Проектная деятельность в начальной школе
статья

Юшина Наталья Сергеевна

Выступление на семинаре по проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему «Проектная деятельность в начальной школе».

(Слайд № 2)В новых ФГОС сказано, что одной из приоритетных задач современной школы является создание условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся. В связи с этим большое внимание в начальной школе уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

Что же такое проект с точки зрения обучающегося? Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала,  развитие умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

(Слайд№3)Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

 (Слайд № 4)Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

(Слайд № 5)Многие учёные отмечают, что дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Именно поэтому уже в  начальной школе можно вводить элементы проектирования (в классическом понимании слова «проектирование»), закладывать основы исследовательской деятельности, т.е. вести подготовку к проектной деятельности в средней и старшей школе, создавая условия, которые будут способствовать развитию заложенной  в каждом ребенке творческой активности.

(Слайд № 6 )В начальной школе мы проводим:

Исследовательские проекты имеют четкую  продуманную структуру,  которая практически совпадает со структурой  реального научного исследования: актуальность темы;  проблема, предмет и объект исследования;  цель, гипотеза  и вытекающие из них задачи исследования;  методы исследования:  наблюдение, опыты,  эксперименты;  обсуждение результатов,  выводы и рекомендации.  Исследовательские проекты  -  одна из наиболее  распространенных форм  данного вида деятельности. Это  практические  и  лабораторные работы, доклады,  выступления,  дневники наблюдения  и  т.д.
        
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры  совместной деятельности  учащихся  -  она только намечается  и  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.  Это может быть  стенная  газета,  сценарий праздника,  театрализации, видеофильм,  плакат,  школьный журнал  интересных дел  и  т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.

        Приключенческо-игровые проекты  требуют большой подготовительной работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

        Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
           
Информационные проекты  направлены на сбор информации  о  каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее  анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

По продолжительности мы проводим мини-проекты, которые укладываются в 1 и менее урок; краткосрочные проекты (4-6 уроков), недельные проекты и годичные проекты.

В использовании проектного метода мы считаем наиболее зффективной такую последовательность: от недолговременных однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Не буду рассказывать о методике работы над проектом, об этапах работы (на эту тему есть много литературы), скажу лишь о том, что работая над любым проектом, мы должны соблюдать 5 требований, 5 «П»:

(Слайд № 7) Проблема-проектирование(планирование)- поиск информации- продукт- презентация.

Выделяют ещё шестое «П» - портфолио, то есть папка, в которую собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчёты.

(Слайд № 8) Перед началом работы дети получают

Опорную схему работы над проектом:

  1. Тема: выбрана учеником или предложена учителем.
  2. Цель: звучит лаконично, отражает тему проекта (написать, узнать, доказать, составить, сделать и т.д.)
  3. Задачи: шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели (изучить, описать, привлечь…).
  4. План действия:

- последовательность и сроки;

- подобрать и изучить литературу;

- изучать информацию в сети Интернет;

-подобрать фотографии, фильмы;

- провести наблюдения, опыты, опросы людей;

-выполнить рисунки, модели, схемы;- сравнить полученные результаты;

- подготовить презентацию

5. форма проекта (продукт, макет, модель, газета, журнал, буклет, карта, справочник, фотоотчёт, фильм, игра, праздник, экскурсия);

6. Защита проекта: демонстрация полученного продукта, выставка, аукцион, экскурсия, спектакль, концерт, демонстрация видеофильма, модели).

Видеоряд…..

В заключение хочется отметить, что понятие «ПРОЕКТ»  вброшено в российскую педагогику, но всё же не осмыслено до конца. Нельзя не согласится с мнением отечественных и зарубежных педагогов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становится некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения».

Но ясно одно, что проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!

Этапы работы над проектом можно представить в виде

следующей схемы:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

 определение руководителей проектов;

 поиск проблемного поля;

 выбор темы и её конкретизация;

 формирование проектной группы.

ПОИСКОВЫЙ

 уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;

 определение и анализ проблемы;

 постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

 анализ имеющейся информации;

 сбор и изучение информации;

 поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений),

построение алгоритма деятельности;

 составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

 анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

 выполнение запланированных технологических операций;

 текущий контроль качества;

 внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

 Подготовка презентационных материалов;

 Презентация проекта;

 Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение

в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ

 анализ результатов выполнения проекта;

 оценка качества выполнения проекта.

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных

и исследовательских работ

1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его,

привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя –

развить твои творческие способности.

2. Выполняй проект в следующем порядке:

а) выбери с помощью родителей и учителя тему;

б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи

и т.д.);

в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;

г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

е) напечатай графическую часть проекта;

ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты

демонстрационные наглядные материалы;

з) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и

т.п., а также материалы музеев, выставок и Интернет.

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер,

видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.

7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к учителю.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить

их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и

спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать

здоровьесберегающими технологиями.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые

позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и

коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,

предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с

другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники,

технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще

рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и

умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно

усложняющихся практических заданий - проектов.

В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений

самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном

пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта,

развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на

самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую,

которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты

выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если

теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный

результат, готовый к внедрению.Любой учебный проект имеет два аспекта:

для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на

решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно

представить в любой самостоятельно выбранной форме;

для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на

развитие ребенка в ходе познания.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию

общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе,

сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или

исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению

слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые

формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети

учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это

исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать,

выявлять, соотносить.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-

то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование

действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое

распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого

участника при условии тесного взаимодействия.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних

случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в

рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться

преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных

профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих,

тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно,

ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но

и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной

программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу,

дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к

какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с

тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных

областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом,

достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети

ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить

о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь

элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это

будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода

проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших

классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников

старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса

необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности.

Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных

ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны.

Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать

такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны

возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо

учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших

школьников.

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования и

предполагают организацию проектной деятельности с учетом всех возрастных

психолого-психологических особенностей младших школьников.

Проекты в первом классе.

Математика.

1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

Обучение грамоте.

1. «Живая Азбука».

Русский язык.

1. «Скороговорки».

Литературное чтение.

1. «Сказочная страничка».

Окружающий мир.

1. «Моя малая Родина».

2. «Моя семья».

3. «Мой класс и моя школа».

4. «Правила дорожного движения».

Также проекты выполняются и в рабочей тетради.

Мне более подробно хочется остановиться на учебнике «Окружающий мир»

для 2 класса.

Учебник «Окружающий мир» для 2 класса предполагает выполнение шести

проектов: «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту»,

«Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Легко заметить, что содержание проектов очень разнообразно, от родного края до

разных стран мира. Однако выбор их тематики не случаен. Опираясь на такую

тематику, можно при реализации проектов формировать следующие личностные

результаты: осознание себя гражданином России через формирование интереса и

уважительного отношения к родному городу (селу), другим городам России;

формирование личной ответственности за свои поступки на основе составления

собственной Красной книги; развиие мотивации к творческому труду, работе на

результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям на основе

знакомства с профессиями родных и близких; осознание ценности семьи, развитие

этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи

через составление родословной; формирование целостного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий через

знакомство со странами мира.

Работу над проектами целесообразно распределить между учащимися таким

образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия принял участие в выполнении, как

минимум, одного проекта. При этом следует учитывать собственное желание детей, их

интересы и склонности. Следует также иметь в виду, что проектные работы могут

выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом.

Формы представления выполненного проекта значительно разнообразнее, чем в

1 классе: фоторассказ в виде книги, стенда, стенгазеты; Красная книга; рассказы о

профессиях родителей, других родственников, знакомых, собранные в «Большую книгу

профессий»; родословное древо.

При организации работы над проектом учителю необходимо решить

ряд методических задач, отличие которых от аналогичных задач в 1 классе состоит в

большей степени в самостоятельности детей на всех этапах выполнения проекта: Подготовить детей к выполнению проекта (совместная постановка цели, помощь

в распределении заданий, совместное определение способов и сроков работы,

формы и степени участия в ней взрослых).

2. Оказывать помощь в выполнении проекта (совместный поиск источников

информации, советы по оформлению работы, помощь в подготовке презентации,

в том числе мультимедийной).

3. Провести презентацию проекта (организация выступлений детей, обсуждение

выступлений, помощь в оценке работы).

Для фиксации результатов работы над проектом и подготовки презентации в

рабочей тетради выделены специальные развороты. Они не заменяют собой тех форм

представления проекта, которые были перечислены выше, а дополняют их, помогая

выделить главное. На этих страницах детям предлагается представить основные

материалы по проекту (например, фотографии, справочные сведения), составить и

записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить

благодарность тем, кто помогал в работе. Для оценки своей работы над проектом

ученику предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или

трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых,

как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной.

В ходе презентации работ желательно использовать не только традиционную

наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных

технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут с

помощью взрослых (или самостоятельно) при наличии соответствующих

возможностей.

Одно из инновационных направлений развития школы – построение первого этапа проектной деятельности школьников, ориентированного на начальную школу, где должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых может развернуться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему шагу – к подростковой школе. Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования (переход на задачный принцип построения учебного процесса, ориентированность на освоение предметных способов действий и формирование УУД) и в организации образовательного процесса. Следует переход на динамическое расписание и введение коллективных (групповых, парных форм работ учащихся) и принципиально новая система оценивания.

Исследование и проект?

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....