Педагогика сотрудничества
статья

Неумоина Елена Николаевна

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогика сотрудничества40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию»

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я». Это направление возникло в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющее собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным; ни один из них не должен стоять над другим.

Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

Любой классный руководитель мечтает создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественными проявлениями.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания.

4. Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенциалы свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка;

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему учить» и «как учить» детей:
рассмотрение содержания как средства развития личности, а не как самодовлеющей цели школы;
обучение прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
интеграция школьных дисциплин;
вариативность и дифференциация обучения;
использование положительной стимуляции учения.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают все важнейшие тенденции, по которым развивается современная школа:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;-

• возрождение русских национальных и культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• коллективное творческое воспитание;

• творческое самоуправление;

• идея ответственности;

• игра как средство демократизации личности;

• идея самоуважения;

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической правильности и целесообразности. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

Используя все эти направления педагогики сотрудничества расскажу о своем опыте классного руководства.

  • Идея совместной деятельности «ученик- ученик»

1. Совместная деятельность, на мой взгляд, базируется на умении и готовности учащегося строить диалог друг с другом. Поэтому в 1 классе, организуя работу  в парах, предлагаю учащимся использовать «Памятку общения»:

- Я думаю……, а как считаешь ты?

- На этой иллюстрации я вижу……, а что видишь ты?

- Я согласен (а) / не согласен (а) с твоим мнением, потому что….

2.  Важным  считаю умение учащегося  самостоятельно формулировать «учебный вопрос» одноклассникам.  Рассмотрим на примере задания по русскому языку: «Выпишите однокоренные слова и выделите корень».

Учитель: - Задайте одноклассникам «учебные вопросы» по заданию?

Учащиеся: -  Какие слова называются однокоренными? Какая часть слова называется корнем?

Учащиеся выслушивают ответы одноклассников, соглашаются с их мнением или возражают, доказывают, обосновывают свою точку зрения.

  • Идея развития творческих способностей учащихся.

Считаю главным  умение учителя создавать  творческую атмосферу на уроке. В УМК «Перспектива», по которой я работаю, заложено огромное количество заданий по предметам, направленных  на развитие творческих способностей обучающихся. Так на уроках литературного чтения ученики пишут первые стихотворные строчки, рассказы и отзывы. Сильным учащимся с можно поработать «Корректором» или «Редактором», т.е. откорректировать текст и исправить ошибки. За два года обучения с помощью родителей созданы  сборники творческих работ учащихся «Наши домашние питомцы», «Стихи о дружбе и  миниатюры о школе».

В рубрике «Наш театр» учащиеся  инсценируют литературные произведения. Самостоятельно распределяются на группы ,  репетируют, учат роли, готовят элементы костюмов, представляют инсценировки одноклассникам, которые в свою очередь оценивают по критериям.  Слабые учащиеся имеют возможность представить «Радиоспектакль», подготовив чтение по ролям.

На уроках  курса «Окружающий мир» часто возникают вопросы, требующие обращения к дополнительным источникам. Таким образом,  ответы к вопросам, требующие дополнительной подготовки («Вопросы для любознательных»), помещаются на стенд. Учащиеся самостоятельно находят ответы  и знакомят с ними  одноклассников. Этот приём  работы  расширяет  кругозор учащихся в интересующих их областях знаний; совершенствует умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.

На мой взгляд, важно давать ребёнку право на ошибку «Спасибо за возможность ещё раз вспомнить пройденный материал», тогда он не будет бояться высказывать собственное  мнение.

В своей работе стараюсь перестроиться, сделав ставку на самостоятельную деятельность учащихся. Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс.  Основным методом работы считаю проблемно-поисковый.  Проблема - варианты решения - выбор рационального способа.

Индивидуальный подход вижу,  ориентируясь на зону ближайшего развития каждого учащегося,  иду от возможностей, которыми располагает ребёнок, используя дифференцированную  форму работы.

Педагогика сотрудничества способствует развитию не только личностных качеств, коммуникативных умений младшего школьника, но и развивает мышление, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

Педагогика сотрудничества - это развитие каждой личности.

В  данном материале раскрыты основные аспекты работы учителя   для  организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приведены фрагменты уроков,  в которых реализо...

Основы преемственности - педагогика сотрудничества

Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования...

Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.

Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...

Педагогика сотрудничества учителя и ученика

В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем  педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....

Педагогика сотрудничества как условие развития личности в условиях малокомплектной школы

Материал подготовлен для конференции "Проблемы современной сельской школы", проходившей в г. Архангельске  2009 год...

Педагогика сотрудничества

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством ...