 – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

– отличать подготовленную и неподготовленную речь;

 – знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

 – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Содержание

Теоретические часы

Практические часы

Всего часов

1

Раздел1. Настоящий читатель

-

10

10

2

Раздел 2. Технология продуктивного чтения

-

17

17

3

Раздел3. Проект «Дружим с книгой»

-

7

7

4

Итого

34

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Дата проведения

Я - настоящий читатель

1

Кого можно считать настоящим читателем?

1

Представление о настоящем читателе. Вводный мониторинг

08.09

2

Любимая книга

1

Обложка любимой книжки

15.09

3

Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др.

1

Чтение и обсуждение книг

22.09

4

Экскурсия в библиотеку

1

Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг»

29.09

5

Домашняя библиотека

1

.Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель - много читает. Лента времени для учёта длительности чтения

06.10

6

Писатели и их книги

1

Портреты писателей

13.10

7

Быстрое чтение и получение информации

1

Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения

20.10

8

Сходство и различие текстов разных предметов

1

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов

27.10

9

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе»

1

Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации

10.11

10

Проведение рубежной аттестации

1

Работа над текстом

17.11

Технология продуктивного чтения.

11-12

Продуктивное чтение – что это? Мониторинг

2

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Работа над текстом

24.11

01.12

13-14

Глубокое восприятие и понимание текста

2

Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Работа над текстом

08.12

15.12

15-18

Читаем и переживаем

4

Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни», « Бюро лесных услуг».. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».

В. Драгунский «Денискины рассказы».

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности

22.12

29.12

12.01

19- 22

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции

4

Чтение рассказов  В.  Осеевой:  «Долг», « Картинки» .  

Рассказ В. Голявкина «Вот, что интересно».

 Рассказы Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишина каша».

 Работа над текстом. Смысловое чтение

19.01

26.01

02.02

23- 26.

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении

4

Основные этапы работы над произведением. Практическая работа

09.02

16.02

01.03

27

Проведение рубежной аттестации

1

Проверочная работа

15.03

Проект «Я дружу с книгой»

28

Уточнение, выбор подтем проекта. Составление плана работы над проектом

1

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом

22.03

29-32

Выполнение проекта

4

Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта

05.04

12.04

19.04

26.04

33

Защита проекта

1

Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!»

03.05

34

Итоговый мониторинг

1

Работа над текстом

17.05

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Виноградова Н.Ф. «Функциональная грамотность младших школьников».Вентана- Граф, 2018г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

https://learningapps.org/index.php?s=чтение

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

https://multiurok.ru/files/sbornik-praktichieskikh-matierialov-po-formirovani.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация методического продукта. Рабочая программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ФГОС -2021

Презентация методического продукта. Программа "Функциональная грамотность"Задачи программы:•формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения;•находить и извлекать...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы...

рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Структура программы соответствует Федеральному образовательному стандарту начального общего образования и включает:Пояснительную запискуСодержание учебного предметаПланируемые результаты освоения учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:развитие экономического образа мышления;воспитание ответственности и нравственного п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную дея...