Работа с текстом - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии универсальных учебных действий
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Читательская компетентность, или грамотность чтения, которая предполагает способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей по праву считается фундаментом всего образования и необходима для успешного решения социальных, профессиональных, личностных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_tekstom.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с текстом - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии универсальных учебных действий»

Семилет С. А.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований.

Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладение младшими школьниками умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Читательская компетентность, или грамотность чтения, которая предполагает способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей по праву считается фундаментом всего образования и необходима для успешного решения социальных, профессиональных, личностных проблем.

Подсистемы обучения взаимосвязаны, особенно на практическом уровне. Одним из связующих компонентов может выступать работа с текстом. Речевая (языковая) среда- это «речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио, телевидения, язык читаемых книг и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках не только обучающей, но и развивающей речевой среды является текст.

Каждый современный учитель понимает, что формирование традиционных знаний, умений, навыков недостаточно. Необходимостью стало подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность. В этом плане велика роль уроков чтения. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Учителю необходимо осваивать новые технологии, изменять содержание уроков, чтобы в какой-то мере приобщить учеников к чтению. Необходимо использование перспективных педагогических технологий, одной из которых - является технология продуктивного чтения, способствующая обеспечению нового качества образования за счет сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных ФГОС: 

1.Коммуникативных – умение формулировать свои мысли, понимать собеседника.

2.Познавательных – приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее.

3.Личностных – умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст.

4.Регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем представляют героев, предполагают тему, содержание.

Если дети читают текст дома работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

Возможны вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.

Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Учащихся необходимо научить - понять идею произведения, замысел автора; почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

В своей работе использую различные виды работы с текстом: чтение всего текста; чтение, деление на части (составление плана); чтение по готовому плану, чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома; чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу; чтение цепочкой по предложению; чтение цепочкой по абзацу; чтение, нахождение отрывка к рисунку; чтение, ответы на вопросы; нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении. В работе я использую различные приемы для понимания текста: разные виды пересказа, анализ иллюстраций, дидактические игры, чтение по ролям, придумывание небольшого рассказа о герое.

Необходимо ориентировать урок на умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми». Важно на уроке систематически и целенаправленно знакомить ребёнка с изобразительными возможностями языка.

Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. В итоге учащиеся должны научиться определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. выразительно читать и пересказывать текст; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Современная школа – это частица жизни, где ученик учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий в 1 классе и используемые формы и методы организации учебной работы учащихся

Планируемые результаты на конец 1 классаТиповые задачи формирования УДД, методы и формы организации учебной работы учащихся, ситуациями и процедурами взаимодействияЛичностные универсальные учебные дей...

Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен...

Результаты диагностики уровня развития универсальных учебных действий в 1 классе

Были использованы следующие типовые задачи: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).Задание  на учет мотивов героев в решении  моральной диле...