Рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 4 класс 2 вариант обучение на дому
рабочая программа (4 класс)

Юлия Александровна Орлова

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya_4_kl.docx32.97 КБ
Файл dvigatelnoe_razvitie.docx29 КБ
Файл ppd_.docx38 КБ
Файл sensornoe_razvitie_.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающих занятий

по курсу «Альтернативная коммуникация»

5класс

На основании справки клинико-экспертной комиссии ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница Богородское» » № 537 от 01.09.2023  рекомендовано обучение на дому.

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Формирование коммуникативного поведения» для обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью для 1доп.-12 классов разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный «Закон об образовании в РФ» от 29.12.12. №273.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению обучающегося в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Основные задачи

  • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
  • Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
  • Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий.

Личностные и предметные результаты

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Коммуникативные ценности - развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных вопросов. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты освоения программы могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты должны отражать:

1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

• Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

Содержание курса.

 «Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации», «Чтение и письмо».

Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств альтернативной коммуникации. Обучение строится от реального предмета / объекта к абстрактному символу или жесту. Применение метода постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач различного назначения).

Изучение пиктограмм визуального расписания. Использования пиктограмм для коммуникационного взаимодействия. Использования коммуникативных устройств для социального взаимодействия. Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором находится учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к общению.

Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена социальным опытом.

Коммуникация:

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:

-Коммуникация с использованием вербальных средств:

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом), жестом, изображением. Привлечение к себе внимания звуком (словом), жестом. Выражение своих желаний звуком (словом), изображением. Обмен информацией. Обращение с просьбой о помощи, выражение ее звуком (словом), изображением. Выражение согласия, несогласия звуком (словом), изображением. Выражение благодарности звуком (словом), изображением. Прощание с собеседником звуком (словом), жестом, изображением. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы, вопросы к собеседнику.

-Коммуникация с использованием невербальных средств:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответов на вопрос.

Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):

Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действия. Понимание слов. Обозначающих количественное выражение. Понимание местоимений Я, Ты, ОН, ОНА, ОНИ. Называние членов своей семьи, педагогов, одноклассников. Понимание словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий. Следование инструкций 1-3 шага, следование инструкций с предлогами. Категоризации.

Экспрессивная речь.

Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов, субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния. Свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих функции предмета. Употребление слов. Обозначающих количество объектов / субъектов. Соотнесение слов с графическим изображением. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Умение отвечать на вопросы при помощи (звука, слова, визуального изображения).

Чтение и письмо.

Узнавание (различение) образов графем (букв)). Графические действия с использованием элементов графем: обводка. Штриховка, печатание букв. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Чтение небольших текстов (2-3 простых предложения). Ответы на вопросы об информационном содержании текста.

Программа 4 класса рассчитана на 9 часов контактной формы обучения, с учетом проведения уроков 1час в четыре недели.

Разница учебного плана и индивидуальной рабочей программы обучающегося на дому компенсируется неконтактной формой обучения.

Учебно-тематическое планирование

Альтернативная коммуникация

5 класс

Раздел

Всего часов

Контактная форма обучения

Неконтактная форма

обучения

1

Коммуникация

12/3

2

Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации

12/3

3

Чтение и письмо

10/2

ВСЕГО

34/8

Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  •  специально подобранные предметы,
  •  графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
  • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
  • электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства, а также компьютерные программы, например: PicTop, LetMetalc и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.

Календарно - тематическое планирование

по курсу «Альтернативная коммуникация»

 для 5 класса

на 2023-2024 учебный год

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1 четверть -2ч

1

Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека

1

05.09

2

Адекватная ответная  реакция на речь и интонацию человека

1

3

Использование взгляда как средства коммуникации

1

03.10

4

Использование мимики как средства коммуникации

1

5

Использование жеста как средства коммуникации

1

6

Использование звучащего предмета как средства коммуникации

1

7

Использование предметного символа как средства коммуникации

1

                  2 четверть -2ч

8

Понимание слов, обозначающих названия членов семьи

(мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имена членов семьи, педагогов

1

07.11

9

Использование графического изображения как средства коммуникации 

1

10

Использование графического изображения как средства коммуникации 

1

11-12

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

2

13-14

Понимание обобщающих понятий

(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

2

05.12

15

Понимание слов, обозначающих действия предмета

(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

16

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1

 3 четверть – 3ч.

17

Понимание простых предложений

1

09.01

18

Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи

1

19-20

Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты

(посуда, мебель, игрушки,одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

2

21-22

Показ графических изображений, обозначающих действия предмета

 (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

06.02

2

23-24

Показ графических изображений, обозначающих признак предмета

(цвет, величина, форма и др.)

2

25-26

Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий

(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

2

05.03

27

Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

4 четверть -2ч

28

Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак

(я, он, мой, твой и др.)

1

16.04

29

Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.)

1

30

Составление простых предложений с использованием графических изображений

1

31-32

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий

2

21.05

33-34

Написание буквы (слога, слова, предложения)

2

34

9



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий

 «Двигательное развитие»

5 класс 2вариант

На основании справки клинико-экспертной комиссии ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница Богородское» » № 537 от 01.09.2023  рекомендовано обучение на дому.

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной общеобразовательной программой, реализуемой в данном классе.

Реализация рабочей программы предполагается в условиях домашнего обучения. Компенсация особенностей развития обучающихся достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционных занятий «Двигательное развитие» для обучающихся 4 класса  разработана на основе следующих документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12. 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

У большинства детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) имеются грубые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.

Целью является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к произвольному движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Задачи:

1. Мотивация произвольной двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.

2. Освоение новых способов передвижения.

 Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.  

Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

В коррекционном курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
  • развитие зрительного восприятия;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • формирование и развитие реципрокной координации;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения коррекционной работы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  1. Овладение начальными навыками адаптации в классе.
  2. Развитие мотивов учебной деятельности.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты:

1.Восприятие и реагирование на базальные раздражители:

  • умение воспринимать тактильные, вестибулярные/кинестетические раздражители;  умение воспринимать тело как единое целое (осознание границ тела через различные модальности),
  • восприятие различных частей тела;

2.Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:

  • контроль положения головы;  контроль тела в положении лежа, сидя, стоя;  освоение (полное, частичное) двигательных переходов в горизонтальной, вертикальной плоскости;
  • передвижение (перемещение) в пространстве без использования технических средств;

3.Освоение новых двигательных навыков, координации движений. 4.Демонстрация физических качеств:

  • силовые способности, выносливость, гибкость;  
  • способность к статическому и динамическому равновесию;
  • способность ориентироваться в пространстве;
  • умение демонстрировать знакомые действия в незнакомой обстановке, при усложненных условиях выполнения.

5.Самостоятельность в освоении и совершенствовании двигательных умений.

6.Мелкая и общая моторика:

  • умение подстраивать кисть под форму предмета;  
  • умение обследовать предметы с помощью рук с различной помощью взрослого;
  • освоение функциональных действий руками (удерживать, отпускать, брать, отталкивать, тянуть предметы, опираться, использовать различные захваты, выполнять действие одной/двумя руками и т.д.).

7.Сохранение жизненно важных функций организма (дыхание, сердечнососудистая системы, подвижность в суставах и др.)

Содержание коррекционного курса.

5 класс

1.Укрепление мышц спины.

  • Игровые упражнения на формировании правильной осанки: «Делай как я», «Пройди не упади», «Прямая спина».
  • .Формирование знаний о положении тела при правильной осанке.
  • Упражнения на коврике на укрепление мышц спины.
  • Комплекс ОРУ для мышц спины.
  • Комплекс упражнений с гимнастическими палками для мышц спины.
  • Формирование правильной осанки «Книжка», «Кошечка».

2.Укрепление мышц брюшного пресса

  • Упражнения на пресс. Упражнения:«Змея», «Ящерица», «Велосипед».
  • Упражнение с гимнастическим мячом.
  • Комплекс упражнений для укрепления мышц брюшного пресса.
  • Комплекс упражнений с гимнастической палкой.

3.Профилактика и коррекция стоп

  • Упражнения развитие стоп: «Ходьба», «Лошадка».
  • Комплекс ОРУ для стоп.
  • Легкий бег на носках. Ходьба с имитацией походки птиц и животных
  • Ходьба с заданиями для стоп.

4. Развитие и укрепление плечевого пояса

  • Упражнение «Пчелка», «Дощечка», «Мельница».
  • Силовые упражнения в игровой форме у стены и полу.
  • ОРУ для укрепления плечевого пояса.
  • Комплекс упражнений с гимнастической палкой.

5. Укрепление мышц тазового пояса, бёдер, ног.

  • Упражнения в равновесии, «Елочка», «Зайчик», Бабочка».
  • ОРУ для укрепления мышц тазового пояса, бёдер, ног
  •  Ходьба и бег с заданием. Легкий бег, прыжковые упражнения.

6. Развитие вестибулярного аппарата

  • Упражнения в равновесии. Стойка с закрытыми глазами.
  • Ходьба по прямой линии, по кубикам, точкам.
  • Ходьба и бег с заданием.
  • Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке;

7. Оздоровительная гимнастика

  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнения на мелкую моторику.
  • Упражнения на гимнастическом мяче.
  • Комплекс общеразвивающих упражнений.

Программа 4 класса рассчитана на 8 часов контактной формы обучения, с учетом проведения уроков 1час в четыре недели.

Разница учебного плана и индивидуальной рабочей программы обучающегося на дому компенсируется неконтактной формой обучения.

Учебно-тематическое планирование

Двигательное развитие

5 класс (вариант 2)

Раздел

Всего часов

Контактная форма обучения

Неконтактная форма

обучения

1

Укрепление мышц спины.

8/1

2

Укрепление мышц брюшного пресса

4/1

3

Профилактика и коррекция стоп

4/1

4

Развитие и укрепление плечевого пояса

4/1

5

Укрепление мышц тазового пояса, бёдер, ног.

4/1

6

Развитие вестибулярного аппарата

4/1

7

Оздоровительная гимнастика

6/2

ВСЕГО

34/8

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Материально-техническое оснащение коррекционного курса предусматривает:

  • инвентарь для подвижных и спортивных игр и др.
  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, инвентаря;
  • спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи, ленты; сетки, тренажёры, велосипеды и т.д.

Календарно -тематическое планирование

 по программе «Двигательное развитие» в 5 классе

 на 2023-2024 учебный год

Тема

Количество часов

Дата

план

факт

1 четверть -2ч.

1

Укрепление мышц спины. Игровые упражнения на формировании правильной осанки: «Делай как я», «Пройди не упади», «Прямая спина».

1

12.09

2

Укрепление мышц спины Упражнения на формирование осанки. Упражнения: «Кошечка», «Книжка». Игра: «Кошки-мышки».

1

3

Укрепление мышц брюшного пресса. Упражнения на пресс. упражнения: «Змея», «Ящерица», «Велосипед».

1

4

Оздоровительная гимнастика. Дыхательная гимнастика.

1

5

Профилактика и коррекция стоп. Упражнения развитие стоп: «Ходьба», «Лошадка».

1

10.10

6

Развитие и укрепление плечевого пояса. Упражнение «Пчелка», «Дощечка», «Мельница».

1

7

Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. Упражнения в равновесии, «Елочка», «Зайчик»,

1

8

Укрепление мышц спины. Комплекс ОРУ для мышц спины.

1

2 четверть -2ч.

9

Развитие вестибулярного аппарата. Упражнения в равновесии. Стойка с закрытыми глазами.

1

14.11

10

Оздоровительная гимнастика. Упражнения на мелкую моторику.

1

11

Укрепление мышц спины. Комплекс упражнений с гимнастическими палками для мышц спины.

1

12

Укрепление мышц брюшного пресса. упражнение с гимнастическим мячом.

1

13

Укрепление мышц спины. Упражнения на коврике на укрепление мышц спины.

1

12.12

14

Оздоровительная гимнастика. Упражнения на гимнастическом мяче.

1

15

Профилактика и коррекция стоп. Комплекс ОРУ для стоп.

1

16

Развитие и укрепление плечевого пояса. Силовые упражнения в игровой форме у стены и полу

1

3 четверть – 3ч

17

Оздоровительная гимнастика. Развитие мелкой моторики пальцев рук (работа с тренажером).

1

16.01

18

Укрепление мышц спины. Упражнения на коврике на укрепление мышц спины.

1

19

Укрепление мышц брюшного пресса. Упражнения с гимнастическим мячом.

1

20

Оздоровительная гимнастика. Комплекс общеразвивающих упражнений.

1

21

Профилактика и коррекция стоп. Легкий бег на носках. Ходьба с имитацией походки птиц и животных

1

13.02

22

Развитие и укрепление плечевого пояса. ОРУ для укрепления плечевого пояса.

1

23

Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. ОРУ для укрепления мышц тазового пояса, бёдер, ног

1

24

Развитие вестибулярного аппарата. Ходьба и бег с заданием.

1

25

Укрепление мышц спины. ОРУ с гимнастическими палками.

1

12.03

26

Оздоровительная гимнастика. Упражнение на развитие мелкой моторики «Лепка комков».

1

27

Укрепление мышц спины. Комплекса ОРУ для мышц спины.

1

28

Укрепление мышц спины. Формирование знаний о положении тела при правильной осанке.

1

29

Укрепление мышц брюшного пресса. ОРУ с малым мячом.

1

30

Профилактика и коррекция стоп. Ходьба с заданием на стопы

1

4 четверть-1ч

31

Укрепление мышц плечевого пояса. Комплекс упражнений с гимнастической палкой.

1

23.04

32

Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. Легкий бег, прыжковые упражнения.

1

33

Развитие вестибулярного аппарата. Ходьба по прямой линии, по кубикам, точкам,

1

34

Развитие вестибулярного аппарата. Ходьба по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенки.

1

34

8



Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающих занятий по курсу

«Предметно-практические действия»

5 класс

На основании справки клинико-экспертной комиссии ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница Богородское» » № 537 от 01.09.2023  рекомендовано обучение на дому.

Пояснительная записка

Программа коррекционных занятий по курсу «Предметно-практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.  

Цели:

Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с разлными предметами и материалами.

Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренней позиции школьника.

Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.

Социальные: овладение обучающимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Задачи:

Предметные:

- освоение простых действий с предметами и материалами;

- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий;

- формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.

Личностные:

- формирование положительного отношения к обучению и труду;

- развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;

- формирование положительных качеств личности.

Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Социальные:

- овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;

- развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению.

Содержание обучения на коррекционных занятиях предметно-практической деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умственной отсталостью. Выраженные нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры, сенсорное развитие детей осуществляется по разнообразной системе предметно-манипулятивной деятельности и в дидактических играх.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности включается в различные виды деятельности.

Общая характеристика коррекционно-развивающих занятий

Коррекционный курс "Предметно-практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Занятия ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагают обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

Содержание коррекционно-развивающих занятий

Программа состоит из следующих разделов:

Предметно-практические действия

Конструирование

Работа с мозаикой

Работа с пластическими материалами

Работа с бумагой и фольгой

Работа с нитками и тканью

Работа с природными материалами.

Основной формой обучения являются занятия.

Типы занятий:

  • сообщения новых знаний;
  • закрепления полученных знаний и умений;
  • упражнение;
  • обобщение полученных знаний, умений и навыков;
  • проверки и оценки знаний, умений и навыков;
  • повторение полученных знаний;
  • комбинированный.

Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения, познавательные сведения, перечень умений, над формированием которых предстоит работать, виды предметно-практической деятельности, операции и приемы предметно-практической деятельности, перечень изделий, практических работ.

При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями обучающихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения.

Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. 

Личностные результаты:

Минимальный уровень: 

- формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

- овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

- приобретение минимального опыта конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень: 

- формирование   интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- приобретение опыта конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные результаты:

Минимальный уровень: 

- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;

- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал, бумага и картон, нитки, ткань);

- умение фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);

- умение захватывать и удерживать предмет;

- умение сминать лист бумаги;

- умение открывать ёмкости для хранения;

- умение разрывать полоски бумаги на кусочки;

- умение погружать руки в сухой бассейн;

- умение доставать из сухого бассейна предметы;

- умение пересыпать крупы с помощью кулака;

- умение отбирать крупы (единичные представители круп);

Достаточный уровень: 

- освоение простых действий с предметами и материалами;

- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий;

- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умение фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога;

- умение фиксировать взгляд на движущемся предмете или объекте;

- умение захватывать, перекладывать, удерживать предмет в правой и левой руке;

- умение открывать и закрывать ёмкости для хранения;

- умение сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

- умение рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;

- умение выполнять последовательно организованные движения;

- умение играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- умение разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;

- умение погружать руки в сухой бассейн;

- умение доставать из сухого бассейна предметы;

- умение пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;

- умение пересыпать крупы из одного стакана в другой;

- умение сортировать крупы (3 вида);

- умение складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- умение разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями;

- умение играть с педагогом в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- умение узнавать материалы на ощупь, по звуку;

- умение наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

- умение играть с конструктивными материалами.

Содержание коррекционного курса«Предметно-практические действия»

Предметно-манипулятивная деятельность педагога

Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2-3 незнакомых. Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2-3 других. Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога. Наблюдение и прослеживание солнечного зайчика, карманного фонаря. Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)

Работа с природными материалами

Правила поведения на экскурсии в природе. Экскурсия в природу с целью сбора природных материалов. Узнавание, различение, называние растений и собираемых природных материалов (желуди, листья, каштаны). Вместе с педагогом сбор природных материалов (поднимание, отрывание). Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов. Составление букетов из осенних листьев. Подвижная аппликация из сухих листьев. Накладывание совместно с учителем сухих листьев на соответствующее контурное изображение без наклеивания.

Переливание материала (воды) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка др.)).

Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)

Правила работы с тестом и пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские изделия).

Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т.д. Обыгрывание выполняемых действий под руководством педагога.

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: отрывание кусочков теста, пластилина пальцами; сплющивание кусочков теста, пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); «шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пластилину); разрывание кусочков пластилина, теста; раскатывание небольших кусочков теста и пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой.

Работа с бумагой и фольгой

Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах.

Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки», «Листопад», «Овощи рассыпались» и др.

Составление предметных изображений, состоящих из пяти частей. Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений, накладывание их на контурное изображение.

Работа с нитками и тканью

Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание, разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью учителя. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы. Сматывание ниток в клубок.

Действия с предметами:

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко; выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

Захватывание, удержание, отпускание предмет

Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, желтый); по форме (шар, куб); по размеру (большой, маленький).

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета (формы, размера) из 5-6 предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров). Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу. Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру). Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета.  Размещение в ряд различных по размеру предметов.

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.)

Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, почтовый ящик, входная дверь и др.).

Вращение предмета. Закручивание руками закрывающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с гайками и др.), завод механических игрушек, часов.

Сжимание предмета (задание с прищепками) выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету.

Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей. Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости; перекладывание предметов из одной емкости в другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень.

Конструирование

Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение. Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу): ворота, дорожки, тропинки, окно, домики, конура, грибок, качели, стульчик.

Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней: брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели. Заполнение панели мозаикой произвольно. Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики - домики, над домиками флажки - второй ряд из красной мозаики); курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики - курочки, второй ряд из желтой - цыплята).

Нанизывание предметов (нанизывание колец на штырь; нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; нанизывание колец пирамидки с учетом цвета).

Программа 4 класса рассчитана на 8 часов контактной формы обучения, с учетом проведения уроков 1час в четыре недели.

Разница учебного плана и индивидуальной рабочей программы обучающегося на дому компенсируется неконтактной формой обучения.

Учебно-тематическое планирование

Предметно-практическая деятельность

5 класс (вариант 2)

Раздел

Всего часов

Контактная форма обучения

Неконтактная форма

обучения

1

Действия с материалами

16/4

2

Действия с предметами

18/4

ВСЕГО

34/8

Учебно - методическое обеспечение

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. –

СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.- 480 с.

  1. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.
  2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000. 5. Лосев П., Плутаева Е.

Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.

  1. Гаврина С.Е., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. РосмэнПресс, 2006.

Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников

http://www.solnet.ee/ http://www.maam.ru

Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающего курса

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер;

- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

- звучащие предметы для встряхивания;

- предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра);

- вставления (стаканчики одинаковой величины);

- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

- наборы предметов для занятии (типа «Нумикон», Монтессори и др.);

- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей и т.д.);

- мозаики;

- пиктограммы с изображениями занятии, моментов и др. событий;

Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной формы, величины, цвета;

- изображении предметов, людеи , объектов природы, цифр и др.;

- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Предметно-практическая деятельность» в 5 классе

на 2023-2024 учебный год

Наименование раздела и тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

  1 четверть -2ч

Действия с материалами

16/4

1

Предметно-манипулятивные действия

Узнавание, нахождение знакомых предметов среди 2-3 незнакомых.

2

19.09

2

 Пересыпание материала

2

3

Работа с природными материалами аппликация из сухих листьев.

2

17.10

4

Переливание материала. Переливание (воды) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка др.))

2

    2 четверть – 2ч

5

Работа с пластилином. Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце).

2

21.11

6

Работа с бумагой и фольгой Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой.

2

7

19.12

Подвижная аппликация

Составление предметных изображений, состоящих из пяти  частей.

2

8

Работа с нитками

Работа с нитками. Наматывание ниток на катушку. Игра «Кто быстрее?»

2

3 четверть – 3ч

Действия с предметами

18/4

9

 Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия

Использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко.

2

23.01

10

 Захватывание, удержание, отпускание предмета

Умение группировать по цвету, форме, размеру.

Сопоставление предметов.

Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру).

2

11

Встряхивание предмета, издающего звук

Толкание предмета от себя

Вращение предмета

Сжимание предмета (задание с прищепками) 

2

12

 Выполнение простых подражательных движений

Выполнение совместно и по подражанию  действий с предметами.

2

20.02

13

Открывание и закрывание двери, коробок, матрешек.

Складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой.

2

14

Нанизывание предметов

Нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень.

2

15

Конструирование

2

19.03

4 четверть -1ч

16

Работа со счетными палочками.

Складывание из счетных палочек простейших фигур.

2

07.05

17

Работа с мозаикой.

Умение выкладывать узоры из мозаики.

2

Всего

34

8



Предварительный просмотр:

Программа коррекционно-развивающих занятий

по курсу «Сенсорное развитие»

На основании справки клинико-экспертной комиссии ОБУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница Богородское» » № 537 от 01.09.2023  рекомендовано обучение на дому.

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Сенсорное развитие», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. У обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как следствие, дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры нарушения и глубины интеллектуального недоразвития. И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений – коррекционно-развивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТМНР, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей развития личности обучающихся и расширения границ их взаимодействия с окружающей средой.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их нарушения, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

Цели коррекционно-развивающей работы с учетом специфики коррекционного курса: обогащение чувственного опыта детей, компенсация специфических нарушений и расстройств чувственной интеграции конкретного обучающегося, коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-моторной координации, пространственных представлений, поведенческих расстройств используя современные средства и оборудование (сенсорная комната, зал сенсорной интеграции).

Задачи:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

-развитие у обучающихся всех видов восприятия, обогащение их чувственного опыта;

- развитие тактильных и кинестетических ощущений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений.

Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса

Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

- определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

- в предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

- оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

- выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты

- следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

- следить взглядом за движущимся удаленным объектом;

- узнавать и различать цвета объекта;

- слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся источником звука; локализация неподвижного удаленного источника звука;

- соотносить звук с его источником;

- находить объекты, одинаковые по звучанию;

- адекватно реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);

- адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов;

- адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;

- различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы.

- выполнять инструкции взрослого;

- узнавать предметы по запаху и вкусу;

- уметь различать предметы по звуковым и световым различиям;

- знать расположение своего тела, частей тела;

- знать и называть основные цвета, форму предмета, величину;

- уметь пользоваться пластилином, глиной, водой и др.;

- проявлять интерес к познанию и самопознанию;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.

Содержание курса «Сенсорное развитие»

Содержание каждого раздела представлено по принципу - от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

1. Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном, напротив ребенка, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом, прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом, основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, ахроматические цвета: белый, черный, серый, промежуточные цвета: розовый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый.

2. Слуховое восприятие.

Звуковые понятия: громко-тихо, бытовые шумы и звуки природы, музыкальные звуки, высокие и низкие звуки, звуковые понятия: далеко-близко, соотнесение звука с его источником, дидактические игры на слуховое восприятие, дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки), характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки), различение мелодии по характеру (веселая, грустная), подражание звукам окружающей среды, различение по голосу знакомых людей.

3. Кинестетическое восприятие.

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений, движения и позы верхних и нижних конечностей, выразительность движений, горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных ощущений, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры на копирование поз и движений ведущего, различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода), различение материалов по температуре  (холодный, горячий), времена года (лето, зима), (жаркое, холодная), различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый), различение материалов по влажности (мокрый, сухой), различение материалов по вязкости (жидкий, густой).

4. Восприятие запаха.

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).

5. Восприятие вкус

Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёное), обозначение словом вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее).

Программа 4 класса рассчитана на 9 часов контактной формы обучения, с учетом проведения уроков 1час в четыре недели.

Разница учебного плана и индивидуальной рабочей программы обучающегося на дому компенсируется неконтактной формой обучения.

Учебно-тематическое планирование

Сенсорное развитие

5 класс (вариант 2)

Раздел

Всего часов

Контактная форма обучения

Неконтактная форма

обучения

1

Зрительное восприятие.

10/3

2

Слуховое восприятие.

9/2

3

Кинестетическое восприятие.

8/2

4

Восприятие запаха.

3/1

5

Восприятие вкус

3/1

ВСЕГО

34/9

Материально-техническое обеспечение коррекционного курса

Для проведения занятий по сенсорному развитию процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

- игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;

- разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-«маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);

- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

- нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;

- компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.

Календарно - тематическое планирование

 «Сенсорное развитие»

 для 5 класса

на 2032-2024 учебный год

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

план

факт

1 четверть -2ч

1-2

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячами, ежиком.; с материалами – картоном, бумагой,  шелком, вельветом, фольгой, атласной лентой.

2

26.09

3-4

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком, ватой, кусочком металла, резиновым мячиком, деревянным кубиком.

2

5-6

Восприятие предметов по форме: шар-куб, через тактильное взаимодействие с предметами, по размеру: большой-маленький, средний-маленький  через тактильное взаимодействие с предметами.

2

24.10

7-8

Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый, синий зелёный, оранжевый,  голубой, розовы.  Классификация

2

2 четверть – 2ч

9

Части тела. Я и пространство вокруг меня.

1

28.11

10

Дидактическая игра «Сверху – снизу и справа – слева».

1

11

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений.

1

12-13

Составление композиций из геометрических фигур. Дидактическая игра «Соотнеси предметы».

2

26.12

14-15

Развитие общей и мелкой моторики, координации движения. «Тряпичная кукла».

2

3 четверть -2ч

16

Слуховое восприятие. Шумящие коробочки. Звуковые понятия: громкий-тихий.

1

30.01

17

Дидактическая игра «Определи, что слышится». «Слушай и выполняй».

1

18

Бытовые шумы и звуки природы.

1

19

Дидактические игры «Так ли это звучит?» и «Звуки на улице».

1

20

Игры на развитие зрительного восприятия.

1

27.02

21

Размытые картинки.

1

22

Дидактическая игра «Найди картинку» и «На что это похоже?».

1

23

Дидактическая игра «Что забыл дорисовать художник?» и «Дорисуй картинку и раскрась».

1

24-25

Различение материалов по температуре (холодный-горячий), материалов по влажности (мокрый-сухой), материалов по влажности (мокрый-сухой).

2

05.03

26

Дидактическая игра «Точечный рисунок».

1

27

Дидактическая игра «Найди пару». Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»

1

28

Дидактическая игра «Сложи картинку» и «Разрезные картинки».

1

29

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом.

1

09.04

30

Сравнение разных запахов. Дидактическая игра «Овощи и фрукты». Обоняние.

1

31

Дидактическая игра «Коробочки с запахами».

1

32

Знакомство с понятием «вкус».

1

14.05

33

Различение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый.

1

34

Различные продуктов по консистенции (жидкий, вязкий, твердый, сыпучий).

1

ИТОГО

34

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 1 класс, вариант обучения 7.1 и 7.2

Данная методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, работающих с детьми с ОВЗ. Занятия проходят 3 раза в неделю. Всего 33 учебных недель....

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий 2 класс (вариант обучения 7.2)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для 2 класса составлена с учётом примерной программы основного общего образования, на основе ФГОС второго поколения, адаптированной образовательной п...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....

Рабочая программа" Коррекционно-развивающие занятия "5 класс (2 вариант) обучение на дому

Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью  направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" 6 класс 1 вариант обучение на дому

Рабочая программа по коррекционному курсу  «Логопедические занятия» составлена на основе:Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2...