Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».
методическая разработка

Марина Леонидовна Тупицына

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации».

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри! (СЛАЙД)

Разрешите представиться  – Тупицына Марина Леонидовна – учитель начальных классов Коммунаровской СОШ. Я работаю в той самой школе, которую окончила в 1997 году. (СЛАЙД)

Мой девиз: «Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика».

Мое педагогическое кредо:

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого ты решился учить,

И откроется тайная дверца

К душам тех, кого смог полюбить!

Прежде, чем я назову тему методического семинара, предлагаю вспомнить имена известных людей: (СЛАЙД)

1.Александр Большунов; Пол Маккартни; Вениамин Кавелин; Уильям.Шекспир. Неожиданно? Конечно, каждый из вас сейчас подумал: «Что же общего между всеми этими людьми?» Но между нами определенно что-то есть.

У каждого из нас в руках волшебная палочка, незатейливый, но важный инструмент, с помощью которого мы творили и творим чудеса. У Маккартни - это гитара, у А.Большунова  - лыжи, у В. Кавелина  - листы рукописи, у Шекспира – перо. У меня же, как у учителя, дети и полюбившаяся технология.

А есть еще кое-что общее. Что все делают на фотографиях? Играют. Маккартни играет на гитаре, Большунов – на лыжах, Вениамин Кавелин и Шекспир играли когда-то на сцене театра. А я играю на уроке. У меня своя роль, у детей - своя. Иногда мы даже меняемся ролями.

Наверное, вы уже догадались, чему будет посвящено мое выступление. Да, это (СЛАЙД) «Применение игровых технологий на уроках в начальной школе как средство повышения учебной мотивации». Одно из приоритетных мест в моей практике принадлежит игровым технологиям, так как они являются уникальной формой обучения, позволяющей сделать интересной и увлекательной деятельность учащихся. (СЛАЙД)

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. (СЛАЙД)

Цель игровой технологии:

- побудить интерес к познанию, науке, книге, учению

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку переход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса (СЛАЙД).

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3. Учебный материал используется в качестве её средства; 4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач.

(СЛАЙД) Планируя урок, я соблюдаю правила, обеспечивающие привлекательность игр:

  • Создание игровых сюжетов.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий, играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны с учётом уровня участников игры.
  • Вариативность в игре.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. (СЛАЙД)

Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок.

Дидактические игры я использую на всех этапах урока: например, в начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

В своей практике вместо обычного вступления предлагаю, иное начало урока – например: определить тему урока, посредством решения загадки, ребуса, рисунки, карточки с заданием. (СЛАЙД)

На уроках русского языка, я использую следующие игры.

«Составь из букв и слогов слово», «Составь из слов предложение». Игра «Шифровка» (СЛАЙД)  «Найди слоги и раскрась», Чистоговорки «Какой звук чаще всего звучит?», Веселая грамматика». (СЛАЙД)

Интересным игровым упражнением для ребят на моих уроках являются: Математическая эстафета. Использую ее как при устном счете, так и при закреплении изученной темы. «Домино, Засели жильцов в домики, Реши цепочку».  Очень нравится моим детям прием «Три ошибки» Привлекают моих детей Учи.ру и урок Цифра. Использование игр игровых ситуаций на уроках математики помогает решить проблемы усвоения материала, развивать интерес к предмету, сформировать навыки решения задач, от простых до сложных, сформировать вычислительные навыки. (СЛАЙД)

На уроках литературного чтения и окружающего мира в своем классе я практикую следующие игры: сюжетно-ролевые игры, игры с использованием сказочных и литературных персонажей, словесные игры, кроссворды,  игра «Мудрецы» Сейчас в связи с использованием ИКТ на уроках появилась возможность делать эти уроки очень яркими и запоминающимися.

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. (СЛАЙД)

Подводя итог выше изложенному можно отметить «плюсы»  использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- сложность в оценки учащихся.

Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности. (СЛАЙД)

Анкета

– Нравится ли тебе играть на уроке?

–Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения.

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр.

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (СЛАЙД)

Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.  

Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.  (СЛАЙД)

Игра учит. Следовательно, это средство обучения. По словам советского педагога Антона Семеновича Макаренко: «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся наша жизнь игра…» . (СЛАЙД). Призеры и участники Олимпиады Учи.ру, Культурного марафона, урока Цифры.(СЛАЙД). Наши достижения: 2 место районный конкурс «Битва хоров», «Мой папа самый лучший» , 2 место во всероссийской олимпиаде школьников по окружающему миру, 3 место в всероссийском конкурсе стихов «Звезда спасения», Диплом 1 степени в всероссийском конкурсе стихов «Театральная весна», 2 место в конкурсе макетов, посвященных 9 Мая, 1 место в районном конкурсе «Моя мама». (СЛАЙД). Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...

Презентация Методический семинар « Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

Презентация к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" на конкурс Учитель года 2018...

Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"

Пояснительная записка к методическому семинару "Применение игровых технологий на уроках в начальной школе" к конкурсу Учитель года - 2018...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...