ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Сочиняем волшебную сказку"
проект

Объект исследования: волшебные сказки.

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки, ее языковые и стилистические особенности.

Цели  исследования:

-изучить особенности волшебных сказок, их содержания и речевого оформления ;

-анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

-приобщиться  к творчеству, стать активнее творчески, добрее и справедливее.

Задачи исследования:

-выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок;

-создать памятку «Как сочинить свою сказку»;

- развивать речь, чувство стиля, учиться редактировать написанное;

-пробудить эстетическое чувство и творческое начало;

-развивать природные способности и фантазию, воображение, внимание, контактность;

-создать  «Большую книгу сказок».

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности;  зная их, сказку может сочинить и ребенок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_literatura.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Краснодарского края

«Ленинградский социально-педагогический колледж»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Сочиняем волшебную сказку

Выполнила:

Радык Дарья Васильевна

группы У13А

                                                             

2021

Содержание

Введение.……………………………………………………………….…………2

1. Отличие волшебной сказки от других видов сказки……………………......3

2. Как сочинить волшебную сказку………..……….…………………………..5

3. Сочинение сказки……………………………………………………………..7

Заключение ………………………………………...……………………………9


Введение

Сказки любят и дети, и взрослые. Сказки очень важны для развития маленького человека, это неотъемлемая часть нашего  детства. Сказки, особенно старинные, это мудрость наших предков, их история, их язык.  С их помощью мы  получаем  представление об окружающем мире, о добре и зле, о законах природы и мироздания, о том, как справляться с трудностями и страхами. Сказки обогащают внутренний мир, способствуют развитию нравственных качеств человека.

Именно поэтому мы начали работу над проектом, который позволил нам не только углубить наше представление о русском фольклоре, но и на практике попробовать создать собственное произведение, выразить в нем свое представление о мире и человеке, проявить полученные  знания о русском языке, его лексике, грамматике, стилистике, средствах художественной выразительности.

.

Объект исследования: волшебные сказки.

Предмет исследования: законы создания волшебной сказки, ее языковые и стилистические особенности.

Цели  исследования:

-изучить особенности волшебных сказок, их содержания и речевого оформления ;

-анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

-приобщиться  к творчеству, стать активнее творчески, добрее и справедливее.

Задачи исследования:

-выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок;

-создать памятку «Как сочинить свою сказку»;

- развивать речь, чувство стиля, учиться редактировать написанное;

-пробудить эстетическое чувство и творческое начало;

-развивать природные способности и фантазию, воображение, внимание, контактность;

-создать  «Большую книгу сказок».

Гипотеза: волшебные сказки имеют свои особенности;  зная их, сказку может сочинить и ребенок.

Отличие волшебной сказки от других видов сказки

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества. В толковом словаре русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»


Признаки волшебных сказок:

  • особая композиция;
  • троекратное повторение;
  • положительные и отрицательные герои;
  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;
  • чудесные превращения;
  • добро побеждает зло

В сказках часто встречаются:

лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные синтаксические конструкции: «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»; «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули  морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».

-сказочные формулы – Ни в сказке сказать, ни пером описать. Выше леса стоячего, ниже облака ходячего. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Много ли, мало ли времени… Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли; 

повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец;

антитеза – скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается;

гипербола – котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт;

инверсия - часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная;

характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; - и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

- Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о.  Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.

-Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка… ( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо! )


Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

«Там, на неведомых дорожках…» . Проведя теоретическую работу, мы решили, что пора перейти к практике. Итогом этой работы стал «сказочный конструктор», с элементами которого  мы вас познакомим.

Как сочинить волшебную сказку

Композиция сказки.

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Поступки, которые герои совершают в сказках всегда одинакова. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

Что нужно помнить, создавая новых героев?

- имя, отчество, прозвище…;

- амплуа (вредитель, даритель, отправитель, вдохновитель, избавитель, страдатель…);

- семейное положение; социальный статус (страна, в которой живет, место в обществе, на службе…);

- внешность и характер;

-привычки, привязанности;

- особые приметы.

Сочинение сказки

По схеме мы сочинили свою волшебную сказку

Егор и дорога в никуда.

В далекой-далекой стране жил мальчик, которого звали Егор. И на окраине села, где он жил, была  улица, которая разветвлялась на три дороги – одна вела к морю, другая – в город, а третья – в никуда. Егор знал это, потому что у всех спрашивал про третью дорогу и все отвечали ему одно и то же, будто сговорились:
– Та дорога? Она никуда не ведет. Не стоит ходить по ней.
– Но все-таки куда-то она ведет?
– Нет, совсем никуда не ведет!
– Так зачем же ее построили?
– Никто и не строил ее. Она всегда там была!
– И никто никогда не ходил по ней?
– Ох, и упрямая ты голова!… Раз тебе говорят, что там ничего нет…
– А откуда вы знаете? Вы разве ходили по ней?


Когда он подрос настолько, что смог переходить улицу, не держась за дедушку, он встал однажды рано утром, вышел из села и решительно зашагал по таинственной дороге, которая никуда не вела.
Дорога была вся в выбоинах, местами заросла травой, но, к счастью, дождя давно не было – не было и луж на дороге. Поначалу по обе стороны шла изгородь, но скоро она кончилась, и тогда дорога потянулась через лес. Ветви деревьев переплетались над ней, и получалась темная прохладная галерея, в которую лишь изредка, словно луч карманного фонарика, пробивался солнечный свет.
Шел Егор, шел, а галерея все не кончалась, и дорога не кончалась тоже, У мальчика уже ноги заныли от усталости, и он стал подумывать, не вернуться ли назад. Вдруг откуда ни возьмись – собака!
– Где собака, там и жилье! – решил Егор. – Или, во всяком случае, человек.
Собака бросилась навстречу Егору, радостно виляя хвостом, и лизнула ему руку, а потом побежала вперед по дороге, все время оглядываясь, идет ли за ней мальчик.
– Иду, иду! – говорил он, которого все эго очень заинтересовало.
Постепенно лес стал редеть, проглянуло небо, и дорога привела к большим железным воротам.
За оградой Егор увидел дворец. Все окна его были гостеприимно распахнуты, из трубы шел дым, а на балконе стояла прекрасная синьора, которая приветливо махала рукой и звала мальчика:
– Сюда, сюда, Егор!
– Да! – обрадовался он. – Я и не представлял, куда приду, но вы, оказывается, хорошо знали, кто к вам придет!
Егор открыл ворота, пересек парк и вошел во дворец как раз в тот момент, когда прекрасная синьора вышла ему навстречу. Синьора была очень красива и одета куда лучше всяких фей и принцесс. И к тому же веселая-превеселая.
– Так ты не поверил? – засмеялась она. – Чему? – удивился Егор.
– Не поверил, что эта дорога никуда не ведет?
– Еще бы! Слишком глупая история. По-моему, на свете гораздо больше просто еще не изведанных путей, чем нехоженых дорог.
– Разумеется. Нужно только не бояться неизвестных дорог. А теперь идем, я покажу тебе дворец.
Больше ста залов было во дворце, и все они были забиты сокровищами – совсем как в сказках про спящих красавиц или про чудовищ, оберегающих свои богатства. Тут были алмазы, драгоценные камни, золото, серебро. А прекрасная синьора все говорила:
– Бери, бери все, что захочешь. Я одолжу тебе тележку, чтобы ты мог забрать все, что хочешь.
Сами понимаете, Егор не заставил себя уговаривать. Он доверху нагрузил тележку и отправился в обратный путь. Вместо кучера у него сидела собака. Это была ученая собака – она умела править вожжами и лаяла на лошадей, когда те начинали дремать или сбивались с дороги.
В селе о Егоре уже и думать забыли – решили, что он погиб. И когда он вдруг вернулся, все очень удивились. Ученая собака выгрузила на площади все сокровища, вильнула хвостом в знак прощания, снова забралась на тележку и скрылась в облаке пыли.
Егор сделал богатые подарки всем – и друзьям, и недругам – и раз сто вынужден был повторить свой рассказ про все, что с ним приключилось. И всякий раз, когда он умолкал, кто-нибудь из его односельчан бежал домой, запрягал лошадь и пускался вскачь по дороге, которая никуда не ведет.
К вечеру все они возвращались. У всех были вытянутые от огорчения лица: дорога, уверяли они, вела прямо в болото, в чащу леса, в заросли колючего кустарника. Не было там ни железной ограды, ни дворца, ни прекрасной синьоры, раздающей богатства.
А все потому, что некоторые сокровища открываются только тем людям, которые первыми проходят по нехоженым путям! Как Егор.

Заключение

Изучив литературу и интернет-источники, мы прошли сказочными дорожками и создали памятку «Уроки волшебства,  или как сочинить свою сказку», сочинили собственные волшебные сказки. Можно отметить, что сочинять сказки – это очень интересно и увлекательно.

В результате проведенной работы нам удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как сочинить волшебную сказку".

В проекте представлена исследовательская работа для учеников начальной школы на тему "Как сочинить волшебную сказку"...

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

Сказка "Волшебная лампа"...

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Цель проекта: обучать учащихся сочинению волшебных сказок....

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

Проект "Сочиняем волшебную сказку"...

Проект "Сочиняем волшебную сказку" по литературному чтению 3 класс.

Проект "Сочиняем волшебную сказку" по литературному чтению 3 класс....

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

Проект выполнен в рамках программы по литературному чтению....

Проект "Сочиняем волшебную сказку" литературное чтение 3 класс

Проект "Сочиняем волшебную сказку" литературное чтение 3 класс...