Методическая разработка на тему: "Этикет и мы".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Коровина Яна Петровна

Научить обучающихся к определенным моделям поведения. Помочь в овладении элементами культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_etiket_i_my.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для начальной школы на тему:

«Этикет и мы».

разработала Коровина Яна Петровна

                                                                    воспитатель СПб ГБПОУ

«Академия ледовых видов спорта

«Динамо Санкт-Петербург»

Василеостровского района.

Санкт-Петербург 2021

Сегодня важным моментом в становлении личности является развитие и формирование себя как специалиста, владеющего не только профессиональными знаниями и умениями, но и подготовленного к социальной адаптации, способного в будущем обеспечивать гуманизацию производственных отношений на основе развития и совершенствования коммуникативных навыков. Последние в свою очередь базируются на нравственности, на умении управлять собой, на соблюдении правил и норм взаимодействия.

Этикет – это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и понять. При этом следует помнить, что правила этикета определяются местом, временем и обстоятельствами.

Цель -приучить обучающихся к определенным моделям поведения, помочь овладеть элементами культуры общения.

Основные задачи, необходимые для достижения данной цели:

- научить управлять своими эмоциями, слышать и понимать другого человека, жить в согласии с окружающими и принимать многообразие мира.

Для достижения поставленных целей необходимо использовать следующие методы:

- информационно-развивающие (объяснения, рассказы, беседы о нормах и правилах поведения).

- репродуктивные (разыгрывание ситуаций по заданному сценарию, воспроизведение изученного материала) для закрепления знаний правил этикета и норм поведения и совершенствования умений общаться и правильно вести себя в различных ситуациях;

- проблемно-поисковые (в ходе подготовки к игре) и творчески-воспроизводящие (во время обыгрывания ситуаций по ходу игры).

Формы, такие как:

- фронтальная работа (педагог излагает материал, а студенты овладевают общей темой);

- групповая работа (во время подготовки к игре и в ходе игры), которая создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности;

- индивидуальная работа (при подготовке докладов по отдельным вопросам темы классного часа, предложенной классным руководителем).

Важным моментом развития и повышения активности личности является управление классным руководителем рефлексией студентов. В данном мероприятии классные руководители проводят рефлексию в форме анкетирования. Анкета-рефлексия дает возможность иметь реальную и подробную связь с каждым студентом, а студенту – поразмышлять.

Ход мероприятия

1 этап (подготовительный, информационно-развивающий)

Не смотря на то, что современный этикет мало чем напоминает те сложные правила, которых придерживалось окружение основоположника этикета французского короля Людовика XIV, все же часть из них дошла до нас из тех далеких времен. Фильтры исторического развития отсеяли все незначительные, бесполезные условности, и мы унаследовали от прошлого лишь самое ценное, незыблемое и рациональное, присущее большинству народов мира.

Следует отметить, что современный этикет основан на уважении личности независимо от того, на какой ступени социальной лестницы находится человек. Другая особенность – приверженность манерам и стилю поведения, соответствующим общественным потребностям. Правила этикета вполне разумны, они подсказывают самые удобные и экономичные способы взаимоотношений между людьми. Пренебрегать ими также нелепо, как, например, не замечать достижений современной техники.

После знакомства с историей этикета необходимо раскрыть суть категорий и правил повседневного этикета: приветствия, обращения, комплимента, поздравления и т.п.

Большое внимание следует уделять вопросам делового этикета, регламентирующим поведение людей при личных контактах в текущей работе, на переговорах, приемах, а так же в переписке, в разговорах по телефону.

Среди других вопросов – правила составления деловых писем, поведения за обеденным столом, способы сервировки стола, гостевой этикет, правила хорошего тона за домашним столом, этикет внешнего вида, этикет и Интернет.

На сегодняшний день издано много литературы по этикету, поэтому классные руководители имеют возможность использовать различные цитаты, факты и примеры «из жизни замечательных людей».

Для развития творческой активности студентов можно рекомендовать подготовку докладов на определенные темы.

В конце 1 этапа обучающиеся получают домашнее задание. Им предлагается самостоятельная работа с литературой по гражданскому и деловому этикету. Кроме того, студенты каждой группы должны подготовить команду для проведения второго этапа, девиз и эмблему.

2 этап 

Цели:

- развитие культуры общения и поведения.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомление с нормами поведения и правилами этикета.

Развивающие:

- содействие общему благополучному психологическому климату в коллективе;

- развитие навыков правильного поведения.

Воспитательные:

- воспитание культуры;

- формирование межличностных отношений в группе;

Игровая:

- выявить командуобучающихся, соблюдающих нормы поведения в различных социально-бытовых ситуациях, в профессиональной деятельности, как победителя игры.

Предварительная работа. В двух учебных группах формируются команды. Каждой команде необходимо придумать:

  • название, связанное с темой игры;
  • девиз;
  • представление (форма одежды, эмблема и т.п.).

  1. Организационный момент.

Приветственное слово.

1. Слово «этикет» - французское, обозначает оно «установленный порядок поведения». Но не случайно оно стоит рядом со словами «этика» и «этикетка».

Этика занимается нормами поведения, а этикетками изначально назывались специальные карточки, на которых фиксировались основные правила поведения. Такие этикетки раздавались во Франции во времена Людовика XIV, чтобы каждый мог свериться – правильно ли он поступает в той или иной ситуации. Но общие правила этикета появились задолго до этикеток.

1. Тема нашей встречи (показывает на экран) – «Этикет и мы».

Сразу же возникает вопрос: «Из чего же складывается понятие этикет?» Как вы думаете?

Студенты предлагают различные варианты.

(Варианты ответов: нормы поведения, культура и т.д.)

(Экран) Вот они, составляющие этикета:

  • воспитанность;
  • вежливость;
  • уважение к себе и к окружающим;
  • комфорт в общении.

Правила игры

  1. Брейн – ринг – это соревнование нескольких команд.
  2. В каждой команде по 8 человек.
  3. У команды – своя команда болельщиков.
  4. Игра проходит в 4 этапа. Каждый этап состоит из 5 вопросов.
  5. На обдумывание вопроса – 1 минута.
  6. Готовая к ответу команда подает звуковой сигнал с помощью погремушки.
  7. Во время пауз между этапами проводится соревнование болельщиков. Болельщики получают баллы для своей команды, то есть помогают ей победить.
  8. Судить игру будет жюри.

В жюри приглашаются:

1. _____________________________________

2. _____________________________________

3. _____________________________________

3. Ход игры

1. Любое занятие, обычно, начинается с проверки домашнего задания. Вот и у нас, до начала игры команды имеют возможность заработать первые баллы. Домашним заданием было придумать:

  • название команды, связанное с темой игры;
  • девиз;
  • представление команды (эмблема, форма одежды и т.п.).

Сейчас мы проведем жеребьевку и узнаем, какая из команд будет первой представлять домашнее задание, а какая – второй.

Уважаемое жюри, вам необходимо будет оценить каждый пункт домашнего задания отдельно по пятибалльной шкале.

2. Итак, команды отчитались о выполнении домашнего задания. Каковы же оценки нашего жюри? Пожалуйста, оценки первой команде за название, оценки второй команде за название и т.д. Коротко прокомментировать свои оценки мы попросим….Пожалуйста,…

Итак, счет нашей игры …

Начинаем I этап.

I раунд «Приветствия и встречи»

(Экран)

Кто первым здоровается при входе в помещение:

А) всегда мужчина;

Б) всегда женщина;

В) всегда старший;

Г) всегда младший;

Д) входящий;

Е) находящийся в помещении.

Когда мы впервые встречаемся с человеком, кто должен представиться первым мужчина, женщина;

  • младший, старший;
  • начальник, подчиненный.

Кто должен здороваться на улице первым:

А) стоящий;

Б) проходящий.

I этап игры окончен. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас первая пауза.

(Жюри подводит итоги I раунда).

Пауза 1. «Правила ведения беседы» 

Назовите 5 правил ведения беседы (ответ - в письменном виде). На обсуждение 1 минута.

Возможны следующие варианты:

  • вести разговор вежливо
  • говорить ровным голосом
  • смотреть в глаза собеседнику
  • не перебивать
  • не использовать слова-паразиты
  • не усложнять речь, используя иностранные слова или научные термины
  • не увлекаться жестикуляцией
  • говорить четко, не глотая слова
  • выдерживать нужную интонацию

1. Пока жюри совещается, мы с вами узнаем интересные факты приветствия. Вы никогда не задумывались, почему многие люди здороваются за руку? Существуют и другие способы приветствовать друг друга.

В кинофильмах вы видели, вероятно, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпы.

2. От очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что, приучите себя не здороваться через порог.

II раунд. «Правила поведения в общественных местах»

(Экран)

  1. Кто первым входит в помещение:
  • мужчина;
  • женщина.

  1. Вы опоздали в кино, сеанс уже начался, ваши действия.

(сесть на свободное место)

  1. При входе и выходе (2 ситуации) из общественного транспорта кому отдается первенство – мужчине или женщине.

(заходит первой женщина, выходит первым мужчина)

II раунд игры окончен. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас вторая пауза.

(Жюри подводит итоги II раунда).

III раунд. «Нормы поведения в гостях»

1. Перед вами тарелка, вилка и нож. Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте, пожалуйста.

(нож и вилка должны лежать параллельно на тарелке)

2. Перед вами на тарелке куски хлеба. Продемонстрируйте, пожалуйста, как правильно нужно есть хлеб.

(кладут на салфетку или маленькую тарелочку, отламывают кусочки, берут руками)

3. Перед вами на тарелке виноград, яблоко и апельсин. Продемонстрируйте, пожалуйста, как правильно их нужно есть.

  • виноград – по ягодке
  • яблоко – очистить от кожуры ножом, вырезать серединку, есть небольшими дольками
  • апельсин – разрезать на полукольца

4. Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их вручить? Как должен вести себя получивший подарок? (2 вопроса)

1. Цветы вручают без бумаги, подарок – в красивой упаковке.

2. Подарок необходимо развернуть и поблагодарить подарившего его.

Окончен III раунд игры. Уважаемое жюри, просим вас подвести его итоги, а у нас третья пауза.

(Жюри подводит итоги III раунда).

Итак, жюри объявляет итоги заключительного раунда и игры в целом.

Благодарим всех за внимание и участие.

Анкета-рефлексия 

  1. Что Вам понравилось больше всего в игре?
  2. Что Вам не понравилось?
  3. Какие трудности испытывала команда при решении задач? Почему?
  4. Как каждый чувствовал себя в игровой ситуации?
  5. Что нового Вы открыли для себя в результате данного мероприятия?

Советы замечательных людей

Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения.

И.Кант

Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума.

Теннuсон

Народная мудрость гласит:

«Лошадь узнают в езде, а человека в общении».

«Учись вежливости у невоспитанного».

«Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани».

«Прожуй, прежде чем проглотить; прослушай, прежде чем говорить».

«Язык - один, уха – два, раз скажи, два раза послушай».

«Слово – серебро, молчание – золото».

«Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется».

«Уважен хочешь быть – умей других уважить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Методическая разработка на тему: "Этикет"

Учащиеся получат возможность узнать об истории возникновения слова "этикет" и правилах поведения в общественных местах....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка по теме "Этикет в общественных местах. Лестницы и Двери"

Дополнительное образование , работа объединения "Этикет" для учащихся 1-2 классов методическая разработка по теме "Этикет в общественных местах. Презентация "Правила поведения на л...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...