Доклад по теме самообразования: «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития в начальной школе»
статья (1 класс)

 Шакирова Финзира Галимзяновна

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областям науки, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полностью раскрыть свои способности.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность, проблема данной темы самообразования. 

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме  «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития в начальной школе». Данная тема привлекательна и актуальна для меня как для молодого педагога. Свое выступление я хочу начать со слов Сухомлинского.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областям науки, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полностью раскрыть свои способности.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Цель исследования - выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей.

Объект исследования — творческие способности младших школьников.

Предмет исследования — учебный проект, посредством которого осуществляется развитие творческих способностей младших школьников.

Задачи исследования:

  • создание и функционирование системы поиска и диагностики талантливых и одаренных детей;
  • повышение учебной мотивации одарённых детей;
  • внедрение в образовательный процесс эффективных образовательных технологий, позволяющих повысить продуктивность деятельности одарённых детей на уроке;
  • развитие познавательной активности учащихся.

Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями;
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции.

Этапы работы по теме самообразования.

1.Подготовительный (2020-2021 годы):

- выбор темы самообразования;

- целеполагание;

- повышение квалификации по теме;

-проведение теста и анкеты с учащимися на выявление творческих способностей;

- изучение литературы.

2.Основной (2021- 2022 годы):

- освоение и внедрение творческих технологий в учебный процесс;

- внедрение проектного метода обучения;

- участие в конференциях, конкурсах, мероприятиях.

3.Заключительный (2023-2024 год):

- обобщение и распространение опыта работы по данной теме.

Планируемый результат работы – создание выявления и поддержки одаренных детей, сопровождение их на всех этапах получения образования.

Теоретическая часть

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

  1. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
  2. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  3. Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  4. Не могут четко развести реальность и фантазию.
  5. Хорошо развито чувство юмора.
  6. Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».
  7. Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

     Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

  1. Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников

Практическая часть моего исследования заключается в участии в международном практикуме «Научное общество обучающихся как одна из форм организации работы с одаренными детьми в условиях ФГОС.

С учащимися 1б класса был проведен тест на выявление творческих способностей. Этот тест заключался в следующем: детям были предложены фигуры. Их задача состояла в том, чтобы докончить эти фигурки, добавить свои элементы и раскрасить. Самые удачные и яркие рисунки я представила на слайдах.

Также с учащимися была проведена анкета «Как я вижу себя». Целью данной анкеты была самооценка обучающихся.

Заключение

Важнейшая задача общества  - сохранить и развить одаренность каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходиться быть очень внимательным к каждому ребенку, его способностям и особенностям.

В заключении хочется отметить, что чем больше информации в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но, никакой современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечит педагогу самое главное — это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения

В этой статье рассказывается о направлениях работы с одарёнными детьми в начальной школе....

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе

Данный материал можно использовать в качестве выступления...

Статья "Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения"

В статье говорится о методах и приёмах работы с одарёнными детьми в начальной школе....

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе

Одарённость человека – это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли  и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать всё, чтобы он в...

Презентация на тему "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация на тему "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"...