Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса
методическая разработка

Мотивация – это ключ к успеху в учебе.

Рекомендации для родителей, как повысить учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsiimotivatsiya.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повышение учебной мотивации школьников как средство повышение эффективности познавательного процесса»

Слайд 2

Одна из основных проблем современной школы - нежелание детей учится, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей ее нет, у других - утрачивается со временем. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости, интеллектуальной пассивности. Отличия взрослой и детской мотивации: Нужно понять, что ребенок не может самостоятельно мотивировать себя. Ему нужны источники извне (родители, школа) Внешняя мотивация ребенка работает только на коротких дистанциях. В теме мотивации детей есть очень важное понятие-зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем развития ребенка сегодня и его потенциалом завтра. Другими словами, что ребенок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что ребенок еще не может сделать в одиночку и для чего ему нужна помощь извне (родители или учителя). Главное понять для себя, как родитель, и не навредить, «не убить в ребенке самостоятельность».

Слайд 3

Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Особенности мотивации учения — главная характеристика индивидуального стиля учебной работы, который складывается у учащихся в зависимости от их реального участия и активного включения в учебную деятельность, индивидуально — психологических особенностей прошлого опыта и т. д. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации каждого ребенка, педагогу необходимо изучать её в разных ситуациях.

Слайд 4

Различают две группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника «мотива достижения». Данные познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу . социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Например, «мотивация благополучия» проявляется в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Мотив социального сотрудничества — основа самовоспитания и самосовершенствования личности .

Слайд 5

Мало кто из родителей НЕ сталкивался с нежеланием ребенка учиться. Проявляется эта проблема по-разному: у кого-то ярче, но в большинстве случаев в более мягкой форме. Чаще всего родители пытаются решить эту проблему силовыми методами, чем еще сильнее усугубляют ситуацию и окончательно убивают желание ребенка учиться. Но нужно всего лишь разобраться в ее причинах. Сначала нужно определиться с возрастом ребенка. Если после 13-15 лет для подростка основной формой деятельности является общение и потеря интереса к учебе вполне обоснована, то с младшими школьниками все иначе. В возрасте 7-12 лет познание мира и обучение-основные формы деятельности ребенка. А значит, и нежелание учиться обусловлено наличием индивидуальных факторов, а не возрастными особенностями. Все факторы можно разделить на 4 больших блока, которые, в свою очередь делятся на конкретные причины.

Слайд 6

1 блок Ребенку сложно усваивать школьный материал : Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо объясняет предмет. Ребенок тратит мало времени на разбор темы и ее закрепление при выполнении домашнего задания Ребенок отстает в развитии от сверстников, не может справиться с программой.

Слайд 7

2 блок Ребенок боится потерпеть неудачу: Неудачный опыт дома, когда при неверном выполнении заданий родители излишне критикуют, кричат или даже рукоприкладствуют. Неудачный опыт в школе, в результате чего самооценка ребенка упала и появился страх неудачи Низкая самооценка, не верит, что может справиться с чем-то.

Слайд 8

3 блок Ребенок НЕ хочет трудиться: Не умеет трудиться, он не привык решать задачи самостоятельно. Отвлекается на развлечения (игры, мультфильмы, гаджеты), не организована домашняя дисциплина и план дня. Конфликтует с родителями, специально мало занимается. Неблагоприятная среда в доме, как следствие, подавленное эмоциональное состояние ребенка.

Слайд 9

4 блок Отсутствие основных рычагов мотивации: Дома за плохие оценки ругают, а за хорошие ничего не говорят. В школе учителя не верят в способности ученика. Дома не выстроена система поощрения за определенные успехи.

Слайд 10

Выделяют пять уровней учебной мотивации : 1 — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. 2 — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой. 3 — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает. 4— низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе . 5- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью , испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию , отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Слайд 11

Рекомендации для родителей - «Повышение учебной мотивации» Необходимо создать учебное пространство, разделив комнату на разные зоны. В учебной/рабочей зоне должны быть: письменный стол, полка с учебниками, нейтральный цвет стен и ничего лишнего. Необходимо исключить из этой зоны игрушки и другие отвлекающие предметы. Письменный стол должен быть свободным . Дома перед началом выполнения домашних заданий ребенка надо правильно настраивать на учебу, например, поиграть в развивающую, спокойную игру. Исключите перед уроками просмотр телевизора или игры на планшете или компьютере, поскольку это отобьет у ребенка желание заниматься . Школьные трудности нельзя воспринимать как трагедию. Не показывайте ребенку своего недовольства и огорчения. Главная задача родителей в это время – помочь школьнику, поэтому примите его таким, какой он есть, ведь меньше любить своего ребенка из-за возникших трудностей вы не будете. Ваша безусловная любовь будет одним из основных условий успешного обучения ребенка в дальнейшем. В присутствии ребенка не стоит обсуждать его же трудности с учителем – это лучше сделать с педагогом наедине.

Слайд 12

5 . Не ругайте ребенка и не корите его при друзьях и одноклассниках. Также как не следует восхищаться успехами других детей. 6. Поговорите с учителем и попросите его не подчеркивать ошибки вашего ребенка, вызывая к доске только тогда, когда он просится сам. Помните, что отстающему школьнику нужна поддержка с обеих сторон. 7. Подчеркивайте даже самые маленькие победы. Важно подбадривать ребенка за труд и не только на словах. Если проигнорировать данную рекомендацию, школьник может подумать, что ему не за чем стараться, т.к. вряд ли кто-то заметит его успехи. Придумайте вознаграждение за успехи, которыми могут выступать совместные прогулки, поход в цирк и т.п . 8. Организуйте четкий режим дня для ребенка. Школьники с проблемами в обучении обычно несобранны, беспокойны им непросто соблюдать режим. Своевременно принятые меры увеличивают шансы на успех!

Слайд 13

Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как ещё родители могут помочь детям? - Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах . - Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо . - Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет ? - Читайте вместе с детьми книги по ролям . - Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится . - Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться    1.    Познавательные и социальные мотив...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Цель: формировать у педагогов установку на использо­вание методов и приемов повышения учебной мотивации школь­ников, Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутств...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.

В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна  для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...

Опыт работы: «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения эффективности учебного процесса».

По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланиро...

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса в условиях ФГОС НОО

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...