Создание единого коррекционного пространства в ГБОУ школе - интернате №1 ст.Елизаветинской.
статья

Антошкина Нина Александровна

Из статьи педагоги могут узнать о том, как организовать единое коррекционное пространство для детей с тяжелыми нарушениями речи, и как это пространство организовано в ГБОУ школе-интернате №1 ст.Елизаветинской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ в ГБОУ школе-интернате №1 ст. Елизаветинской

В нашем учреждении учатся дети с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и дети со сложной структурой дефекта. Таким детям для успешного обучения очень важно пространство, которое их окружает. Даже перестановка мебели или кардинальная смена цветовой гаммы может быть воспринято ребенком болезненно. Вместе с тем коррекционно-развивающее пространство должно побуждать детей к познанию мира, развивать их эмоциональную сферу, создавать условия для комфортного обучения. При этом, пространство в школе должно учитывать особенности детей с ОВЗ.

В нашем учреждении коррекционно-развивающее пространство представляет собой различные бизиборды, трансформируемые календари, множество различных игр на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, на развитие речевого дыхания. Все оснащение в учебных кабинетах и в группах зонировано, что позволяет соблюсти принцип доступности.

Особое место в системе коррекционно-развивающего пространства занимают такие зоны, как логопедический кабинет, сенсорная комната и зона напольных игр.

Логопедический кабинет и сенсорная комната позволяют решить множество проблем, связанных с нарушением речи, мелкой моторики,  позволяют раскрыть творческие способности, способствуют развитию эмоциональной сферы.

В 2021 году мы стали участниками проекта «Разработка развивающих пространств (на территории) для детей с ОВЗ, в том числе с РАС, в школе-интернате и внедрение ранее разработанных зон разгрузки (напольных) в коррекционных учреждениях, социальных центрах и детских садах в Краснодарском крае.»

Участие в этом проекте позволило создать зону напольных игр, благодаря которой можно решить множество коррекционных задач. В зависимости от поставленной цели данные игры используют логопеды, на групповых и индивидуальных занятиях, учителя во время перемен, воспитатели на коррекционных часах. Да и сами дети часто, проявляя интерес, сами придумывают разные игры.

Остановлюсь на этих играх и расскажу подробнее о вариантах их использования.

Во время перемен учителя начальных классов закрепляют такие понятия, как:

право, лево, сзади, спереди, между, ближе, дальше;

формы и цвета;

операции с числами первого десятка;

Еще больше возможностей использования данных игр у воспитателя и логопеда.

Для автоматизации поставленных звуков и согласования слов в словосочетаниях предлагаем шагать по цифрам с проговариванием счета предметов. Например на звук (с) перед ребенком кладется картинка с изображением собаки. Ребенок, наступая на цифры, проговаривает: «Одна собака, две собаки, три собаки» - и т.д.

Можно отрабатывать чистоговорки, сочетая речь и движение. Например, проговаривая открытые слоги, шагай вперед.

Ра-ра-ра –под горой нора.

На закрытые слоги двигайся назад.

Ар-ар-ар- на носу комар.

Так же, используя движение вперед и назад, работаем над силой и высотой голоса. Те же чистоговорки проговариваем громче и тише, от низкого голоса до высокого и наоборот.

Для развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза можно играть так. Ребенку предлагается шагать по клеткам и приседать, если в названии предмета, изображенного на клетке, нет изучаемого звука, хлопнуть в ладоши, если есть. Например, в слове овал нет звука Р, нужно присесть, треугольник – хлопнуть, есть звук Р.

Или, получив слово, определить место изучаемого звука. Ребенку предлагается встать на цифру 1 если звук в начале слова, 2 –в середине, 3 – в конце.

Посчитать количество звуков в слове и занять клетку с нужной цифрой.

Или разложить в клетки предметные картинки, чтобы считать количество слогов. Если посчитал правильно, двигайся на следующую клетку. Таким образом, не только усваиваем программу, но и учимся терпению, соблюдению порядка правил.

Подобные напольные игры позволяют работать над пониманием сложной инструкции. Постепенно усложняя инструкцию, можно добиться хороших результатов. Так, читающие дети получают карточку с заданиями, например:

1. Встань на 10 правой ногой и хлопни в ладоши 3 раза.

2. Прыгни  на 9 двумя ногами, коснись правой рукой носа и улыбнись.

3. Перепрыгни 8, подпрыгни на 7.

Выполнив все задания, в конце ждет поощрение, например раскраска.

Данные игры позволяют задействовать больше рецепторов, позволяют гармонично согласовывать работу двигательных и речевых центров, что особенно важно в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

    Создавая коррекционно-развивающее пространство, мы постарались сделать его информативно богатым, системным, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающего пространства сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают развитие ребёнка на путь становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми.

Организовать коррекционно-развивающее пространство нам удалось благодаря участию в данном проекте.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"

Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как  он работает на практике. В пр...

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Материал содержит приемы работы, использующиеся в нашей школе, для формирования единого образовательного пространства....

Создание условий для сплочения коллектива группы в профессиональной деятельности воспитателя ГБОУ школы-интерната №3 г. Армавира Мокшиной С.В.

В работе представлен опыт работы воспитателя коррекционной школы по созданию условий  для сплочения коллектива....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...