Программа дополнительного образования «Ментальная арифметика и скорочтение. Скорочтение»
рабочая программа

Шилова Светлана Валериевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

город Пыть-Ях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

дополнительного образования

«Ментальная арифметика и скорочтение. Скорочтение»

 

 

 

 

 

 

Возраст: 7 – 12 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

Составитель:

Учитель начальных классов

МАОУ «КСОШ-ДС»

Шилова С.В.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Основные характеристики программ.................................................3
  2. Пояснительная записка.................................................................................3
  3. Актуальность.......................................................................................4
  4. Новизна.................................................................................................4
  5. Принципы данной программы...........................................................5
  6. Отличительная особенность программы...........................................5
  7. Цель и задачи программы...................................................................5
  8. Организация образовательного процесса..........................................6
  9. Виды занятий........................................................................................6
  10. Методы обучения.................................................................................7
  11.  Формы обучения...................................................................................8
  12.  Результаты изучения программы...............................................................8
  13.  Условия реализации программы...............................................................8
  14. Содержание программы.................................................3
  15. Программа .................................................................................3
  16. Учебно-тематическое планирование...............................................4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика и скорочтение" (далее ДООП) относится к естественнонаучной направленности. Данная программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Методические рекомендации МО РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. (№09-3242)

Одной из приоритетных задач современного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных ресурсов. Это обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности постоянно растет. Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение инновационных образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы. Результатом поиска уникальных образовательных технологий по всему миру стал курс «Ментальная арифметика и скорочтение».

«Ментальная арифметика и скорочтение» - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей. Курс «Ментальная арифметика и скорочтение» строится на принципах деятельностного подхода, что позволяет развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес, формировать ключевые компетенции. Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. «Ментальная арифметика и скорочтение» способствует:

- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;

- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

- развитию уверенности в собственных силах;

- улучшению внимательности и концентрации;

- развитию способностей к изучению иностранных языков.

1.2. Актуальность.

Ментальная арифметика: упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшается: концентрация внимания; фотографическая память; точность и быстрота реакции; творческое мышление; слух и наблюдательность; воображение как следствие повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.

Скорочтение: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

  1. Новизна.

Программа ментальной арифметики и скорочтения позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного и школьного возраста устному счету с использованием арифметических счет абакус и навыкам рационального скорочтения в рамках дополнительного образования. Программа дополнительного образования по направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы, направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит, развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных. Занятия по программе «Ментальная арифметика и скорочтение» помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления. Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей.

  1. Принципы данной программы.

Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.

Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.

Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Взаимодействие. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.

Практическая значимость изучаемого предмета направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей.

  1. Отличительная особенность программы.

На уроках ментальной арифметики одновременно задействуются оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций. Отличительной особенностью скорочтения является комплексная подготовка ребёнка к другому уровню восприятия и преобразования информации, развитие способностей к овладению приёмами быстрого чтения и интеллектуальному развитию.

Уровень сложности программы - базовый.

Программа соответствует всем требованиям к дополнительным образовательным программам.

Программа рассчитана на детей 7-12 лет. Научно доказано, что дети в возрасте с 7 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.

Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумным и общительным человеком.

Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:

Вследствие развития воображения и интуиции, научится мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.

Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условия современной жизни.

Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

Работа проводится в группах до 15 человек. Учитывается деятельностный подход в обучении ментальной арифметике и скорочтению. Детям дошкольного и младшего школьного возраста интереснее и понятнее те занятия, которые даются не в словесно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятия превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.

  1. Цель и задачи программы.

Целью программы «Ментальная арифметика и скорочтение» является максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.

Задачи программы.

Предметные.

Научить обучающихся

• быстро считать в уме;

• понимать суть арифметических действий;

• легко справляться с решением примеров;

• концентрировать и распределять внимание;

• увеличить скорость и качество запоминания текстов с полным пониманием прочитанного текста;

• значительно повысить скорость чтения про себя;

• научить анализировать тексты, преобразовывать их, выделять главное, составлять планы, графы, сжимать тексты, устраняя избыточную информацию, пересказывать их осмысленно, беседовать по тексту, развивая основную мысль текста;

• зрительно охватывать как можно больше слов в тексте, а не отдельные слоги и слова;

• увеличить словарный запас;

• быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;

• увеличить скорость мышления;

• управлять своим вниманием;

• мотивировать себя к саморазвитию познавательных и творческих способностей;

• положительной самооценке за счёт повышения успешности деятельности.

Личностными задачами изучения данного курса являются:

• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

• воспитание чувства справедливости, ответственности;

• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

• развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета;

• развитие скорости мышления и скорости обработки информации;

• развитие концентрации зрительного и слухового внимания.

Метапредметные задачи.

Регулятивные УУД:

• научить сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

• научить применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

• научить анализировать правила игры.

Коммуникативные УУД:

• научить действовать в соответствии с заданными правилами;

• научить включаться в групповую работу;

• научить обсуждать проблемные вопросы, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

• научить выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

• научить аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

• научить сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

• научить контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные УУД:

• обучить использованию приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

• способствовать овладению основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

• сформировать умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

• освоить техники запоминания материала, улучшить качество запоминания;

• обучить навыкам логических рассуждений, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации и систематизации.

  1. Организация образовательного процесса

•    Направленность программы – естественнонаучная

•    Уровень программы - ознакомительный, базовый

•    Адресат программы - возраст обучающихся 7-12 лет

•    Объем и сроки реализации - 70 часов, 1 год обучения

•    Форма обучения – очная.

•    Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут.

•    Форма обучения – очная, групповая.

•    Состав групп – постоянный.

•    Количество обучающихся на занятии – 7-15 человек

•    Программу реализует педагог дополнительного образования Шилова Светлана Валериевна

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка.

  1. Виды занятий.

Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение.

- Учебное занятие – основной вид работы с детьми. На таких занятиях обучающиеся занимаются изучением техник ментальной арифметики и скорочтения.

- Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.

- Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования.

- Занятие-игра – на таком занятии группа делится на команды. Выполнение задания происходит в виде соревнования между командами. Такое занятие может использоваться как форма проверки знаний между обучающимися.

- Теоретическое занятие – изучение темы в виде беседы, лекции и т.д..

- Отработка навыков - занятия, направленные на отработку того, что у детей пока не получается. Им помогают те, кто уже усвоил знания или отточил навык. Работа ведется в парах или группах.

- Исследование, или проблемный урок. Педагог называет проблему/ставит задачу, а дети ищут ее решение.

  1. Методы обучения.

     Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (рассказ, объяснение).

- наглядный (наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу).

- практический (технологическая последовательность изготовления изделий)

     Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

     Форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальная: одновременная работа со всеми учащимися. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.

- групповая: организация работы в группах. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма.

- индивидуальная: индивидуальное выполнение заданий. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют.

  1. Формы обучения.

При изучении программы используются следующие формы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные формы – лекция и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: наглядной, игровой, изобразительной и т. д. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме.

  1. Результаты изучения программы.

Предметные.

Обучающиеся научатся

  • быстро считать в уме;
  • понимать суть арифметических действий;
  • легко справляться с решением примеров;
  • концентрировать и распределять внимание;
  • увеличат скорость и качество запоминания текстов с полным пониманием прочитанного текста;
  • значительно повысят скорость чтения про себя;
  • научится анализировать тексты, преобразовывать их, выделять главное, составлять планы, графы, сжимать тексты, устраняя избыточную информацию, пересказывать их осмысленно, беседовать по тексту, развивая основную мысль текста;
  • смогут зрительно охватывать как можно больше слов в тексте, а не отдельные слоги и слова;
  • увеличат словарный запас;
  • будут быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;
  • увеличат скорость мышления;
  • научатся управлять своим вниманием;
  • мотивировать себя к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
  • улучшат самооценку за счёт повышения успешности деятельности.

Личностные.

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета;
  • развитие скорости мышления и скорости обработки информации;
  • развитие концентрации зрительного и слухового внимания.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • научатся сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • научатся применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • научатся анализировать правила игры.

Коммуникативные УУД:

  • научатся действовать в соответствии с заданными правилами;
  • научатся включаться в групповую работу;
  • научатся обсуждать проблемные вопросы, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • научатся выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • научатся аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • научатся сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • научатся контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные УУД:
  • обучатся использованию приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • сформируют умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • освоят техники запоминания материала, улучшить качество запоминания;
  • обучится навыкам логических рассуждений, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации и систематизации.

По отношению к себе будут:

- уверенны в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и вне учебной деятельности на этапе активного становления личности

- ориентированы на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку

- понимать необходимость в освоении новых способов деятельности

- ответственными за результаты своей учебной деятельности

По отношению к другим будут:

- понимать ценность своей и чужой позиции при решении конкретных проблем

- ценить роль коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.

  1. Условия реализации программы

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками, пособиями для подготовки к ЕГЭ, электронными образовательными ресурсами, а также разнообразным дидактическим материалом. Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан Пин 2.4.1178-02.

Материально-техническая база кабинета соответствует всем современным требованиям к оснащению образовательного процесса.

  1. Содержание программы.

2.1. Программа.

Ментальная арифметика.

  1. Вводная часть. Виды абакуса и его конструкция. Основные правила набора чисел и работы на абакусе.
  2. Выполнение упражнений. Развиваем воображение.
  3. Числа от 1 до 10.
  4. Повторение пройденного материала. Больше, меньше, равно.
  5. Сложение в пределах 10.
  6. Вычитание в пределах 10.
  7. Числа до 20.
  8. Сложение в пределах до 18.
  9. Вычитание в пределах до 18.
  10. Числа до 100.
  11. Числа до 1000.
  12. Умножение и деление.

Скорочтение.

Часть 1. Комплексное занятие по скорочтению.

  1. Струп-тест.
  2. Таблицы Шульге.
  3. Клиновидные таблицы.
  4. Рисование двумя руками.
  5. Слово-фигура-число.
  6. Алфавит.
  7. Найди букву.
  8. Лабиринты.
  9. Переключалка.
  10. Чтение пальцем.
  11. Слова для отработки.
  12. Анаграммы.
  13. Волшебный квадрат.
  14. Лишние буквы.
  15. Потерянный текст.

Часть 2. Отработка упражнений по скорочтению.

  1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
  2. Работа со скороговорками.
  3. Упражнения со слоговыми таблицами:
  4. Работа с текстом на время.
  5. Упражнения на развитие угла зрения.
  6. Упражнения на развитие зрительной памяти.
  7. Упражнение на развитие слуховой памяти.

2.2. Учебно-тематическое планирование.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема, раздел

Кол-во часов

1

Вводная часть. Виды абакуса и его конструкция. Основные правила набора чисел и работы на абакусе.

1

2

Комплексное занятие по скорочтению.

1

3

Выполнение упражнений на абакусе. Развиваем воображение.

1

4

Комплексное занятие по скорочтению.

1

5

Выполнение упражнений на абакусе. Развиваем воображение.

1

6

Комплексное занятие по скорочтению.

1

7

Числа от 1 до 10.

1

8

Комплексное занятие по скорочтению.

1

9

Повторение пройденного материала. Больше, меньше, равно.

1

10

Комплексное занятие по скорочтению.

1

11

Повторение пройденного материала. Больше, меньше, равно.

1

12

Комплексное занятие по скорочтению.

1

13

Сложение в пределах 10.

1

14

Комплексное занятие по скорочтению.

1

15

Сложение в пределах 10.

1

16

Комплексное занятие по скорочтению.

1

17

Сложение в пределах 10.

1

18

Комплексное занятие по скорочтению.

1

19

Вычитание в пределах 10.

1

20

Комплексное занятие по скорочтению.

1

21

Вычитание в пределах 10.

1

22

Комплексное занятие по скорочтению.

1

23

Вычитание в пределах 10.

1

24

Комплексное занятие по скорочтению.

1

25

Числа до 20.

1

26

Комплексное занятие по скорочтению.

1

27

Числа до 20.

1

28

Комплексное занятие по скорочтению.

1

29

Числа до 20. Проверочная работа.

1

30

Комплексное занятие по скорочтению.

1

31

Сложение в пределах до 18.

1

32

Комплексное занятие по скорочтению.

1

33

Сложение в пределах до 18.

1

34

Комплексное занятие по скорочтению.

1

35

Сложение в пределах до 18.

1

36

Комплексное занятие по скорочтению. Итоговый замер скорости чтения.

1

37

Вычитание в пределах до 18.

1

38

Отработка упражнений по скорочтению.

1

39

Вычитание в пределах до 18.

1

40

Отработка упражнений по скорочтению.

1

41

Вычитание в пределах до 18. Проверочная работа.

1

42

Отработка упражнений по скорочтению.

1

43

Числа до 100.

1

44

Отработка упражнений по скорочтению.

1

45

Числа до 100.

1

46

Отработка упражнений по скорочтению.

1

47

Числа до 100.

1

48

Отработка упражнений по скорочтению.

1

49

Числа до 100. Проверочная работа.

1

50

Отработка упражнений по скорочтению.

1

51

Числа до 1000.

1

52

Отработка упражнений по скорочтению.

1

53

Числа до 1000.

1

54

Отработка упражнений по скорочтению.

1

55

Числа до 1000.

1

56

Отработка упражнений по скорочтению.

1

57

Числа до 1000.

1

58

Отработка упражнений по скорочтению.

1

59

Числа до 1000. Проверочная работа.

1

60

Отработка упражнений по скорочтению.

1

61

Умножение и деление.

1

62

Отработка упражнений по скорочтению.

1

63

Умножение и деление.

1

64

Отработка упражнений по скорочтению.

1

65

Умножение и деление.

1

66

Отработка упражнений по скорочтению.

1

67

Умножение и деление.

1

68

Отработка упражнений по скорочтению.

1

69

Умножение и деление. Проверочная работа.

1

70

Отработка упражнений по скорочтению. Итоговый замер скорости чтения.

1

 

ИТОГО:

70 часов

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

город Пыть-Ях

Программа

дополнительного образования

«Ментальная арифметика и скорочтение. Скорочтение»

Возраст: 7 – 12 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Учитель начальных классов

МАОУ «КСОШ-ДС»

Шилова С.В.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Основные характеристики программ.................................................3
  1. Пояснительная записка.................................................................................3
  2. Актуальность.......................................................................................4
  3. Новизна.................................................................................................4
  4. Принципы данной программы...........................................................5
  5. Отличительная особенность программы...........................................5
  6. Цель и задачи программы...................................................................5
  7. Организация образовательного процесса..........................................6
  8. Виды занятий........................................................................................6
  9. Методы обучения.................................................................................7
  10.  Формы обучения...................................................................................8
  11.  Результаты изучения программы...............................................................8
  12.  Условия реализации программы...............................................................8
  1. Содержание программы.................................................3
  1. Программа .................................................................................3
  2. Учебно-тематическое планирование...............................................4

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ментальная арифметика и скорочтение" (далее ДООП) относится к естественнонаучной направленности. Данная программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726-р).

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Методические рекомендации МО РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. (№09-3242)

Одной из приоритетных задач современного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных ресурсов. Это обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности постоянно растет. Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение инновационных образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы. Результатом поиска уникальных образовательных технологий по всему миру стал курс «Ментальная арифметика и скорочтение».

«Ментальная арифметика и скорочтение» - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей. Курс «Ментальная арифметика и скорочтение» строится на принципах деятельностного подхода, что позволяет развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес, формировать ключевые компетенции. Это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. «Ментальная арифметика и скорочтение» способствует:

- развитию совместной работы правого и левого полушарий мозга;

- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

- развитию уверенности в собственных силах;

- улучшению внимательности и концентрации;

- развитию способностей к изучению иностранных языков.

1.2. Актуальность.

Ментальная арифметика: упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшается: концентрация внимания; фотографическая память; точность и быстрота реакции; творческое мышление; слух и наблюдательность; воображение как следствие повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.

Скорочтение: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

  1. Новизна.

Программа ментальной арифметики и скорочтения позиционируется как высокоэффективная программа развития умственных способностей детей, средством нетрадиционной методики обучения детей дошкольного и школьного возраста устному счету с использованием арифметических счет абакус и навыкам рационального скорочтения в рамках дополнительного образования. Программа дополнительного образования по направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие детей при максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей. Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого и левого полушарий мозга. Реализация данной программы предполагает систему разработанных комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы, направленных на развитие обоих полушарий головного мозга, а это значит, развитие творческих и мыслительных процессов, как равновозможных, гармоничных и согласованных. Занятия по программе «Ментальная арифметика и скорочтение» помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления. Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей.

  1. Принципы данной программы.

Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.

Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.

Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

Взаимодействие. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной, практической экспериментальной деятельности.

Практическая значимость изучаемого предмета направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей.

  1. Отличительная особенность программы.

На уроках ментальной арифметики одновременно задействуются оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций. Отличительной особенностью скорочтения является комплексная подготовка ребёнка к другому уровню восприятия и преобразования информации, развитие способностей к овладению приёмами быстрого чтения и интеллектуальному развитию.

Уровень сложности программы - базовый.

Программа соответствует всем требованиям к дополнительным образовательным программам.

Программа рассчитана на детей 7-12 лет. Научно доказано, что дети в возрасте с 7 до 12 лет имеют наиболее пластичный мозг, который еще не закрепил шаблоны и стандарты. В зависимости от этого, обучение нестандартным методикам следует начинать именно в этот период, ведь любые задатки, которые заложены генетически в маленьком человеке, благодаря этому обучению получают активное развитие.

Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным и значимым для других, одновременно помогая более слабым. Остроумным и общительным человеком.

Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:

Вследствие развития воображения и интуиции, научится мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.

Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка и находчивость поможет чувствовать себя уверенно в условия современной жизни.

Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

Работа проводится в группах до 15 человек. Учитывается деятельностный подход в обучении ментальной арифметике и скорочтению. Детям дошкольного и младшего школьного возраста интереснее и понятнее те занятия, которые даются не в словесно-теоретической форме, а на основе предметной деятельности. В этом случае занятия превращаются в увлекательную игру или интересное соревнование, что способствует быстрому и лучшему усвоению знаний.

  1. Цель и задачи программы.

Целью программы «Ментальная арифметика и скорочтение» является максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.

Задачи программы.

Предметные.

Научить обучающихся

•        быстро считать в уме;

•        понимать суть арифметических действий;

•        легко справляться с решением примеров;

•        концентрировать и распределять внимание;

•        увеличить скорость и качество запоминания текстов с полным пониманием прочитанного текста;

•        значительно повысить скорость чтения про себя;

•        научить анализировать тексты, преобразовывать их, выделять главное, составлять планы, графы, сжимать тексты, устраняя избыточную информацию, пересказывать их осмысленно, беседовать по тексту, развивая основную мысль текста;

•        зрительно охватывать как можно больше слов в тексте, а не отдельные слоги и слова;

•        увеличить словарный запас;

•        быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;

•        увеличить скорость мышления;

•        управлять своим вниманием;

•        мотивировать себя к саморазвитию познавательных и творческих способностей;

•        положительной самооценке за счёт повышения успешности деятельности.

Личностными задачами изучения данного курса являются:

•        развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

•        развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

•        воспитание чувства справедливости, ответственности;

•        развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

•        развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета;

•        развитие скорости мышления и скорости обработки информации;

•        развитие концентрации зрительного и слухового внимания.

Метапредметные задачи.

Регулятивные УУД:

•        научить сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

•        научить применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

•        научить анализировать правила игры.

Коммуникативные УУД:

•        научить действовать в соответствии с заданными правилами;

•        научить включаться в групповую работу;

•        научить обсуждать проблемные вопросы, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

•        научить выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

•        научить аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

•        научить сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

•        научить контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные УУД:

•        обучить использованию приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

•        способствовать овладению основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

•        сформировать умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

•        освоить техники запоминания материала, улучшить качество запоминания;

•        обучить навыкам логических рассуждений, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации и систематизации.

  1. Организация образовательного процесса

•        Направленность программы – естественнонаучная

•        Уровень программы - ознакомительный, базовый

•        Адресат программы - возраст обучающихся 7-12 лет

•        Объем и сроки реализации - 70 часов, 1 год обучения

•        Форма обучения – очная.

•        Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность занятия 40 минут.

•        Форма обучения – очная, групповая.

•        Состав групп – постоянный.

•        Количество обучающихся на занятии – 7-15 человек

•        Программу реализует педагог дополнительного образования Шилова Светлана Валериевна

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка.

  1. Виды занятий.

Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение.

- Учебное занятие – основной вид работы с детьми. На таких занятиях обучающиеся занимаются изучением техник ментальной арифметики и скорочтения.

- Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.

- Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования.

- Занятие-игра – на таком занятии группа делится на команды. Выполнение задания происходит в виде соревнования между командами. Такое занятие может использоваться как форма проверки знаний между обучающимися.

- Теоретическое занятие – изучение темы в виде беседы, лекции и т.д..

- Отработка навыков - занятия, направленные на отработку того, что у детей пока не получается. Им помогают те, кто уже усвоил знания или отточил навык. Работа ведется в парах или группах.

- Исследование, или проблемный урок. Педагог называет проблему/ставит задачу, а дети ищут ее решение.

  1. Методы обучения.

        Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (рассказ, объяснение).

- наглядный (наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу).

- практический (технологическая последовательность изготовления изделий)

        Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

        Форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальная: одновременная работа со всеми учащимися. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.

- групповая: организация работы в группах. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма.

- индивидуальная: индивидуальное выполнение заданий. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют.

  1. Формы обучения.

При изучении программы используются следующие формы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные формы – лекция и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: наглядной, игровой, изобразительной и т. д. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме.

  1. Результаты изучения программы.

Предметные.

Обучающиеся научатся

  • быстро считать в уме;
  • понимать суть арифметических действий;
  • легко справляться с решением примеров;
  • концентрировать и распределять внимание;
  • увеличат скорость и качество запоминания текстов с полным пониманием прочитанного текста;
  • значительно повысят скорость чтения про себя;
  • научится анализировать тексты, преобразовывать их, выделять главное, составлять планы, графы, сжимать тексты, устраняя избыточную информацию, пересказывать их осмысленно, беседовать по тексту, развивая основную мысль текста;
  • смогут зрительно охватывать как можно больше слов в тексте, а не отдельные слоги и слова;
  • увеличат словарный запас;
  • будут быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;
  • увеличат скорость мышления;
  • научатся управлять своим вниманием;
  • мотивировать себя к саморазвитию познавательных и творческих способностей;
  • улучшат самооценку за счёт повышения успешности деятельности.

Личностные.

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счета;
  • развитие скорости мышления и скорости обработки информации;
  • развитие концентрации зрительного и слухового внимания.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

  • научатся сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • научатся применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • научатся анализировать правила игры.

Коммуникативные УУД:

  • научатся действовать в соответствии с заданными правилами;
  • научатся включаться в групповую работу;
  • научатся обсуждать проблемные вопросы, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • научатся выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • научатся аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • научатся сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • научатся контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные УУД:
  • обучатся использованию приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • сформируют умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  • освоят техники запоминания материала, улучшить качество запоминания;
  • обучится навыкам логических рассуждений, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации и систематизации.

По отношению к себе будут:

- уверенны в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и вне учебной деятельности на этапе активного становления личности

- ориентированы на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенностей современной жизни, ее требований к каждому человеку

- понимать необходимость в освоении новых способов деятельности

- ответственными за результаты своей учебной деятельности

По отношению к другим будут:

- понимать ценность своей и чужой позиции при решении конкретных проблем

- ценить роль коллектива сверстников в становлении индивидуальной позиции личности.

  1. Условия реализации программы

Для качественной реализации данной программы созданы благоприятные условия. Все учащиеся обеспечены учебной литературой, справочниками, пособиями для подготовки к ЕГЭ, электронными образовательными ресурсами, а также разнообразным дидактическим материалом. Преподавание осуществляется в кабинете физики, который соответствует требованиям Сан Пин 2.4.1178-02.

Материально-техническая база кабинета соответствует всем современным требованиям к оснащению образовательного процесса.

  1. Содержание программы.

2.1. Программа.

Ментальная арифметика.

  1. Вводная часть. Виды абакуса и его конструкция. Основные правила набора чисел и работы на абакусе.
  2. Выполнение упражнений. Развиваем воображение.
  3. Числа от 1 до 10.
  4. Повторение пройденного материала. Больше, меньше, равно.
  5. Сложение в пределах 10.
  6. Вычитание в пределах 10.
  7. Числа до 20.
  8. Сложение в пределах до 18.
  9. Вычитание в пределах до 18.
  10. Числа до 100.
  11. Числа до 1000.
  12. Умножение и деление.

Скорочтение.

Часть 1. Комплексное занятие по скорочтению.

  1. Струп-тест.
  2. Таблицы Шульге.
  3. Клиновидные таблицы.
  4. Рисование двумя руками.
  5. Слово-фигура-число.
  6. Алфавит.
  7. Найди букву.
  8. Лабиринты.
  9. Переключалка.
  10. Чтение пальцем.
  11. Слова для отработки.
  12. Анаграммы.
  13. Волшебный квадрат.
  14. Лишние буквы.
  15. Потерянный текст.

Часть 2. Отработка упражнений по скорочтению.

  1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
  2. Работа со скороговорками.
  3. Упражнения со слоговыми таблицами:
  4. Работа с текстом на время.
  5. Упражнения на развитие угла зрения.
  6. Упражнения на развитие зрительной памяти.
  7. Упражнение на развитие слуховой памяти.

2.2. Учебно-тематическое планирование.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема, раздел

Кол-во часов

1

Вводная часть. Виды абакуса и его конструкция. Основные правила набора чисел и работы на абакусе.

1

2

Комплексное занятие по скорочтению.

1

3

Выполнение упражнений на абакусе. Развиваем воображение.

1

4

Комплексное занятие по скорочтению.

1

5

Выполнение упражнений на абакусе. Развиваем воображение.

1

6

Комплексное занятие по скорочтению.

1

7

Числа от 1 до 10.

1

8

Комплексное занятие по скорочтению.

1

9

Повторение пройденного материала. Больше, меньше, равно.

1

10

Комплексное занятие по скорочтению.

1

11

Повторение пройденного материала. Больше, меньше, равно.

1

12

Комплексное занятие по скорочтению.

1

13

Сложение в пределах 10.

1

14

Комплексное занятие по скорочтению.

1

15

Сложение в пределах 10.

1

16

Комплексное занятие по скорочтению.

1

17

Сложение в пределах 10.

1

18

Комплексное занятие по скорочтению.

1

19

Вычитание в пределах 10.

1

20

Комплексное занятие по скорочтению.

1

21

Вычитание в пределах 10.

1

22

Комплексное занятие по скорочтению.

1

23

Вычитание в пределах 10.

1

24

Комплексное занятие по скорочтению.

1

25

Числа до 20.

1

26

Комплексное занятие по скорочтению.

1

27

Числа до 20.

1

28

Комплексное занятие по скорочтению.

1

29

Числа до 20. Проверочная работа.

1

30

Комплексное занятие по скорочтению.

1

31

Сложение в пределах до 18.

1

32

Комплексное занятие по скорочтению.

1

33

Сложение в пределах до 18.

1

34

Комплексное занятие по скорочтению.

1

35

Сложение в пределах до 18.

1

36

Комплексное занятие по скорочтению. Итоговый замер скорости чтения.

1

37

Вычитание в пределах до 18.

1

38

Отработка упражнений по скорочтению.

1

39

Вычитание в пределах до 18.

1

40

Отработка упражнений по скорочтению.

1

41

Вычитание в пределах до 18. Проверочная работа.

1

42

Отработка упражнений по скорочтению.

1

43

Числа до 100.

1

44

Отработка упражнений по скорочтению.

1

45

Числа до 100.

1

46

Отработка упражнений по скорочтению.

1

47

Числа до 100.

1

48

Отработка упражнений по скорочтению.

1

49

Числа до 100. Проверочная работа.

1

50

Отработка упражнений по скорочтению.

1

51

Числа до 1000.

1

52

Отработка упражнений по скорочтению.

1

53

Числа до 1000.

1

54

Отработка упражнений по скорочтению.

1

55

Числа до 1000.

1

56

Отработка упражнений по скорочтению.

1

57

Числа до 1000.

1

58

Отработка упражнений по скорочтению.

1

59

Числа до 1000. Проверочная работа.

1

60

Отработка упражнений по скорочтению.

1

61

Умножение и деление.

1

62

Отработка упражнений по скорочтению.

1

63

Умножение и деление.

1

64

Отработка упражнений по скорочтению.

1

65

Умножение и деление.

1

66

Отработка упражнений по скорочтению.

1

67

Умножение и деление.

1

68

Отработка упражнений по скорочтению.

1

69

Умножение и деление. Проверочная работа.

1

70

Отработка упражнений по скорочтению. Итоговый замер скорости чтения.

1

ИТОГО:

70 часов



Предварительный просмотр:

Упражнения

  1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
  2. Работа со скороговорками. «Я учусь говорить быстро» - во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки. Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
  3. Упражнения со слоговыми таблицами:

 «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами.

Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту – делается отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём.

Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.

«Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая последний слог.

«Марсианские» стихотворения. Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.

  1. Работа с текстом на время. При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
  2. Упражнения на развитие угла зрения. Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать «Таблицы Шульге». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1 минуту. Варианты заданий: - Назови и покажи все числа в порядке возрастания. - Назови и покажи все числа в порядке убывания. - Покажи все четные числа.
  3. Упражнения на развитие зрительной памяти. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. Упражнение «Корректурная проба». На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут Ч (А)». Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.
  4. Упражнение на развитие слуховой памяти. Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для запоминания составляется рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

программа кружка "основы ментальной арифметики"

Программа кружковой работы в рамках внеурочной деятельности "Основы ментальной арифметики" второй год обучения...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...