Инструментарий для диагностики готовности к школе. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
учебно-методический материал

Пагма Саномбаловна Доржиева

Беседа о школе  (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda._metodika_t.a._nezhnovoy_i_dr._.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о школе

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу?

1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б.

В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура.

В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей.

Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает….

Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»


Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

1. Да – А, не знаю, нет – Б.

2.  А – называет школьные предметы, уроки;

     Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3.  А – нет, не хочу.

     Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

4.  А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность,    

    заинтересованность в новых знаниях и умениях;

     Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

5. А – нет;

    Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

6.  А – школа А, Б – школа Б

7.  А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки,      

     хочешь ли пойти в школу и пр.)

     Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со    

     школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А

     еще о чем он тебя спросит?)

8. А – выбор отметки,

    Б – выбор игрушки, шоколадки.


Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни.

0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Диагностика готовности к школе

Методика обследования готовности к школе...

"Школьный старт" диагностика готовности к школе.

Этот материал позволит педагогу сделать правильный выбор при подборе КИМов УУД для первоклассника....

Модифицированные методики Т.А. Нежновой, Л.Л. Венгера, Д.Б, Эльконина- Давыдова

Данные методики любой учитель может апробировать на своем классе...

Инструментарий для диагностики готовности к школе. Методика "Да и нет" (Гуткина Н.И.)

Методика «Да и нет »  по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (Гуткина Н.И.)...

Инструментарий для диагностики готовности к школе. Тест школьной зрелости Керна - Йерасека

Тест школьной зрелости Керна - ЙерасекаСодержание: тест Керн-Йерасека состоит из  нескольких частей:а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры);б) копирование фразы из письменных букв...