Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.
методическая разработка

ВАСИЛЕВСКАЯ СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА

Проблема активности личности в обучении

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает, что главным направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

           Как гласит китайская притча : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;           ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО.

Уроки в начальной школе.

Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

        

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Проблема активности личности в обучении……………………………..……4-9

Характеристика основных активных методов обучения……………………10-12

Формы и особенности использования активных методов обучения…….…13-15

Заключение ……………………………………………..…………………...…16-17

Список литературы……………………………………………………….……18


Введение

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Проблема активности личности в обучении

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает, что главным направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

           Как гласит китайская притча : «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;           ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.

Выделяют 3 уровня активности:

• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

•  Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

 Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

•  принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

•  самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.    

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной  деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Разделение на пассивные, активные и интерактивные методы довольно условно, так как в практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса.

Приложение 1 ( схемы, указывающие на особенности этих методов и определим  разницу).

Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:

  • одностороннее, линейное взаимодействие;
  • учитель - центральная фигура, он источник информации;
  • учитель распределяет время, работу;
  • учитель много контролирует;
  • ученик - пассивный объект воздействия;
  • нет активного творчества учащихся,
  • нет алгоритма взаимодействия друг с другом;
  • нет инициативы учащихся, самостоятельности.
  •  ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника
  • Ученики не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.
  • обратная связь на уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
  •  нетрудоемкая подготовка урока
  •  возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках.
  • Основные методы это лекция, чтение, опрос.
  • авторитарный стиль обучения.

Активные стратегии или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:

  • ученик  не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности;
  • темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения;
  • нет жесткой структуры урока, т.к. учитель готов действовать по ситуации.
  • общение в системе ученик-учитель,
  •  наличие творческих  заданий
  • демократический стиль обучения

Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Роль преподавателя резко изменяется:

  • учитель перестает быть центральной фигурой и главным источником информации;
  •  роль учителя - определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся;
  • учитель консультант, помощник при серьезных затруднениях;
  • учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися;
  • источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.
  • процесс обучения во многом идет через проживание опыта
  • ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися
  • все ученики активно взаимодействуют между собой.
  • обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
  • Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока
  •  Основная особенность упражнений и заданий  в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.

Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. В литературе, зачастую, активные и интерактивные методы рассматриваются в единой системе.

Характеристика основных активных методов обучения

Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. 

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Активные методы обучения

     Анализ конкретных ситуаций (case-study) —развивает способность к анализу  жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации и формировать программы действий. 

         Тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения;

• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

•  ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

• оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.    

Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

•  наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

•  разделение участников на небольшие соревнующиеся группы и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи);

• проведение заключительного заседания, на котором с применением метода разыгрывания ролей группы публично защищают разработанные варианты решений (с их предварительным рецензированием).

                Деловые игры — метод организации активной работы учащихся, моделирующий профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

          Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление.

           Проблемный семинар. Перед изучением раздела преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с его содержанием. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу.

 Тематическая дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Тематическая дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» и деловой игры.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с

групповой консультацией. Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.

Формы и особенности  использования активных методов обучения

Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:

Дидактические цели занятия

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала

Тематическая дискуссия, мозговой штурм

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

Мозговой штурм, деловые игры

Развитие способности к самообучению

Деловые игры,  ролевые игры,

анализ практических ситуаций

Повышение учебной мотивации

 Деловые игры,  ролевые игры,

обучение с использованием компьютерных обучающих программ

Отработка изучаемого материала

Тренинги

Применение знаний, умений и навыков

Анализ практических ситуаций

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Тематическая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности

Деловые игры,  ролевые игры,

анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения

Ролевые игры

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов

Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции

Анализ практических ситуаций

Развитие навыков принятия решений

Анализ практических ситуаций

Развитие навыков активного слушания

Тематическая дискуссия

В зависимости от типа используемых методов активного обучения на уроке

может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание.

      Приведём  примеры использования активных методов на уроке. Допустим, учителю необходимо проверить знания табличного умножения с одновременным активным участием учащихся. Это будет мини – игра «Карусель».

 Командирам групп необходимо рассчитать всех членов своей команды на 1,2, тем самым, образуется пара. Первые номера встают в круг спиной в центр, вторые номера - к ним лицом. Первые номера задают вопросы по таблице умножения, а вторые номера  - отвечают. По сигналу колокольчика внешний круг сдвигается на 1 человека по часовой стрелке.

Другим вариантом этого метода является следующая организация работы учеников: у каждого ученика внутреннего круга есть листик с конкретным вопросом,  и он во время перемещения собирает максимум информации, аспектов и взглядов на данную проблему. В конце происходит слушанье полученных результатов. В результате использования этого метода является активное обобщение существующих у учеников знаний в некое общее достояние.
       Ротационные (изменяющиеся) тройки. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления и освоения. Чтобы организовать этот вид деятельности от учителя требуется объединить учеников в тройки (1-й, 2-й, 3-й) таким образом, чтобы все тройки образовали круг. Каждой тройке даётся вопрос (одинаковый для всех), только он должен иметь неоднозначные ответы, каждая тройка ищет свой ответ на вопрос. Потом происходит перемещение учеников, например, под номером один в другую тройку, и таким образом учитель может двигать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Заключение

Изучение научной  и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что активное обучение – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к эти методы  стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:

  • формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;
  • получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;
  • повышению активности и самостоятельности учащихся;
  • овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;
  • осознанию учеником ценностей совместного труда;
  • повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;
  • эстетическому воспитанию;
  • формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Таким образом, применение активных методов обучения позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности любых информационных ресурсов, что, несомненно, будет способствовать активному  формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

          В результате учащиеся учатся искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

Список литературы

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,         2001.
  3.      Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
  4. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
  5. Кукушин В.С. Педагогические  технологии. Ростов - на – Дону. 2002.
  6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
  7. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
  8. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
  9. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.
  10. Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Формы и особенности использования активных методов обучения на уроках в начальной школе

СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...

Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»

В разработке представлены требования к уроку при работе с детьми ОВЗ. А так же  педагогические технологии, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ, дающие положительную динамику в развитии обучающихс...

Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.

       Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприят...