Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"
материал

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СДАЙД 1.

Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он собрал всех своих последователей и  сказал им:                        

- У меня возникла проблема. В стене позади меня находится самая большая и тяжелая дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?

Многие из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой.  Только один ученик подошел к двери, тщательно её исследовал, внимательно  рассмотрел  её и ощупал. Он глубоко вздохнул, сосредоточился и  толкнул дверь. Дверь с легкостью открылась. Она  была  просто  прикрыта, но не заперта.

Мудрец нашел единомышленника и сказал ему: "Ты будешь моим преемником, потому что полагаешься  не  только  на  то, что  видишь  и  слышишь, но надеешься  на  собственные  силы  и  не  боишься  сделать  попытку". 

     

 СДАЙД 2.

Не бояться  сделать  попытку, стать маленькими  исследователями  я  стараюсь  научить  своих учеников.

      Наработанный опыт и требования новых стандартов  вызвали  необходимость  в  создании стройной  системы  такого образовательного процесса, в  основу  которого  была  бы  положена  исследовательская  деятельность.

          СЛАЙД 3.

     Я представляю опыт по теме «Исследовательская деятельность как средство формирования УУД  младших  школьников  на  уроках и внеурочной  деятельности».

         СЛАЙД 4.

Для начала ответим на вопрос «Может ли младший школьник быть исследователем?»

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретён жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод».

   Ребенок любознателен от природы, ему интересно всё: всё хочется потрогать, попробовать, изучить. Это врожденные исследовательские качества, которые нужно развивать, а не подавлять. Именно на начальной ступени обучения ребёнок стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. Именно исследовательская деятельность... является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

         СЛАЙД 5.

 И именно  она является одним из наиболее эффективных условий  для разрешения данных противоречий 

           СЛАЙД 6.

  Организуя исследовательскую деятельность, я стараюсь формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырёх лет обучения в начальной школе. Эту деятельность я поделила на несколько этапов.

СДАЙД 7.

    Первый этап -первый класс. Он  включают в себя: 
• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; 
• развитие умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; развитие способности видеть проблемы
• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. 

        СЛАЙД 8

Здесь  использую следующие методы и способы деятельности: коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций; игры-занятия, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. 

     Данные упражнения, методы и способы деятельности  способствуют формированию всех видов УУД

       

         СЛАЙД 9

      Второй этап  ориентирован  на:

-приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

- развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы,

- оформлять результаты исследования;

- поддержание   самостоятельности  школьников.

        СЛАЙД 10

На 3 этапе (3-4 классы) по сравнению с предыдущими этапами обучения идёт усложнение деятельности, которое заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в постановке и решении самими школьниками этих задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

       

  СЛАЙД 11

Организацию учебного исследования строю по методике Шумаковой Н.Б., в которой  выделяется шесть основных этапов:

I. Мотивация или создание проблемной ситуации. Здесь использую такие приёмы, как создание исследовательской ситуации, «приём загадки", «приём ключевых слов», приём «выполнимое/невыполнимое действие». На данном этапе формируются регулятивные и  познавательные УУД: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы.

II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы) 

III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)

IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

На 2-5 этапах формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД

VI.  На этапе подведения итогов и рефлексии  происходит оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы

СЛАЙД 12.

     При организации внеурочной деятельности  опираюсь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова, где  он предлагает   следующие основные этапы исследовательской деятельности.    Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность для формирования и развития регулятивных и познавательных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.  

СЛАЙД 13

В своей  работе я использую следующие методы исследования. Наблюдение. Данный метод позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. У детей имеется  возможность наглядно, через собственный опыт, получить информацию по данной теме (познавательные УУД).

СЛАЙД 14

... опыты и эксперименты  позволяют формировать умение учащихся  структурировать знания (познавательные УУД), планировать, прогнозировать, корректировать, оценивать свою деятельность (регулятивные УУД), участвовать в обсуждении проблем, строить  сотрудничество с одноклассниками (коммуникативные УУД).

СЛАЙД 15

... метод  социальных  опросов и анкетирования  развивает умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, обеспечивает сотрудничество со сверстниками и взрослыми (коммуникативные УУД); формирует умение учащихся структурировать знания (познавательные УУД).

СЛАЙД 16

... работа с различными источниками информации предполагает поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и  понимание (познавательные УУД).

СЛАЙД 17

Результативность опыта по формированию УУД младших школьников через исследовательскую деятельность оценивалась с помощью систематически проводимых диагностик.

      Диагностика исходного и заключительного уровней сформированности УУД свидетельствует о повышении высокого уровня на 19 %  и снижение низкого уровня на 9%.

СЛАЙД 18

Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих конкурсов.

В районном конкурсе "Я - исследователь" (3 и 1 место)

 СЛАЙД 19       В  региональном  этапе конкурса «Я - исследователь» (3 место)

СЛАЙД 20

Победа  в районном конкурсе  творческих работ

И лауреаты 1 тура  международной эвристической олимпиады "Совёнок"

СЛАЙД 21

И в конце своего выступления  вернусь к притче. Мы – мудрецы, мы  должны  разбудить в  каждом  ребёнке  величайшего творца  и   гения.

СЛАЙД 22        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников

Методические рекомендации по форированию УУД младших школьников...

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира.

Благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся: естественным образом происходит соединение теории и практики. Если с раннего возраста детей включить в...

"Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО."

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Вашему вниманию предлагаю познакомиться,  как в начальных кл...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...