Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одарённых детей
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы учащихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одарённых детей 

Яфисова Светлана Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №36 г.Казани

Внеклассная работа по предмету является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Олимпиады, КВНы, интеллектуальные марафоны, соревнования, «блиц-турниры», конференции, кружки охватывают учащихся, имеющих особые способности и склонности к той или иной учебной дисциплине, а следовательно, не позволяют вовлечь большее число школьников, что может привести к потере интереса последних к изучаемому предмету. В этой связи возникает необходимость в ситуации, создающей всплеск эмоций, ощущение праздника, а самое главное – чувство личной значимости для каждого ученика. Таковой может быть Предметная Неделя, которая одновременно стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность, но и несет в школу праздничность, состязательность. 

Предметная Неделя требует от учителя постоянной работы над собой, постоянного пополнения, обогащения своих знаний, повышения общетеоретического, методического и общепедагогического уровня. В то же время эта работа дает учителю широкий простор для проявления инициативы и творчества, помогает стать настоящим мастером своего дела. В этой связи, проведение «Предметной Недели в школе» имеет большое практическое значение как для школы в целом, так и для отдельно взятого педагога.

Проведение предметной недели – это не развлечение для обучающихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и  тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.

Цели проведения предметных недель:

  • Обеспечение активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного отдыха во внеурочное время.
  • Создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, выявление одаренных детей.
  • Воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека.
  • Развитие умения работать коллективно.
  • Развитие интеллектуальных, творческих и физических  способностей детей.
  • Девиз предметных недель – Удивление! Разнообразие! Творчество!

Принцип проведения предметных недель:  каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, рисовать, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их. Загадывать (придумывать) и разгадывать  свои и уже существующие задачи и загадки.

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы учащихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности.

План предметной недели начальной школы

Наименование мероприятия

Дата проведения

Участники

Неделя русского языка и литературы

Открытие недели.

«Праздник пунктуационных знаков».

1 день

1-4 классы

3 классы

Выпуск литературной газеты.

2 день

4 классы

День родного языка.

Конкурс стихов на татарском языке.

Проба пера. Конкурс собственных стихов.

3 день

1-4 классы

День красивого письма.

4 день

1-4 классы

«Путешествие по стране сказок»

В клубе знатоков русского языка

Подведение итогов недели.

5 день

1-2 классы

3-4 классы

«Мир вокруг нас»

Выпуск стенгазеты «Путешествие по родному краю»

Конкурс поделок «Удивительное рядом»

1 день

4 классы

1-4 классы

Игра-путешествие «Счастливое лукошко»

КВН «Птичьи разговоры»

2 день

1-2 классы

3 классы

Урок окружающего мира и ОБЖ «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»

Познавательная викторина «Зелёная аптека»

3 день

1 классы

2-3 классы

Конкурс рисунков «Я рисую небо»

Игра «Полёт в космос»

4 день

1-2 классы

4 классы

День добрых дел.

Классные часы о благотворительности.

Праздник «Встреча весны»

5 день

1-4 классы

Экскурсия по Казани «Мой любимый город»

6 день

1-4 классы

Неделя математики

Конкурс счетоводов «Считаем всё!»

1 день

1-4 классы

Игра «Путешествие в страну Арифметику»

Выпуск стенгазеты «В мире цифр»

2 день

1 классы

3 классы

КВН «Считай, смекай, отгадывай!»

3 день

2 классы

Игра в шахматы. Выбираем лучшего шахматиста.

4 день

1-4 классы

Интеллектуальная игра «Самый умный»

5 день

4 классы

Неделя здоровья

Фотовыставка «Звёзды спорта нашей гимназии»

1 день

1-4 классы

Товарищеская встреча по футболу.

Игра «Пионербол»

2 день

3 классы

4 классы

День тишины. Конкурс бюллетеней «Нет вредным привычкам!»

3 день

1-4 классы

Конкурс «Самый опрятный ученик»

4 день

1-4 классы

Театрализованное представление «Секреты здоровья»

5 день

3 классы

Организация проведения предметной недели

План проведения предметной недели, написанный на большом листе бумаги, вывешивается на стенде школы за три дня до начала недели. За  пять  дней до начала недели на очередном заседании комитета по ее подготовке и проведению отчитываются ответственные за каждое мероприятие. Намечается порядок вручения призов и памятных сувениров победителям конкурсов

Открывается неделя торжественно. В течение следующих дней в классах проводятся различные мероприятия. Диапазон применяемых форм разнообразен: встречи, олимпиады, выставки ученических работ, ярмарки,  турниры, интеллектуальные игры, агитбригады, конкурсы, КВНы, разгадывание кроссвордов, устные журналы, защита проектов, практические занятия, тематические линейки и др.

Учащиеся  готовят интересные выступления, создают красивые стенды и стенные газеты, принимают участие в различных соревнованиях и викторинах. Все это дает возможность лучше и глубже узнать любимый или не очень любимый предмет, найти в нем для себя что-то новое и неожиданное.

Одним из непременных условий плодотворной работы предметных недель является подведение итогов, которое проходит открыто. На общешкольной линейке вручаем призы и грамоты призерам, победителям, участникам.   Обязательно материал помещаем на школьный сайт.

В течение всей недели учащимися ведется дневник, в который дети вносят свои впечатления, отражающие отношение к проведенному мероприятию, используя цветовую гамму. Отмечают свой вклад в работу.

Такое “новое” обучение способно, по сути, изменить стиль учебно-воспитательного процесса (легко добиться сотрудничества, сотворчества), изменить тип овладения знаниями. В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. Предметная неделя  – это праздник длиною в целую неделю.

Изучив психолого-педагогическую, методическую литературы и опыт работы школы я пришла к выводу, что организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения  - одна из составляющих образовательного процесса. 

Особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательны  и необходимы учебные предметы, найти новых друзей. Также предметная неделя пробуждает интерес к учебным  предметам; выявляет одаренных детей; воспитывает у слабоуспевающих ребят веру в свои силы, возможности.

Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного,  предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.

Неделя показывает не только возможности учащихся, но и возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. Очень важно, чтобы неделя для педагогов  стала возможностью апробации новых технологий, новых  форм организации урока. Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному мастерству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и развитие одарённости детей как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы...

Выявление и развитие одарённых детей

Сообщение по теме " Выявление и развитие одарённых детей"...

"Выявление и развитие одарённых детей"

Презентация на тему "Выявление и развитие одарённых детей"...

Организация работы по выявлению и развитию одарённых детей на этапе начального образования.

Статья-выступление на городском семинаре по теме "Организация работы по выявлению и развитию одарённых детей на этапе начального образования....

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...

Статья на тему "Формы работы по выявлению и поддержке талантливых детей с особыми потребностями методом игрового театрального творчества"

В условиях современной модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостояте...

План работы по выявлению и развитию одарённости детей 1-4 классов

Одаренные дети - это наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или в...