Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

Ленинского района города Саратова

    «Рассмотрено»

              «Утверждаю»

на заседании МО учителей развивающего цикла

Директор МОУ «СОШ № 76»

________(____________)

протокол №  

___________   И.А. Вехова

приказ № __________________

       от «   » августа 20     г.

  от "_____" сентября 20    г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Художественное творчество: станем волшебниками»

по направлению: общекультурное

Максимовой Е.Ю., учителя высшей категории

    Рассмотрено на заседании

 педагогического совета

                 Протокол №

     от «    » сентября 20    г.

2019 / 2020    учебный год

Пояснительная записка

Программа  курса « Художественное   творчество: станем  волшебниками» разработана  для внеурочных занятий с учащимися 1 - 4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся  средствами художественного творчества.

Задачи курса:

-развить творческий потенциал детей средствами художественного труда

-формировать прикладные умения и навыки;

-воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

        Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

       Кроме решения задач художественного воспитания, данная  программа  развивает интеллектуально творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

       Основное внимание при изучении курса уделяется духовно нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

-патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

-трудолюбия привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др. ;

-творческого отношения к учению, труду, жизни;

-формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической вы разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.)

-ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т. д. ).

      Наряду с вышеназванными, курс « Художественное  творчество:  станем   волшебниками » выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

-интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

-формирование информационной грамотности современного школьника;

-развитие метапредметных умений.

      Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков.  Программа  позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во вне урочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала,  мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с таки ми дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, рас чет необходимых размеров и др. ), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т. п. ). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность вы брать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

        Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

        Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

        Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

         Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

       Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

        На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.

         Следует помнить, что задача каждого занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложен ной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

          Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

         Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» , «Волшебные секреты»  и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами».

Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства.

        Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.

Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач:

1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;

2) в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т. д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;

3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;

4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т. д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.

Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.

Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой – конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.

     Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работ- от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (http:/ /stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».

Планируемые результаты освоения курса

«Художественное творчество: станем волшебниками »

  1 класс

Данная программа обеспечит формирование  УУД

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: мотивационная основа художественно творческой деятельности, устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения.

Обучающийся получит возможность для формирования понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач;  высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей; использовать методы и приемы художественно творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

 Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

        В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:  развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, сформировать познавательные интересы; расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;  познакомиться с историей происхождения материала, создавать полезные и практичные изделия, совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими.

Содержание курса внеурочной деятельности

№п/п

Название темы

Содержание темы

Форма организации занятия

Виды деятельности

1.

Аппликация и моделирование – 15 часов.

Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из различных природных материалов. Аппликация из геометрических фигур
(части круга и прямоугольники). Аппликация из пуговиц. Динамическая открытка с аппликацией. Аппликация из одинаковых деталей. Аппликация из круглых салфеток. Сказочные образы в технике оригами. Оригами из фантиков и чайных пакетиков. Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги.

Урок открытия новых знаний, урок – игра, урок практической направленности.

Слушать учителя, обсуждать какую- либо работу и способы ее изготовления,

Освоить технику аппликации и моделирования, объяснять поэтапное изготовление,

давать оценку своей работе, выполнить аппликацию из бумаги.

2.

Работа с пластическими материалами  - 6 часов.

Отпечатки на пластилине. Объёмная пластилиновая мозаика. Разрезание смешанного пластилина. Лепка из солёного теста. Рисование пластилином.

Урок открытия новых знаний, урок – игра, урок практической направленности.

Формировать умения раскатывания и обрубовки пластилина, изготовления слоеного пластилина, торцевания пластилина,

освоить технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина.

3.

Секреты бумажного творчества  -12 часов.

Складывание из прямоугольника. Складывание гармошкой. Складывание из квадрата динамических игрушек. Треугольный модуль оригами. Соединение модулей на плоскости. Замыкание модулей в кольцо. Композиция из выпуклых деталей. Мозаика из блёсток и бисера. Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Оригами из кругов. Моделирование цветов из бумаги и проволоки.

Урок открытия новых знаний, урок – игра, урок практической направленности.

Осваивать технику скручевания бумаги в жгут, технику изготовления ватных комков, познакомиться с техникой оригами из кругов, формирование умений создания композиции из деталей оригами.

Календарно – тематическое планирование кружка

«Художественное творчество: станем волшебниками»

1 класс

п/п

Название темы

Планируемые сроки

Дата проведения

1

Складывание из прямоугольника. Карандаши.

6.09

2

Отпечатки на пластилине. Вспомним лето. Цветы.

13.09

3

Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов.

20.09

4

Аппликация из листьев и цветов. Бабочки.

27.09

5

Аппликация из различных природных материалов. Бабочки.

4.10

6

Объёмная пластилиновая мозаика. Фрукты.

11.10

7

Складывание гармошкой. Ёжики.

18.10

8

Аппликация из геометрических фигур
(части круга и прямоугольники). Собачки.

25.10

9

Складывание из квадрата динамических игрушек.

8.11

10

Разрезание смешанного пластилина. Бабочки.

15.11

11

Треугольный модуль оригами. Забавные фигурки.

22.11

12

Соединение модулей на плоскости. Бабочки. Забавные фигурки.

29.11

13

Аппликация из пуговиц. Бабочки.  Деревья.

6.12

14

Динамическая открытка с аппликацией. Собачки.

13.12

15

Замыкание модулей в кольцо. Снежинки.

20.12

16

Аппликация из одинаковых деталей. Оригами.

27.12

17

Аппликация из круглых салфеток. Деревья.

17.01

18

Композиция из выпуклых деталей. Оригами.

24.01

19

Мозаика из блёсток и бисера. Бабочки.

31.01

20

Сказочные образы в технике оригами.

7.02

21

Оригами из фантиков и чайных пакетиков.

14.02

22

Лепка из солёного теста. Собачки.

28.02

23

Объемные фигуры в технике модульного оригами на основе формы «чаша». Лебеди.

6.03

24

Рисование пластилином. Кошки.

13.03

25

Оригами из кругов.

20.03

26

Моделирование цветов из бумаги и проволоки. Цветы.

3.04

27

Модульное оригами. Объемные игрушки. Клубника.

10.04

28

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа. Цветы.

17.04

29

Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики.

24.04

30

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево. Деревья.

8.05

31

Архитектурные сооружения в технике оригами.

15.05

32

Выпуклая аппликация из гофрированной бумаги. Деревья.

22.05

33

Выставка творческих работ.

29.05  

Литература

  1. Проснякова Т. Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2016.
  2. Проснякова Т. Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». Самара : Издательский дом «Федоров», 2016.
  3. Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Художественное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса  составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками 1 – 4 классы» -...

Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Программа "Художественное творчество: станем волшебниками"

Программа курса для внеурочных занятий...

Рабочая программа внеурочного курса для 4 класса " « Художественное творчество: станем волшебниками»

 Занятия по данному курсу познакомят обучающихся с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме ре...

Рабочая программа Мастерская творчества "Радуга успеха" для 2 класса

Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения  в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса РОСТ (развитие, общение, самоанализ, творчество)

Направленность программы – научно-познавательная и художественно-­эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Содержание деят...

Рабочая программа Мастерская творчества «Радуга успеха» для 2 класса

Вариант рабочей программы по внеурочной деятельности для 2 класса. Можно использовать и для других классов, но необходимо вносить изменения  в соответствии с календарём и интересами учителя, роди...