РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ АКТИВНУЮ РАБОТУ СО СЛОВОМ.
статья

Батина Надежда Александровна

Как на уроках русского языка воспитывать вкус к речи и к слову, как основной единице речи, чтобы дети ощущали удовольствие от речи, подмечали её «вкусности» и испытывали потребности изъясняться красиво, понятно, грамотно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ЧЕРЕЗ АКТИВНУЮ РАБОТУ СО  СЛОВОМ.

«Ученье, лишённое всякого интереса                                                                               и взятое только силой принуждения …                                                                                       убивает в ученике охоту к ученью,                                                                                             без которой он далеко не уйдёт».

К.Д.Ушинский

Не секрет, что познавательный интерес является мотиватором, внутренней потребностью к познавательной деятельности. Познавательный интерес – это база, на которой строится обучение. Он совершенствует процесс обучения, стимулирует самостоятельность, творческую активность, побуждает к самообразованию.

Познавательный интерес не возникает самопроизвольно из потребностей, поэтому его необходимо формировать и развивать с начальной школы, так как в этот период происходит выявление задатков и способностей ребёнка, происходит формирование его убеждений и потребностей в различных видах деятельности.

В идеале мотивация к изучению русского языка у ученика начальной школы могла бы звучать так: «Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живет в России. Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой. Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей. Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность – это показатель моей культуры. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».

Из опыта работы (личного и других учителей) наблюдаю, что уроки русского языка редко относятся к числу любимых школьных предметов. Чаще среди любимых называют математику. Многие первоклассники  не любят уроки письма, так как приходится  много писать, выполнять однообразную работу. Есть дети, которые просто боятся уроков развития речи. Для них написание изложений и сочинений – просто мука. Кто-то испытывает сложности в усвоении теоретического материала по предмету, что тоже сказывается на снижении познавательного интереса.

Изучение русского языка в начальной школе предусматривает решение следующих практических задач:

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности к творческой деятельности, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Основной языковой и речевой единицей является слово.

В «Лексикологии современного русского языка» Николая Максимовича Шанского  определение  слова дается, например, путем указания на признаки слова в отличие от фонемы, морфемы и словосочетания. Из многих признаков слова основными, наиболее необходимыми для его характеристики являются

Слайды 3-6

  • Фонетическая оформленность,  т. е. наличие у слова определенного  звукового состава.
  • Наличие у слова значения, которое закреплено за ним  в сознании всех говорящих  на данном языке в процессе  исторического развития.
  • Лексико-грамматическая  отнесенность слова, т. е. принадлежность  его к определенной части речи  и — в соответствии с этим  — наличие определенных морфологических  и синтаксических свойств.
  • Непроницаемость слова,  т. е. внутрь слова нельзя вставить другое слово или словосочетание.
  • Недвуударность: слово  не может иметь более одного  основного ударения.

Слайд 7

Исходя из изложенных выше признаков слова, Н. М. Шанский предлагает такое его определение: «Слово —  это лингвистическая единица, имеющая (если она не безударна) в своей  исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью».

В связи со своей многогранностью, оно и изучается с различных сторон: и звучание, и значение, и состав слова, и орфография, слово как часть речи и член предложения, уместное, грамотное употребление в определённом контексте.

Невозможно изучать эти составляющие по отдельности, так как слово является совокупностью всего перечисленного.

Однажды я встретилась с такими выражениями, как «вкусное слово», «сказать вкусно». Это привело меня к мысли о том, что на уроках русского языка необходимо воспитывать вкус к речи и к слову, как основной единице речи, чтобы дети ощущали удовольствие от речи, подмечали её «вкусности» и испытывали потребности изъясняться красиво, понятно, грамотно.

Для решения этих задач я использую в работе следующее:

Во-первых, необходимо  привести детей к пониманию сущности слова, как основной лексической номинативной единицы. С первых уроков дети узнают, что каждое слово имеет определенное значение, и чтобы выразить свою мысль, необходимо подобрать подходящее слово.

Группа упражнений, в которых предлагается сказать слово, чтобы назвать предмет, совокупность предметов, признак предмета, действие предмета, сюжетный рисунок (фото), пейзаж.

Вот пример работы с иллюстрацией на первом уроке обучения грамоте по учебнику «Азбука» В.Г. Горецкого.

Слайд 8

Дети выделяют предметы на рисунке и называют их словом. Происходит соотношение предмета и слова, предмет может быть один, а назвать его можно разными словами.

  • Что вы видите на рисунке?
  • Как называется хлеб такой формы?
  • Что расположено сверху на каравае?
  • Когда, в каких ситуациях используется это сочетание – хлеб, соль?
  • А может кто-то из вас назвать страну, о которой хотел рассказать художник? Это наша страна или чужая? Как вы это определили?

Работа со словами «Родина», «Отчизна», «Россия», «Русь», «русский язык»

  • В России проживает много народов, которые разговаривают на разных языках, а русский является нашим общим языком, на нём могут общаться все народы и понимать друг друга.
  • Послушайте, как красиво сказал про русский язык писатель К.Г.Паустовский.
  • Вы тоже уже хорошо умеете говорить, рассказывать, что-то объяснять, сколько хороших слов вы назвали по рисунку. Изучая русский язык, вы узнаете ещё множество новых слов, разгадаете все их секреты.

Важно подвести к пониманию того, что слово – это не сам предмет, а только его название. Это можно показать на практике, выполняя различные манипуляции с предметами.

Узнать предмет на ощупь, по запаху, по звуку, на вкус, увидеть, а называть при этом слово. Вывод: слышу, вижу, ощущаю предметы – говорю слова!

При аналитической деятельности слово называет конкретный предмет, при обобщении – группу, совокупность схожих предметов.

Аналитико-синтетическая деятельность эффективна при выполнении словарно-логических упражнений:

  • Найди лишнее
  • Назови одним словом
  • Раздели слова на группы
  • Найди общее

Слайд 9

Рассуждая о значении слов, дети обнаруживают, что слово существует тогда, когда оно имеет значение, нет  значения – нет слова. Предмет можно назвать разными словами (синонимы), или одним словом назвать разные предметы (омонимы), и предметы, имеющие сходство (многозначность). В Азбуке встречается много упражнений с такими словами.

Понравились упражнения, описанные в статье «Значение слова в речевом общении школьников» (Начальная школа» № 9 за 2020 год).

Для того чтобы ребенок осмыслил природу и сущность значения, а также единство значения и формы слова, следует использовать специальные упражнения.

Слайд 10

1. Прямоугольник разделим на 16 одинаковых частей. По горизонтали обозначим: голова, туловище, конечности, хвост. По вертикали расположим названия самых разных, непохожих друг на друга животных. Поставим в любом порядке крестики в каждом столбце клеток. Что мы видим? У нас появилось некое неведомое существо с головой, туловищем, конечностями, хвостом от разных животных. Ответим на вопросы: Кто оно? Где оно обитает? Чем питается? Может ли ужиться с человеком? И т.д. Ребенок наблюдает рождение значения слова. Далее мы попытаемся дать определение предмету: какой он?, что делает? и пр. Наконец, назовем это существо (придумаем ему название). Значение приобретет звуковую форму, и мы будем иметь дело со СЛОВОМ.

2. С формой и значением слова можно «поиграть». Подберем к данным словам определения:                                                                                                                         корабль — ..., ..., ...                                                                                                                  

дерево — ..., ..., ...

Заметим, что между словами существует грамматическая и смысловая связь. Сохраним грамматическую, но нарушим смысловую связь слов. Для этого определения к слову корабль отнесем к слову дерево, и наоборот. Получим, например, словосочетание «быстроходное дерево».

Детям дается задание: к форме быстроходное дерево подобрать или придумать значение (назвать подходящий предмет или явление). Что это? Может быть, Буратино, убегающий от Карабаса-Барабаса?

Игры со словами могут быть разными. Чаще, конечно, используются во внеурочной работе. На неделе русского языка в 4 классе проводилось мероприятие «Слово о словах», а в 1 классе  на масленицу устроили грамматическое чаепитие. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или конца, всё же сохраняется смысл.

Слайд 11

Такая известная игра есть со словом «ПОБЕДА». 


-В какой гостинице вы жили? 
- «Победа». 
-Чего вы ждали? 
-Обеда. 
-Что случилось? 
-Беда. 
-Что пропало? 
-Еда. 
-Вы кричали? 
-Да! 
-Что? 
-А! 

Слайд 12

Сценка:

- Здравствуй! 
-Привет! 
-Что ты несёшь? 
-Несу разные вещи. 
-Несуразные? Почему они несуразные-то? 
-Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел… 
-Что не сумел? 
-Отстань! 
-Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то? 
-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. 
-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь? 
-Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал «Ему же надо будет», понадобится, значит. 
-Вот оно что… 
- А ещё у меня есть новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. 
- Тамарка? 
- Ага. 
-И ничего, симпатичная? 
-Красивая, зелёная такая. 
-То есть как? 
-Зелёного цвета. 
- Постой, постой… это что же: у неё волосы что ли зелёные? 
- У кого волосы? 
-Да у Тамарки-то. 
- Что-о?! 
-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»… 
- Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована. 
-Ага, всё-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил. 
-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда! 
-Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи. 
-А ну тебя… 
-Да! Стой, стой! 
-Ну что ещё? 
-Передавай привет. 
-Кому? 
-Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене… 

Слайд 13-14

Слайд 15

На уроках обучения грамоте использую дополнительный материал из рабочей тетради. Это ребусы, загадки, задания на звуковой состав слова, употребление слова в речи.

Слайд 16

При знакомстве с приёмом звукоподражания предлагаю детям подобрать самостоятельно такие слова, чтобы они «пошуршали», «поскрипели», «позвенели» и т.д.

Работа над словами может строиться с позиции исследователя слов. В процессе работы у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте. Исследование можно поводить прямо в классе, по группам или дома, с помощью родителей. Свою работу ребятам нужно оформить красиво. Если 1 и 2 классах для исследования можно выбирать простые слова, связанные любой темой, то в 3 – 4 классах можно выбирать более сложные слова на тему человеческих отношений, такие, как гостеприимство, верность, милосердие, доброта, такт, отзывчивость, добросовестность, чуткость  нет!

По своему желанию ребята выбирают из группы понравившееся слово и работу строят по примерному плану:

  1. Слово и его лексическое значение (из толкового словаря)
  2. История происхождения слова (из этимологического словаря)
  3. Слово и его родственники (однокоренные слова)
  4. Синонимы
  5. Антонимы
  6. Фразеологические обороты (из фразеологического словаря)
  7. Пословицы, поговорки, сказки, загадки, народные песни
  8. Слово в названиях произведений литературы
  9. Слово в названиях (газет, журналов…)
  10. Слово в названиях картин художников, художественных фильмов
  11. Слово в иллюстрациях и рисунках
  12. Слово и своё творчество (свои стихи, рассказы, сказки)

Оцениваться должна грамотность, полнота, логика, оригинальность, свое литературное творчество, изобразительность.

Элементы исследования включаю в уроки.

Слайд 17

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Значения приставок. Образование слов с помощью приставок.

Тип урока: урок открытия нового знания.

  1. Чистописание

Дима      Дима   __________

подпол ________

пальчики оближешь – очень вкусно

п ____________________________

стол, столу, стола, столе

____________________________

- Найдите собственное имя существительное.

- Обведите его.

- Измените форму слова.

- Запишем слово в другой форме. (у Димы, Диму)

- Что изменилось в слове при изменении его формы? (окончание)

- Выделите окончания в формах слова.

- Найдите слово, которое представлено в разных формах. (стол, столу…) 

- Чем отличаются формы слова?

- Назовите окончания.

- Запишите по образцу.

- Найдите слово, которое состоит из двух частей. (подпол)

- Назовите корень слова. (пол)

- Значит,  с чем будет связано лексическое значение слова? (с полом, нижним настилом в доме, в квартире и т.п.)

- Объясните лексическое значение слова. (подпол – это помещение, которое находится внизу, под полом)

- Запишите по образцу.

- Благодаря какой части слова получилось слово со значением находиться внизу, под чем-то. (приставке под-)

- Что мы называем приставкой?

- Прочитайте словосочетание. В прямом или переносном значении оно употребляется в речи? (в переносном, это фразеологизм)

- На что нужно обратить внимание при записи?  (дети называют орфограммы и подчеркивают)

- Спишите, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

- Есть ли здесь слова с приставками? (оближешь, приставка об-) 

- В начальной форме? … облизать. Что это значит? (со всех сторон, вокруг,  всю поверхность)

- Какая часть слова придала  это значение?

Самоопределение к деятельности.

- Итак, в чистописании нам встретились два слова с приставками.

Слайд 18

На доске:

             Под-                                                                               Об-

Нижняя часть чего-то,                                        Вокруг, со всех сторон,

находиться внизу, под чем-то                                  всю поверхность

           подпол                                                                    облизать    

- А сохранится ли значение этих приставок в других словах?

- Ваши гипотезы? (дети высказывают предположения)

- Проверим?

- В левом столбике слово, какой части речи? Т.е. называет … (предмет)

- Посмотрим, есть ли в классе предметы, находящиеся под чем-то.

- Это что? (учитель показывает на окно)

- А под ним? (подоконник)

- Это книга. А предмет, который вы ставите под книгу, он удерживает книгу. Это … (учитель показывает подставку под книги)… (подставка)

Левый столбик дополняется словами:

подпол

подоконник

подставка

- В правом столбике слово,  какой части речи? (глагол)

- Т.е. обозначает … (действие)

- Языком облизать. А носом? (обнюхать) А глазами? (обсмотреть)

Правый столбик дополняется словами:

облизать

обнюхать

обсмотреть

- Что получается? Какой вывод можно сделать? (У каждой приставки свое значение. Она вносит это значение в слово)

На уроке дети изучали языковой материал из упражнений и выясняли значения приставок, схожесть этих значений в разных словах.

Ещё хочу обратить внимание на то, что интерес к материалу снижается, когда ученик в нём слабо разбирается, путается в понятиях, категориях. Чтобы всё было по полочкам,  использую схемы – опоры (части речи, виды предложений, члены предложения).

Слайд 19

Дети часто путают члены предложения  и части речи. Объясняю эти темы, проводя аналогию с людьми. Слова – это люди, а члены предложения – это те роли, которые люди выполняют. Существительное может быть начальником, главным членом предложения, а может подчинённым, т.е. второстепенным. Встречала приём, в котором части речи представляли вагонами поезда, а пассажиры – это члены предложения.

Слайд 20

Большую помощь в развитии познавательного интереса к слову оказывает этимология. Помогает  приучать ребенка в своей познавательной деятельности обращать внимание на слова, учить его «встречаться» с каждым словом, «знакомиться» со словом, «дружить» с ним. Необходимо воспитывать отношение к слову как части нашей национальной культуры. Приведу примеры из двух занятий, с которыми участвовала в конкурсе «Нешкольный неурок»  в рамках проекта ШколаРосатома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Влияние стимулов на развитие познавательного интереса и познавательной активности младших школьников.

В материале даётся обоснование работы по развитию познавательного интереса  у младших школьников на уроках литературы и русского языка, влияние внешних и внутренних стимулов на познавательную акт...

Развитие познавательных интересов у учащихся через групповую работу на уроках окружающего мира.

  Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе.  Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совмес...

Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках изобразительного творчества

В наш компьютерный век , при такой доступности информации наблюдается "страшная" тенденция молодого поколения - пассивное  восприятие  окружающего мира. Снижается познавательный интерес , пр...

Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства

Презентация по теме: " Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства"...

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...