Программа тьюторского сопровождения
рабочая программа

Дроздова Наталья Владиславовна

Программа для реализации рассчитана на один год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА  ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»              

  1. Актуальность проекта

Системные изменения, происходящие в российском образовании, требуют от методических служб новых, современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.

Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования. Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.

  1. Цель и задачи проекта

Цель данного проекта – разработка и реализация программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература.

  1. Целевая группа проекта

Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования

  1. Объект и предмет исследования

Объект исследования: процесс преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература».

Предмет исследования: приемы, формы, методы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в условиях реализации ФГОС ООО.

  1. Проектное решение

Реализация  «Программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» на основе проектной технологии с созданием инициативной группы.

  1. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта:   март-декабрь 2022 года.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный: март-апрель 2022 года.
  1. Формирующий: май-октябрь 2022 года
  2. Обобщающий: ноябрь-декабрь 2022 года

Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1  Теоретическая подготовка    предполагает определение уровня профессиональной компетентности учителя.

Задачи этапа:

а) определить уровень теоретической и методической подготовки учителя;

б) проанализировать результаты практической деятельности педагога;

в) проанализировать интересы и запросы педагога в сфере его деятельности;

г) определить уровень готовности специалиста к дальнейшему образованию;

д) исследование собственных возможностей и ограничений (уровень компетентности, предпочтения в методиках и др.);

е) создание благоприятного психологического микроклимата, атмосферы сотрудничества, снятия барьеров в общении педагогов с тьютором и друг с другом.

1

Сбор информации об учителях района:

ФИО, школа, стаж, категория, прохождение курсов по ФГОС, участие в конкурсах, результаты олимпиад, награды, обобщение опыта, телефон, e-mail, тема самообразования

ШМО

Март

Руководитель РМО совместно с руководителями ШМО

2

Анкетирование педагогов с целью определения уровня их практической готовности  к работе

ШМО

Март

Руководитель РМО

3

Создание рабочей группы с целью выявления реперных точек в деятельности педагогов

На базе РОО

Март

Методист ОО

4

Изучение планов работы ШМО за последние 2 года, а также тем самообразования учителей-предметников  

На базе РОО

Март

Руководитель РМО

5

Изучение материалов по инклюзивному образованию

ШМО

Март

Учителя-предметники

Этап 2. Практическая деятельность

Цель этапа:  формирование потребностей, мотивов и целей, отражающих побуждения учителя к самосовершенствованию и стремления к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений.

Задачи этапа сформировать:

а) в области знания и понимания - потребность в новых знаниях;

б) в области опыта осуществления способов деятельности - потребность в овладении различными умениями;

в) в области опыта творческой деятельности – потребность в преобразовании окружающей действительности;

г) в области опыта эмоционально-ценностных отношений - потребность в общении, в построении нормативных отношений по поводу изучаемого материала;

1

Изучение нормативной базы, создание  банка данных

ШМО

Март

Руководитель ШМО

2

Корректировка  тем самообразования педагогами с учетом реализации обновлённых требований ФГОС ООО

ШМО

Март

Учитель-предметник

Руководитель ШМО

3

Тестирование педагогов с целью выявления  уровня владения  информацией по обновлённым требованиям ФГОС ООО

ШМО

Март

Руководитель ШМО

4

Рекомендации педагогам пройти курсы повышения квалификации по тематике реализации обновлённых требований ФГОС ООО

ОУ

Март-июнь

Директора ОУ

5

Создание маршрутной карты учителя

ШМО

Март

Руководитель РМО

6

Формирование банка данных успешных практик и опыта введения                         и реализации обновлённых требований ФГОС ООО

На базе РОО

Март-декабрь

Методист РОО.

Рабочая группа

7

Проведение  индивидуальных и групповых консультаций  с целью преодоления трудностей дидактического и методического характера    

На базе школ района

Март - декабрь

Методист РОО,  рабочая группа

8

Проведение семинара по разработке рабочей программы по предметам «Русский язык»  и «Литература»

На базе школ района

Май  

Рабочая группа

9

Проведение фокус-семинаров:

«Знакомство с УМК по русскому языку и литературе в соответствии с обновлёнными требованиями ФГОС»;

«Работа над созданием ИОП»

«Формирование УУД на уроках русского языка и литературы»

«Система оценки в соответствии с ФГОС»

На базе школ района

Март-апрель

Методист РОО совместно с рабочей группой

10

Проведение мастер-классов:

«Проектная деятельность как форма творческой работы на уроках русского языка»,

«Системно – деятельностный подход в преподавании литературы  в среднем звене»,

 «Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы»

На базе школ района

Апрель -май

Методист РОО совместно с рабочей группой

11

Составление аналитического отчета по результатам реализации проекта «Программа тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

РМО

декабрь

Тьютор совместно с рабочей группой

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Краткосрочные  результаты  — определение уровня профессиональной компетентности учителя, интересов и запросов педагога в сфере его деятельности, создание программы «Тьюторское сопровождение преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература», реализация проекта.

Долгосрочные результаты  –  пополнение общих и профессиональных знаний педагога,  совершенствование учебно-познавательных и профессиональных умений в условиях обновлённых требований ФГОС, повышение качества преподавания, повышение уровня подготовленности учащихся в ходе реализации проекта.

  1. Оценка эффективность проекта

Предполагаем, что программа будет эффективной, так как в программе предусмотрены диагностические шаги по определению уровня компетентности педагогов и их готовности к переходу обновлённых требований ФГОС ООО, а также запланированы ряд мер, направленных на формирование потребностей и мотивов, способствующих формированию  учебно-познавательных и профессиональных умений педагогов.

9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:

  1. Разработка образовательной организацией нормативно-правовой базы в реализации ФГОС ООО
  2. Владение учителями методологическими, технологическими и аналитическими компонентами
  3. Умение составлять КИМы для 5 класса
  4. Проектирование уроков с учетом формирования УУД
  5. Осуществление принципов системно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка и литературы

Список использованных документов и источников информации

1. Беспалова Г.М. Тьторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://www.mioo.ru/

2. Волошина Е.А. Тьюторство: поиск гуманитарной технологии в рамках педагогической./ В сб. Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания. Томск, 2000.

3. Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий  – М: ЦИТО, - 2002г.

4. Загребельная С. В. Реализация технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации учителей, изд-во Тамбов, 2005г.

5. Змеев, С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов / С.И. Змеев. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 152 с.

6. Ковалева Т.М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика./ В сб. Открытое образование и региональное образование: образование как сфера интересов инновационных сообществ. Томск, 2002.

7. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]/ http://www.mioo.ru/.

8.  Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения...

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

   Программа ориентирована на непосредственное взаимодействие педагога и учащегося. Она разработана с целью определения единых подходов в организации тьюторского сопровождения обучающ...

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОГРАММА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (вариант 8.2. ФГОС НОО для ОВЗ)....

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения...

Программа тьюторского сопровождения

Программа тьюторского сопровождения  ребёнка с РАС...

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса.  Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Программа тьюторского сопровождения

Рабочая программа тьюторского сопровождения...