Метод проектов как деятельностная форма обучения и инструмент достижения образовательных результатов в контексте требований ФГОС
методическая разработка

Островская Наталья Олеговна

Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед педагогами задачу использования методов, технологий и средств, которые направлены на достижение обучающимися метапредметных и личностных образовательных результатов. Стандарты указывают на необходимость применения проблемных и исследовательских методов проектной деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как деятельностная форма обучения и инструмент достижения образовательных результатов в контексте требований ФГОС

Проектная деятельность в контексте требований ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед педагогами задачу использования методов, технологий и средств, которые направлены на достижение обучающимися метапредметных и личностных образовательных результатов. Стандарты указывают на необходимость применения проблемных и исследовательских методов проектной деятельности обучающихся.

Рассмотрим многоаспектность образовательного процесса в процессе применения проектного обучения, метода проектов, проектной деятельности.

Проектное обучение представляет собой дидактическую систему, компонентами которой выступают проектная деятельность и метод проектов. Под проектной деятельностью и методом проектов подразумевается особая педагогическая технология, которая предполагает интеграцию знаний и применение их в практической деятельности.

Метод проектов – это такая система обучения, при которой ученик получает знания и умения в процессе самостоятельной деятельности: планирования и реализации проектов, которые по мере взросления ребенка должны усложняться.

Процесс работы над проектом может быть, как индивидуальным, так и коллективным. В процессе работы над проектом учащиеся должны иметь положительный эмоциональный настрой и чувство удовлетворения. Результатом совместного труда детей должен быть конкретный продукт, реализована ситуация успеха. В процессе проектной деятельности осуществляется самореализация ребенка.

Целью проектной технологии является самостоятельное познание обучающимися различных проблем, имеющих для детей жизненный смысл. Данная технология выстроена на «проживании» ребенком определенного отрезка времени в процессе обучения, на приобщении к элементам формирования научного представления об окружающем мире, конструировании материальных или иных объектов.

Продуктом активного проектирования выступает учебный проект, который представляет собой самостоятельно принятое учеником развернутое решение учебной проблемы. В проекте всегда присутствуют три компонента:

- познавательный;

- личностный;

- творческий.

Какие задачи решает проектная деятельность?

1. Обучение детей навыкам планирования:

- определять цель;

- видеть основные этапы достижения цели;

 - направлять на достижение цели внутренние ресурсы.

2. Развитие навыков сбора и переработки найденной информации.

3. Развитие креативности и критического мышления.

4. Формирование навыка составления письменного отчета:

- составление плана работы;

- умение четко и последовательно излагать информацию;

- знакомство с правильным оформлением источников.

5. Формирование положительного отношения к деятельности, поддержание инициативы и стремления выполнять задачи в срок.

В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются навыки, лежащие в основе критического мышления.

Классификация проектов

На основе ведущего вида деятельности обучающихся доктор педагогических наук Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов: практико-ориентированный, информационный, исследовательский, ролевой, творческий.

- Практико-ориентированный проект. В результате осуществления такого проекта всегда ученики предъявляют готовый продукт (документ, проект).

- Информационный проект. Главная задача деятельности в рамках такого проекта – сбор информации, написание статей, рефератов, репортажей, докладов.

- Исследовательский проект. В таких проектах особое внимание уделяется определению структуры, цели, актуальности, задач и гипотез деятельности.

- Ролевой проект. Представляет собой ролевую игру, в процессе которой решаются учебные задачи.

- Творческий проект. Такой проект может выглядеть как сценарий к празднику, постановка спектакля, изданная стенгазета или сочинение.

По уровню можно определить следующие типы проектов: проекты с привлечением учебного материала одного предмета и межпредметные.

По количеству участников определяют индивидуальные, парные, коллективные, групповые.

Важно отметить, что дети при осуществлении проектов приобретают новые навыки:

- способность самостоятельно овладевать знаниями, применять их для решения новых проблемных ситуаций;

- коммуникативные способности;

- практические умения исследовательской работы.

        В процессе реализации проекта необходимо чтобы действия педагога и обучающихся были скоординированными:

- педагог помогает найти необходимую информацию;

- педагог выступает в качестве источника информации;

- сопровождает процесс реализации проекта;

- дает обратную связь;

-осуществляет поддержку и поощрение ребенка.

Этапы реализации проектной деятельности

        Педагогическая технология разработки проектов не имеет строгого алгоритма деятельности, предполагает творческий подход. Однако педагог должен следить за тем, чтобы дети следовали логике проектной деятельности.

Рассмотрим этапы работы над проектом.

1. Поисковый этап.

Дети совместно с учителем ищут актуальную проблему, анализируют ее. Затем происходит выбор конкретной темы проекта. Далее необходимо разработать план и выбрать поле деятельности. Кроме того, на данном этапе выдвигаются гипотезы и выбираются критерии для оценки деятельности.

Педагог может использовать следующие приемы: мозговой штурм, кластер, фишбоун, идеал, знаю-хочу узнать- узнал, корзина идей.

2. Аналитический этап.

На данном этапе ученики проводят анализ имеющегося массива информации, ищут вопросы, по которым наблюдается дефицит знаний. Затем приступают к сбору информации, поиску вариантов достижения цели. Кроме того, на данном этапе дети совместно с педагогом выстраивают алгоритм деятельности и составляют план реализации проекта. Важно, также, провести анализ имеющихся ресурсов.

3. Практический этап.

Представляет собой выполнение запланированного алгоритма действий с осуществлением контроля над каждым шагом. При необходимости в алгоритм и технологию реализации проекта вносятся изменения.

Педагог может использовать приемы, позволяющие осуществлять анализ и самоконтроль: кластер, дискуссия, лист наблюдений, сводная таблица, ранжирование, диаграммы.

4. Презентационный этап.

На данном этапе дети при поддержке педагога готовят презентационные материалы. При этом осуществляется изучение возможностей использования полученных результатов.

Педагог может использовать следующие приемы: шесть шляп, оценочный лист, лист наблюдений, «толстые и тонкие» вопросы.

5. Контрольный этап.

 Предполагает анализ полученных результатов и оценку качества выполненной работы. Важно, чтобы оценка осуществлялась качественно, а не в виде баллов.

В процессе проведения рефлексии можно использовать следующие приемы: лист наблюдений, лист самооценки, синквейн, эссе, портфолио, знаю-хочу узнать- узнал.

Алгоритм разработки проектного урока

        Для того чтобы проектный урок в полной мере отвечал цели и задачам проектного метода, необходимо при его разработке соблюдать определенный алгоритм:

1. Сформулировать проблемную ситуацию.

2. На основании проблемной ситуации сформулировать проблему с использованием проблемных вопросов («Как …?», «Каким образом..?»).

3. На основании проблемы определяется цель деятельности.

4. Определить шаги достижения цели (определение задач деятельности на каждом этапе решения проблемы).

5. Работа в группах с четким определением регламента.

6. Презентация проекта.

7. Рефлексия.

8. Оценивание результатов деятельности.

По сравнению с традиционными уроками, проектные имеют следующие преимущества:

- помогают эффективно и в короткие сроки развивать УУД обучающихся;

- позволяют формировать проектные умения на основе УУД;

- направлены на повышение учебной мотивации;

- создают необходимые условия для использования знаний на практике.

        Мы видим, что метод проектов является одним из перспективных направлений в деятельности образовательного учреждения. Помимо прочего, это интересное занятие для педагогов и детей. Поэтому, решая использовать метод проектов, учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:

- Что представляет собой «проект» и насколько эта деятельность будет интересной детям?

- Как правильно организовать деятельность учеников?

- Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом?

Метод проектов активизирует обучение детей, делает его личностно ориентированным, позволяет использовать собственный опыт в процессе решения практических задач, приносит удовлетворение ученикам, т.к. они видят результаты своего собственного труда. Проектное обучение может стать как альтернативой классно-урочной системе, так и дополнением других видов обучения.

Список использованных источников:

  1. Лазарев В.С. «Новое понимание метода проектов в образовании» // Проблемы современного образования. – 2011. - №6. - С. 35-43.
  2. Метод проектов. Д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО URL:https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 2014. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов здоровьесозидающей образовательной среды в контексте требований ФГОС НОО

В статье рассматриваются принципы соблюдения научно обоснованных гигиенических нормативов, формирующих внутришкольную среду; принцип соблюдения соответствия учебных нагрузок и педагогических технологи...

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТ

Здоровьесберегающие  технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу....

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ СПОРТ

Наиболее важной задачей  учителя является  работа с учащимися в соответствии с их уровнем физической подготовленностиИспользуемые образовательные технологии  ЗдоровьесберегающиеДиф...

Педагогический проект "Кроссенс как прием достижения планируемых результатов в контексте реализации ФГОС "

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. В первую очер...

Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...

Статья по теме: "Формирование деятельностных способностей младших школьников на уроках литературного чтения в контексте требований ФГОС"

Данная статья может быть полезна учителям начальных классов для заимствования опыта реализации работы в соответствиис системно-деятельностным подходом как в общем виде, так и на уроках литературного ч...