Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
статья (4 класс)

Климина Елена Юрьевна

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для этого, несомненно, есть определенные основания.

Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от взрослых. Все это признаки кризиса. Но связан он не только с закономерным рубежом психологического развития детей, но и с логикой обучения в школе, резким переходом из одной социальной ситуации в другую.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения одного учителя, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Некоторые, напротив, чувствуют себя вольготно. Задача учителя начальных классов помочь подготовиться к предстоящим изменениям. Работа с самими детьми – это прежде всего помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов самостоятельной организации учебной деятельности.

В этот период важно обеспечить дальнейшее поступательное развитие ребёнка, его психологическое благополучие.

Будут полезны посещения уроков в выпускных классах начальной школы педагогами-предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, форм и методов организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога с детьми и учащихся между собой для использования приемов обратной связи в 5-ых классах, программой и системой требований учителей начальной школы.

Важны рекомендации учителей начальной школы учителям-предметникам по организации индивидуальной и дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся на будущий год, характеристики особенности учебной, внешкольной деятельности детей, взаимоотношения в классном коллективе, отношение родителей учащихся к учебе, школе.

Адаптация необходима не только детям, но и родителям. Учитель начальных классов должен уже в конце выпускного четвёртого класса донести информацию, что переход из начальной школы в среднюю, может привести к стрессу ребенка, в связи с чем необходимо прилагать особенные усилия для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе. Необходимо безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится». Важно обратить внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.

Не ограничивать родителям свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирать время, свободное от домашних дел, и внимательно беседовать с ребенком о школе. Запоминать отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает, использовать их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, важно уточнять у ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Важен совет о регулярных беседах с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Основными помощниками родителей и педагогов в этот период являются терпение, внимание и понимание.

Таким образом, только совместными усилиями учителя начальных классов, учителей-предметников средней школы и родителей можно помочь ребенку преодолеть трудности дезадаптации, почувствовать себя успешным и компетентным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsess_perehod_iz_nachalnoy_shkoly.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь учителя начальной школы в адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Переход детей из начального в среднее звено школы психологи и педагоги уверенно называют кризисом. Для этого, несомненно, есть определенные основания.

Наблюдения за состоянием детей, отслеживание их школьной успешности показывают, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными от взрослых. Все это признаки кризиса. Но связан он не только с закономерным рубежом психологического развития детей, но и с логикой обучения в школе, резким переходом из одной социальной ситуации в другую.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения одного учителя, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Некоторые, напротив, чувствуют себя вольготно. Задача учителя начальных классов помочь подготовиться к предстоящим изменениям. Работа с самими детьми – это прежде всего помощь в освоении нового стиля общения с взрослыми и сверстниками, регуляции собственного состояния, выработке эффективных приемов самостоятельной организации учебной деятельности.

В этот период важно обеспечить дальнейшее поступательное развитие ребёнка, его психологическое благополучие.

Будут полезны посещения уроков в выпускных классах начальной школы педагогами-предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, форм и методов организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога с детьми и учащихся между собой для использования приемов обратной связи в 5-ых классах, программой и системой требований учителей начальной школы.

Важны рекомендации учителей начальной школы учителям-предметникам по организации индивидуальной и дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся на будущий год, характеристики особенности учебной, внешкольной деятельности детей, взаимоотношения в классном коллективе, отношение родителей учащихся к учебе, школе.

Адаптация необходима не только детям, но и родителям. Учитель начальных классов должен уже в конце выпускного четвёртого класса донести информацию, что переход из начальной школы в среднюю, может привести к стрессу ребенка, в связи с чем необходимо прилагать особенные усилия для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе. Необходимо безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Одобрение: «Я тебя люблю», «Я верю, ты сможешь», «Я с тобой, у тебя все получится». Важно обратить внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.

Не ограничивать родителям свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирать время, свободное от домашних дел, и внимательно беседовать с ребенком о школе. Запоминать отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает, использовать их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, важно уточнять у ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Важен совет о регулярных беседах с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Основными помощниками родителей и педагогов в этот период являются терпение, внимание и понимание.

Таким образом, только совместными усилиями учителя начальных классов, учителей-предметников средней школы и родителей можно помочь ребенку преодолеть трудности дезадаптации, почувствовать себя успешным и компетентным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено. (Из опыта работы)

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему: "К вопросу адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено". (Из опыта работы)...

Программа тренинговых занятий "Профилактика дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено"

Данная программа направлена на предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено....

Родительское собрание "Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в основную"

Данный материал содержит в себе доклад,анкету,памятки для родителей, с которыми можно ознакомить родителей(законных представителей) на последнем в начальной школе собрании....

Статья "Проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее в рамках реализации ФГОС второго поколения"

В данной статье рассмотрена проблема адаптации учащихся при переходе из начального звена в среднее и представлены способы предотвращения появления дезадаптации....

Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"

Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"...

"Проблемы адаптации учащихся при переходе из начальной школы в пятый класс"

Проблемы адаптации учащихся особенно актуальны при переходе из начальной школы в пятый класс.                              ...