Программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (4 класс)

Корх Виктория Викторовна

34 часа в год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_zanimatelnaya_matematika_2.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Рабочая программа курса  внеурочной деятельности «Занимательная математика»  составлена на основании:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября

2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10». Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях);

    Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной

деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

         ООПНОО МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;

         Устава МБОУ «Седельниковская СШ № 1»;

         Авторской программы с использованием примерной программы внеурочной деятельности для обучающихся  начальных  классов: общекультурное  и духовно-нравственное направление в воспитании и развитии детей. Автор: И.В. Карпеева - Омск: БОУДПО «ИРООО» и адаптирована во внеурочной деятельности в МБОУ «Седельниковская СШ № 1». 

       Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

       Задачи:

- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;

- повышение математической культуры ученика;

- воспитание настойчивости, инициативы;

- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

           Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах, ВПР.

В основное содержание программы включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листках бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).    При организации занятий  целесообразно использовать принципы игр «Ручеек», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

     Сроки реализации программы: программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).     Контроль:

  • тестирование;
  • участие в интеллектуальных играх;
  • практические работы;
  • участие в олимпиадах;
  • проекты;
  • экскурсии.

I. Результаты освоения   курса ВУД

ЛИЧНОСТНЫЕ

- умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного  характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

-  решать проблемы творческого характера;

- адекватно воспринимать оценку;

-  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- овладения способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Познавательные УУД

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- умение добывать новые знания.

Коммуникативные УУД

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- умение договариваться;

-  умение работать в паре, группе, коллективе;

- умение отстаивать при необходимости свою точку зрения;

- высказывать собственное мнение и аргументировать его.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками.

II.  Содержание   курса ВУД с указанием форм организации и видов деятельности

Числа.  Арифметические действия. Величины. (6 ч.)

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы.

Создание проекта «Математические фокусы».

Мир занимательных задач. (18 ч.)

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика. (6 ч.)

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием,

объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии,

анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Наставничество «ученик- ученик». (4 ч.)

Проведение игры – КВН «Решай, отгадывай, считай».  Математический праздник.

III. Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

ЦОР/ЭОР

Числа. Арифметические действия. Величины. (6 ч.)

1

Числа -великаны

2

https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-po-teme-chislavelikani-3894312.html?ysclid=ldrcb04kas662635649

2

Римские цифры

2

https://infourok.ru/kruzhkovoe-zanyatie-po-matematike-rimskie-cifri-kl-umk-nsh-veka-700142.html?ysclid=ldrcbyfkwg148800831

3

Числовые головоломки

2

https://infourok.ru/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-po-teme-chislovie-golovolomki-2403456.html?ysclid=ldrccvgnf4568419905

Мир занимательных задач. (18 ч)

4

Задачки на раскачку

4

https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-zanimatelnaya-matematika-na-temu-logicheskie-zadachi-klass-3722005.html?ysclid=ldrcdp07td81933448

5

Секреты задач

2

https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-zanimatelnaya-matematika-na-temu-logicheskie-zadachi-klass-3722005.html?ysclid=ldrcdp07td81933448

6

В царстве смекалки

2

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/06/19/viktorina-v-tsarstve-smekalki-matematika?ysclid=ldrcekm6bd81775169

7

Задачи со многими возможными решениями

4

https://урок.рф/library/zanimatelnaya_matematika_133057.html?ysclid=ldrcf9bxhs780505302

8

Математическая копилка

2

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-matematika-na-temu-matematika-nash-drug-klass-3332858.html?ysclid=ldrcg0m6gi392530448

9

Математический лабиринт

2

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-matematika-na-temu-matematika-nash-drug-klass-3332858.html?ysclid=ldrcg0m6gi392530448

10

Решение жизненных задач

2

https://infourok.ru/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-reshenie-zhiznennyh-zadach-4-klass-6127951.html?ysclid=ldrcgs5vz1662734924

Геометрическая мозаика. (6ч)

11

Занимательное моделирование

2

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2017/01/05/vneurochnoe-zanyatie-po-matematike-modelirovanie?ysclid=ldrchevn2q732952086

12

Объемные фигуры

2

https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-kruzhka-matematika-i-konstruirovanie-na-temu-obyomnye-figury-tela-prezentaciyaye-5493798.html?ysclid=ldrci4zouy38671579

13

Геометрические фигуры вокруг нас

2

https://infourok.ru/geometriya-vokrug-nas-4-klass-5364678.html?ysclid=ldrcitjjpy877338262

                       Наставничество «ученик-ученик» (4 ч.)

14

Решай, отгадывай, считай

2

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/04/19/konspekt-vneurochnogo-zanyatiya-zanimatelnaya-matematika?ysclid=ldrc9p1e5z24641384

15

Математический праздник

2

https://infourok.ru/vneurochnoe-zanyatie-na-temu-zanimatelnaya-matematika-4-klass-6095919.html?ysclid=ldrcjgqqdp662350543

                                                                                                                  Итого:

34 часа

 

  IV. Перечень учебно-методического, материального обеспечения

Учебно-методическая литература:

  1. Игнатьев Е.И. « В царстве смекалки» - М. Наука, 2002
  2. Кордемский Б.А.,  Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел»- М. Просвещение, 2016
  3.  Ященко И.В.,  Вольфсон Г.И.,  Высоцкий И.Р.  «Математика. ВПР». Издательство «Экзамен», Москва, 2021

    Технические средства обучения:

  1. Ноутбук
  2. Мультимедийный проектор.
  3.  Экран

    Оборудование:

1. Ученический стол

2. Стул

3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»  разработана на основе авторской программы  Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Занимательная математика" 2кл....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование 4 класс" 2019-2020 гг.

Рабочая программа по курсу внеурочной  деятельности "Математика и конструирование 4 класс" разработана на основе авторской программы «Математика и конструирование» С.И.Волко...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика с увлечением" для 4 класса

Дополнительная общеразвивающая  программа    «Математика с увлечением»   для 4  класса, 34  часа    составлена на основе  авторской п...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Математика с увлечением" (2 класс)

Авторской программы «Математика с увлечением» заключается в том, что предметные знания, умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком явл...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности« Математика и конструирование»

Цель курса: развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы. Дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека.Задачи...